УДК 94(47).083

Гуларян А.Б.

Орловский государственный аграрный университет

Третьяков О.В.

Академия ФСО РФ

РАЗВИТИЕ ПРЕССЫ И ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ.

(На примере орловской губернии)

 

Общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.[1]

Под социальным институтом здесь понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", т.е. "власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия". Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества.[2]

В России проблема изучения общественного мнения стала рассматриваться научным сообществом на рубеже XIX - начала XX вв. В теоретическом, научном плане общественное мнение начинает изучать профессор Московского университета В.Хвостов. В 1900 г. вышла в свет монография земского статистика П.М.Шестакова "Рабочие на мануфактуре «Товарищество Эмиль Циндель» в Москве", в которой были приведены интереснейшие данные наблюдений за жизнью и материалы опросов мнений фабричных рабочих. Появление первых научных работ может служить системным индикатором возникновения нового общественного явления, которое нуждается в объяснении.

В конце XIX – начале ХХ века в России общественное мнение развивалось как в легальных, так и в нелегальных формах. Это выражалось, прежде всего, в становлении провинциальной прессы, которая становится серьезно действующим общественным фактором.

В России на протяжении XVIII века газета не играла ведущей роли, уступая журналам. Две официальные газеты - "Санкт-Петербургские Ведомости" (издавались с 1728 г.) и "Московские Ведомости" (с 1756 г.) вполне удовлетворяли потребности грамотного населения в информации. Период оживления газетного дела в России наступил только в начале XIX века[3].

До конца 30-х годов XIX века  газеты и журналы печатались исключительно в столицах – С-Петербурге и Москве, откуда рассылались иногородним подписчикам. Создание провинциальной прессы сделало возможным оперативное информирование населения регионов о положении дел в стране и мире. В начале ХХ века 75 % органов печати издавалось за пределами столиц.[4] Правительство целенаправленно формировало информационное пространство Российской империи через сеть местных правительственных изданий. Жесткие нормы российского права, касающиеся пропаганды идей, альтернативных официальной идеологии и четкая работа института цензуры привели к возникновению практики печати оппозиционных изданий в эмиграции или нелегальному их изданию в России[5].

Во второй половине XIX века в газетное дело все сильнее проникают капиталистические отношения. Частный капитал активно включался в развитие прессы, предлагая информацию как товар. Крупные издатели (А.С.Суворин, И.Д.Сытин и другие) приступают к созданию газетно-журнальных объединений. Всего в 1900 г. в России издавалось 25 газет, тиражи крупнейших из которых достигали сотен тысяч экземпляров, а к началу Первой мировой войны их число возросло до 1856 с общим разовым тиражом 7 миллионов экземпляров.

Ядро системы периодической печати составляли правительственные издания – министерств и ведомств в Петербурге, администрации губерний, областей и генерал-губернаторств. Они помещали официальную правительственную информацию и руководящие статьи, имеющие своей задачей придать определенное направление общественному мнению.

Наиболее важными столичными изданиями считались газеты "Петербургские ведомости" (1728-1917), "Московские ведомости" (1756-1917),"Сенатские ведомости" (1809-1917). Органом военного ведомства считался "Русский инвалид" (1813-1917), Министерство внутренних дел издавало "Правительственный вестник" (1869-1917).[6] С 1838 года начали выходить официальные губернские и областные газеты. По традиции они стали называться "Ведомостями". Издавались они по единой программе и делились на две части – официальную и неофициальную. Официальная часть печатала правительственную информацию и распоряжения местной администрации. Неофициальная часть заполнялась краеведческими материалами. Руководство "Ведомостями" по законам возлагалось на местную администрацию, а общий надзор – лично на губернатора.[7]

Вторыми по значению были издания Русской Православной церкви. Синод РПЦ издавал одну центральную газету "Церковные ведомости". В каждой епархии издавались "Епархиальные ведомости". В Европейской России границы епархий и губерний практически совпадали. "Епархиальные ведомости" издавались также по единой программе, утвержденной Синодом. Официальная часть состояла из распоряжений Синода и местной духовной консистории, неофициальная – из проповедей, бесед на религиозно-нравственные темы, историко-статистических материалов по епархии. Руководил работой "Ведомостей" епархиальный архиерей.[8]

В конце XIX века создаются условия для бурного развития в России частной прессы. Возможность оперативного получения сведений по телеграфу и деятельность информационных агентств по сбору и предоставлению редакциям подборок важнейших сообщений позволяют местной частной прессе активно включиться в формирование единого информационного пространства страны. В тоже время частная пресса испытывает на себе сдерживающее влияние политического режима и социальных условий.

Столичные частные издания вынуждены были решать проблемы доставки и сбыта своего тиража в провинции. В начале XX века единственным столичным изданием, распространяемым в стране регулярно, являлась газета "Новое время". Издатель газеты, А.С.Суворин, получил от правительства монопольное право торговли прессой на станциях казенных железных дорог.[9] Газета "Новое время" была изданием универсального содержания: публиковала распоряжения правительства, придворную хронику, телеграфные сообщения из провинции и из-за границы, литературную и театральную критику, новости спорта и биржи.

Местные частные издания испытывали на себе двойное давление: нехватку средств и стеснительные ограничения царской администрации. Известный общественный деятель и историк земства И.П.Белоконский[10] так описывает положение провинциальной прессы в период правления Александра III: "Положение провинциальной печати было настолько убийственно, что она еле влачила свое существование, а участие в ней – своего рода подвиг, крест. И это потому, что провинциальная пресса не только не доставляла сотрудникам средств для существования, но, наоборот, требовала от них полного самоотвержения, ригоризма, до голода включительно. Поэтому сотрудничество в провинциальных газетах было делом идейным, на которое способна только бескорыстная русская интеллигенция, ошибочно видевшая в прессе одно из средств достижения своих идеалов. Говорим «ошибочно», потому что убийственная цензура губила, вытравляла всякую живую мысль из периодических органов провинциальной печати".[11] В начале ХХ века примерно половина возникающих частных изданий прекращалась в течение первого года, и только 33 % отмечали десятилетний юбилей. Например, в городе Угличе Ярославской губернии в начале ХХ века последовательно выходили газеты "Угличанин" (1906-1908), "Голос угличанина" (1910-1911), "Угличская мысль" (1911-1915) и "Угличский край" (1912-1916).[12] Но газеты-однодневки подготавливали почву для долговременных органов печати.

К 1913 году местные частные газеты издаются во всех губерниях и областных центрах Европейской России и Сибири (кроме острова Сахалин). Если названия правительственных изданий были унифицированы - "Ведомости", "Вестник" – то логотипы частных газет достаточно разнообразны: "Почта", "Новости", "Курьер", "Телеграф", "Обозрение", "Дневник", "Слово", "Голос", "Молва", "Речь", "Мысль", "Правда", "Эхо", "Заря", "Утро", "День", "Минутка", "Жизнь", "Время", "Земля", "Край".[13] Большинство местных газет представляли собой издания универсального содержания: в них сообщались новости российской жизни, хроника международных событий, печатались литературные произведения, рецензии на театральные постановки, прогнозы погоды и т.д.

Но развитие печати в Российской империи сдерживалось весьма существенным социальным фактором – неграмотностью населения. По денным первой переписи населения 1897 года самостоятельно читать газеты и журналы мог только каждый пятый житель страны. В Европейской России проживало 80,6 % грамотного населения, на Кавказе – 3,2 %, в Сибири – 1,8 %, Средней Азии – 1,5 %.[14]

В конце XIX века в Орловской губернии издавались два официальных органа - "Орловские губернские ведомости"[15] и "Орловские епархиальные ведомости".[16]

"Орловские губернские ведомости" издавались при губернском прав­лении и являлись официальным органом местной администрации. Как уже указывалось выше, "Губернские ведомости" печатали официальные распоряжения правительства и местных органов власти, освещали положение на рынке, публиковали рекламу и объявления. В рассматриваемое время  редакторами официальной части "Губернских ведомостей" были члены губернской канцелярии И.И.Турбин и Н.Г.Переверзев, редакторами неофициального раздела были последовательно Н.С.Попов, А.С.Яковлев и Д.Е.Федосеев.[17]

"Епархиальные ведомости" публиковали статьи и распоряжения церковных иерархов, касающиеся внутренней жизни церкви и церковных проблем. Орловский епископ Ириней был талантливым публицистом, он лично выступал на страницах журнала "Орловские епархиальные ведомости" с проповедями против революционных и либеральных "заблуждений".[18] Иреней апеллировал к носителям традиционного общинного сознания, которые воспринимали распад "традиционного" мира, секуляризацию сознания, разрушение святынь, выделение автономизирующейся личности как катастрофу, вторжение чуждой идеологии, победу хаоса. "Епархиальные ведомости", кроме проповедей и статей на духовно-нравственную тему публиковали также краеведческие материалы, освещали историю крещения вятичей святым Кукшей, историю храмов и монастырей Орловщины, печатали литературные произведения священников. Так, во время русско-японской войны "Орловские епархиальные ведомости" публиковали корреспонденцию с фронта священника о. Митрофана Серебрянского, участвовавшего в войне вместе с Черниговским полком.[19]

Официальным изданиям противостояла один частный печатный орган - "Орловский вестник" Эта "беспартийная независимая газета", как указывалось в подзаголовке, издавалась в Орле с 1873 по 1918 год без перерывов.[20] В июне 1886 года право на издание газеты "Орловский вестник" перешло к дворянке Н.А.Семеновой-Сентягиной. Большую часть газеты в то время составляли перепечатки из центральных изданий, [21]  а местный отдел комплектовался за счет городских сплетен и слухов. Известные в городе общественные деятели: И.П.Белоконский и А.В.Пешехонов, земские статистики, Н.Ф.Королев, инженер путей сообщения, А.Н.Рейнгардт, известный орловский адвокат, не будучи профессиональными литераторами, тем не менее, решили "поднять" эту газету, чтобы через нее оказывать влияние на общественное мнение в губернии. Они заключили с Н.А.Семеновой договор о передаче литературной части газеты в их руки и очень скоро преобразовали ее.[22] "Орловский вестник" стал давать подробнейшие отчеты о новостях общественной и культурной жизни губернии. Н.Ф.Королев стал во главе орловского литературного кружка, в котором впервые выступили молодые писатели Л.Андреев и И.Бунин.[23] В газете начинают печататься талантливые орловские журналисты К.Медведский, П.Валуев, А.Чернихин, Ф.Орловский, С.Николаев. Это превратило "Орловский вестник" в популярное периодическое издание, и вызвало одновременно столкновение редакции с губернатором П.В.Неклюдовым. После сильнейшего административного нажима со стороны губернатора Н.А.Семенова разорвала в 1894 году договор с И.П.Белоконским и Н.Ф.Королевым, а позднее продала права на издание газеты.[24] Однако преследуемой цели П.В.Неклюдов не достиг: "Орловский вестник" по-прежнему оставался возмутителем спокойствия в Орловской губернии.

Новым издателем и редактором газеты стал А.И.Аристов, сочетавший деловую хватку предпринимателя с талантом литературного деятеля. Он превратил "Орловский вестник" в крупное коммерческое предприятие, включающее не только редакцию, но и типографию и приносящее солидный доход. В 1904 году газета насчитывала 1253 городских подписчиков, 2055 иногородних, и 150 экземпляров реализовывалось в розничной продаже.[25] До 1905 года "Орловский вестник" оставался единственным независимым периодическим изданием в губернии.[26]

Человек либеральных взглядов, А.И.Аристов сумел привлечь к работе интересных, талантливых журналистов. Несмотря на то, что современники отмечали бесцветность и малосодержательность провинциальной печати, которая в основном перепечатывала наиболее интересные материалы из центральных газет,[27] орловская газета смогла сказать свое слово в формирующемся общественном мнении. Так, с 1901 по 1904 год  литературный отдел газеты возглавлял Э.И.Павчинский. Его едкие фельетоны вызывали неудовольствие местных царских властей, темных дельцов и воинствующих невежд. Редактору А.И.Аристову не раз приходилось судиться с ними. Так, в 1902 году Аристов был привлечен к судебной ответственности за публикацию без цензурного разрешения стихотворения "Зигзаги" и заметки "Тройка удалая".[28]

Вышеприведенные факты демонстрируют, что "Орловский вестник" превратился в прибежище либеральной оппозиции в Орловской губернии. Подобные явления были широко распространены в Российской империи конца XIX века. В одном из своих рапортов, датированном маем 1902 года, начальник Особого отдела Департамента полиции Л.А.Ратаев констатирует: "...недовольные лица свободных профессий чаще всего пристраиваются к печатному органу, газете или журналу, и, несмотря на стеснительные рамки, в которые поставлена периодическая пресса, пытаются изобразить в глазах читателей безрадостное положение России при существующем государственном строе".[29] Сам А.И.Аристов был известен местному жандармскому управлению и Департаменту полиции как человек, сначала близкий к марксистским кругам, а потом – к Союзу освобождения.

Общественное мнение высказывается далеко не по любому поводу. В поле его зрения попадают только те проблемы, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. Именно на такие события, происходящие в Орле и губернии, откликался "Орловский вестник". Перед бежицким бунтом 1898 года газета напечатала несколько статей о положении рабочих. В 1900 году был опубликован подробный отчет о суде над участниками беспо­рядков, при этом журналисты не удержались от сочувственных откликов в адрес осужденных. Требования гласности при решении общественных дел, выборы новой думы в 1902 году, положение рабочих и служащих на железной дороге, злоупотребления администрации орловского трамвайного депо - все попадало в сферу внимания журналистов независимой газеты.

Новым постоянно действующим фактором, свидетельствующим о начале общественного подъема в 90-х годах XIX века, стали попытки отдельных либерально настроенных общественных деятелей начать издание независимых газет и журналов в Орловской губернии. В 1894 году П.Н.Тихонов добился разрешения издавать газету "Брянский вестник". Эта газета просуществовала до 1897 года, но выходила крайне нерегулярно.[30] В 1898 году И.А.Цодиков возобновил издание "Орловского справочного листка" под новым названием "Орловский листок объявлений с отделом справочных сведений", который выходил небольшим тиражом три или четыре раза в неделю до 1900 года.[31] В 1898 году Г.И.Колжинский пытался издавать в Орле журнал "Путь",[32] а врач Лисицын - "Елецкий листок объявлений".[33] Свой журнал "Пальма" издавала местная еврейская община во главе с раввином Каценельсоном. К сожалению, этот журнал выходил нерегулярно и ограниченным тиражом, и в силу этого не отложился в фондах архивов и библиотек.

В тоже время с развитием транспортной сети и телеграфа повысилась информационная связность общественной системы. Это проявлялось в возрастающем интересе к общерусской и местной прессе, создании самодеятельных обществ, клубов, а так же кружков, в которых проводились дискуссии по животрепещущим вопросам российской жизни.

В 1897 жители Орла выписывали 2388 экземпляров различных изданий, из них ежедневных – 945 экземпляров, еженедельных 990 экземпляров, ежемесячных – 53 экземпляров. Среди ежедневных изданий наибольшей популярностью у орловцев пользовались газеты "Новое время", "Свет", "Биржевые ведомости", "Русские ведомости", "Русское слово", "Новости дня". Наиболее часто выписывались еженедельники: "Нива", "Родина", "Журнал для всех", "Вокруг света", "Русский паломник", "Неделя", "Новь", "Санкт-Петербург", "Разведчик", "Чтение для солдат", "Природа и люди". Из ежемесячных журналов орловцы предпочитали "Русскую мысль", "Вестник Европы", "Исторический вестник", "Досуг и дело", "Мир Божий", "Детское чтение", "Русский вестник", "Военно-медицинский журнал", "Русское богатство", "Северный вестник", "Русский архив", "Образование", "Театр", "Родную речь".[34]

Передовая орловская молодежь в это время зачитывалась статьями Луначарского, Богданова, Плеханова, Засулич и Ленина, публиковавшихся в легальных журналах "Образование", "Вопросы философии и психологии", нелегальном ленинском журнале "Заря",  и живо обсуждала проблемы, поднятые прочитанными статьями. Представление о ходе этого процесса можно получить благодаря свидетельству современника событий, земского статистика С.А.Светлогорского, близкого к кружку орловских социал-демократов. Он написал несколько писем своей невесте, Анне Селигер, проживавшей в Киеве, и в этих письмах подробно описал атмосферу того времени. Впоследствии эти письма были найдены  на чердаке одного из домов по 3-й Курской улице грла, и переданы в Орловский государственный архив. С.А.Светлогорский описывает это следующим образом: "Публицист Луначарский, философ Богданов – наши кумиры! Впрочем, сам Луначарский признает Богданова замечательным мыслителем. Думаю, что это та философия, которую я всегда искал, которую нашел теперь, и последователем которой пребуду всегда уже!"[35]

На вечерах и посиделках, которые превратились в своеобразные дискуссионные клубы, молодежь сравнивала программы и революционную тактику социал-демократов и социалистов-революционеров, вела дискуссии по этическим проблемам, обсуждала вопросы текущей политики. Снова стоит процитировать С.А.Светлогорского: "Сегодня до двух часов ночи был у супругов Звонаревых (по мужу Лощеновых). Говорили о программе социал-демократической партии, опубликованной в вышедшей пятой книге «Жизни». Было много народу, больше, чем в прошлый раз... Потом дискутировался со страстностью вопрос, недоконченный, «Что служит предметом этики социал-демократии и предметом этики христианства». Я нашел, что «Человеческая личность как самоцель» служит предметом этики социал-демократии (делались различные определения). Со мной согласился Евгик., часть возражала, часть присоединялась. Нам защитить свое положение пока удалось".[36] В следующем своем письме С.А.Светлогорский сообщает невесте подробности коллективного чтения статьи Луначарского "Морис Метерлинк" в № 10 "Образования" за 1902 год: "А еще я вынес предложение, чтобы совместными усилиями уяснить себе разницу между революционной практикой социал-демократов и социалистов-революционеров. Предложение единогласно принято и внесшему его выражено одобрение общества".[37]  Сам С.А.Светлогорский пришел к выводу, что моральный закон внутри человека – пустая фикция, цепи, отягощающие человека. Именно подобные умонастроения приводили молодых людей в ряды революционных подпольных организаций.

Своеобразным неформальным дискуссионным клубом в Орле стал дом известного общественного деятеля, земца Ф.В.Татаринова.[38] Другой современник событий, проживавший одно время в Орле общественный деятель  В.А.Оболенский, получивший у современников прозвище "Красный князь"[39] вспоминал об этом человеке так: "Одаренный блестящими способностями, он в свое время получил широкое гуманитарное образование. Хорошо знал историю, философию и в особенности русскую литературу, цитируя наизусть не только поэтов, но и большие отрывки из Толстого и Тургенева. Вероятно, он мог бы в свое время пойти по научной дороге, но его потянуло к общественной жизни. Дом Татариновых в Орле был единственным центром, в котором встречались люди из двух замкнутых кругов - местной "аристократии" и местной "интеллигенции". Бывали у них земцы из различных политических лагерей, бывали представители третьего элемента - агрономы, статистики, по преимуществу социалисты, студенты, поклонники живой, остроумной и кокетливой хозяйки, гимназические подруги дочерей".[40] То есть дом известного деятеля выполнял роль общественного клуба.

Оживление общественной жизни привело к развитию самодеятельных организаций: клубов, общественных комитетов и самодеятельных обществ. В начале XX века в Орле насчитывалось более двадцати общественных организаций и клубов. Всех членов, числящихся, в самодеятельных обществах насчитывалось около двух тысяч человек. Четверть из них проживало в Орловском уезде и уездных городах, остальные - в Орле. При этом одно и тоже лицо часто входило в состав всех обществ в качестве или активного деятеля, или плательщика взносов. Газета "Орловский вестник" так иронизировала над стремле­нием провинциальной публики изобретать всевозможные общества: "С внешней стороны все, как будто, обстоит благополучно: масса всевозможных обществ. Просто смех: обыватели наши та­кие любители до них, что спят и видят только, как бы какое общество помудренее выдумать, но... Все дело внешней сторо­ной обыкновенно ограничивается. Есть масса председателей, товарищей председателей, секретарей... ну и всего прочего, как быть должно - а толку никакого".[41] Здесь автор фельетона, Э.Павчинский не совсем прав: участие в клубах и обществах позволяло образованным слоям населения общаться, вырабатывая консолидированную точку зрения по злободневным вопросам. Таким образом, в городе Орле создавалась довольно широкая социальная среда общественных активистов, занимающихся практической деятельностью.

Одной из популярных общественных организаций в Орле в конце XIX века был комитет народных чтений, ставивший своей задачей просвещение простого народа. Комитет народных чтений был открыт 22 ноября 1887 года при содействии Орловского епископа Симеона. Председателем комитета был юрист, заместитель председателя окружного суда и уездный предводитель дворянства В.М.Козлов,[42] его заместителем – орловский судья Ф.В.Татаринов, казначеем – В.Д.Кашкин.[43] С 1892 года деятельность комитета рас­ширяется: был открыт книжный склад, организован собственный хор.  6  июня 1894 года была открыта Тургеневская библиотека-читальня.  Члены кружка устраивали литературно-музыкальные вечера, детские праздники, лекции по гигиене.[44] С этой целью комитет арендовал несколько помещений. И.П.Белоконский описывает положение дел в комитете народных чтений следующим образом: "Смешно сказать, но это факт, что комиссия народных чтений – мирнейшее и благонадежнейшее учреждение – существовала только благодаря ему [В.М.Козлову] как бывшему предводителю дворянства, бывшему члену окружного суда и полному штатскому генералу. На общих собраниях Козлов, пользуясь своим положением, не препятствовал дебатам, вследствие чего комиссия народных чтений служила единственным местом, где можно было говорить членораздельными звуками, привлекла в свои члены почти всю орловскую интеллигенцию".[45] То есть, комитет представлял собой своеобразный клуб, где в неформальной обстановке встречались представители либеральных, демократических и революционных кругов, чтобы обменяться мнением по злободневным вопросам. Именно в таких дискуссионных клубах институализировалось либеральная составляющая общественного мнения в конце XIX – начале XX века.

 



[1] См.:  Демидов A.M. Общественное мнение на пути институционализации // Социол. исслед. 1992. №2. С. 75 - 78.

[2] См.: Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. - СПб.: ИСЭП РАН. 1995.

[3]Так, с 1809 г. начинает издаваться "Северная почта"- орган почтового департамента Министерства внутренних дел; возникают провинциальные газеты ("Казанские известия"), специальные газеты ("Санкт-Петербургские коммерческие ведомости", Санкт-Петербургские сенатские ведомости"). В первой половине XIX века начали выходить и первые частные газеты. К 1860 г. в России было 5 общественно-политических газет, в 1865 г.-8, в 1870 г.- 36. Для обслуживания газет в 1866 г. создается первое национальное информационное агентство - Русское телеграфное агентство (РТА), разрешается розничная продажа газет, публикация в них коммерческих объявлений и рекламы.- См.: Газета // БСЭ.- Т.5.- С.632-634.

[4] См.: Голиков А.Г. Система периодической печати Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. // Россия в XIXXX веках. Материалы II научных чтений памяти профессора В.И.Бовыкина. М., РОССПЭН, 2002. С.290.

[5] За рубежом издавались: в 1857-1867 гг. "Колокол" А.И.Герцена и Н.П.Огарева, "Народное дело" (1870 г.) - орган русской секции Первого интернационала, народнические газеты "Работник", "Вперед" и другие; нелегально печатались в России: народнические "Начало" (1878 г.), "Земля и воля" (1878-1879 гг.), "Народная воля" (1879-1885 гг.), "Рабочая газета" (1880-1881 гг.), "Черный передел" (1880-1881 гг.). В конце XIX века появляются первые социал-демократические газеты, до 1905 г. также издававшиеся нелегально, либо в эмиграции: "Рабочий" (1885 г.) - в Петербурге, "Рабочая газета" (1897 г.) - в Киеве, большевистские "Вперед" (1904-1905 гг.) и "Пролетарий" (1905 г.) - в Женеве. Первая общерусская марксистская газета "Искра" создана В.И.Лениным в 1900 г.

[6] См.: Русские дореволюционные газеты и журналы в фондах Государственной библиотект СССР имени В.И.Ленина. Ч.5. Вспомогательные указатели. М., 1986. С.5, 25.

[7] См.: Голиков А.Г. Система периодической печати Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. // Россия в XIXXX веках. Материалы II научных чтений памяти профессора В.И.Бовыкина. М., РОССПЭН,  2002. С.291.

[8] См.: Голиков А.Г. Указ. Соч.С.293.

[9] См.: Боканов А.Н. Буржуазная пресса в России и крупный капитал. Конец XIX1914 г. М., 1984. С.47-48.

[10] Белоконский И.П. (1855-1931) родился в Чернигове в семье врача. Детство провел в совозыбково Брянского уезда. Член народнической коммуны Д.А.Лизогуба, арестован в 1879 году. Сидел в тюрьме, был выслан в Восточную Сибирь вместе с В.Г.Короленко. По окончании ссылки в 1886 году И.П.Белоконский жил в Орле, где занимался журналистикой и статистическими исследованиями. В 1889 был арестован по делу об орловском революционном кружке. В 1894 году привлекался к следствию по делу партии "Народного права". В 1896 году приглашен в Курск заведующим статистическим бюро. И.П.Белоконский известен как ученый-статистик, писатель и историк земского движения. После 1917 года – член общества политкаторжан. Скончался в Харькове.

См.: Политические партии России в конце XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., РОССПЭН, 1996. С.58-59.

[11] Белоконский И.П. В годы бесправия. М., 1930. С.26-27.

[12] См.: Русские дореволюционные газеты и журналы в фондах Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина. Ч.5. Вспомогательные указатели. М., 1986. С.135.

[13] См.: Голиков А.Г. Указ. Соч. С.297.

[14] См.: Там же. С.299.

[15] "Орловские губернские ведомости" выходили с 7 января 1838 года по 20 января 1918 года. Газета состояла из двух частей: официальной, где печатались постановления и предписания властей, казенные объявления; и неофициального, с информацией о промышленности, сельском хозяйстве, торговле, учебных заведениях, происшествиях, с материалами по истории губернии. Первоначально газета выходила один раз в неделю – по пятницам, затем два – по средам и субботам.

См.: Периодические издания Орловского края. 1816-1895. Справочник. Орел, 1997. С.15.

[16] "Орловские епархиальные ведомости" издавались с 1865 по 1918 год при Орловской консистории. Целью издания были заявлены: "Религиозное назидание, церковно-гражданская история, преимущественно местная, церковно-общественная жизнь, библиография". В газете печатались распоряжения правительства и епархиального начальства, проповеди и речи орловских епископов, статьи по общественным и философским вопросам, церковная хроника и объявления.

См.: Орел: из века в век. С122.

[17]  См.: Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1904 год.  С.4.

[18]  См.:  Орловские епархиальные ведомости. 1902. №  44.

[19] См.: Гуларян А.Б. "Спасти честь России". // Война и армия в истории России. Материалы межвузовской научной военно-исторической конференции. Орел, ВИПС, 1993. С.238.

[20] Первоначальное название газеты - "Орловский справочный листок". Ее основал Н.С.Тарачков в 1872 году, и выступал в качестве издателя и редактора газеты. Ее тираж составлял 150 экземпляров. В  1876 году князь Н.Н.Оболенский выкупил право на издание "Орловского справочного листка" и переименовал газету в "Орловский вестник". Редактором нового издания стал А.Н.Чудинов, занимавший этот пост 10 лет. В 1880 году "Орловский вестник" расходился в количестве 1300-1500 экземпляров.

ГАОО. Ф.580, ст.1, д.2408, д.2828, д.3113.

[21] См.: Орловский вестник. 1897. 6 февр.

[22] См.: Белоконский И.П. В годы бесправия. М., 1930. С.75, 77

[23] См.: Широкова В.В. Партия народного права. Саратов,1972. С.61.

[24] См.: Белоконский И.П. В годы бесправия. М., 1930. С. 77-78

[25] См.: ГАОО. Ф.580, ст.1, д.3113. Л.1.

[26] См.: Русские дореволюционные газеты в фондах Государствен­ной библиотеки СССР имени В.И.Ленина. Алфавитный каталог. М., 1986. Ч.3. С.79.

[27] См.: Орловский вестник. 1897. 6 февр.

[28] См.: ГАОО. Ф.4, д.6277. Л.1.; См.: Орловский вестник. 1904. 18 января.

[29] Цит. по: Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 годов. М., Наука, 1985. С.42-43.

[30] См. Русские дореволюционные газеты… Ч.1, С.49; Орловский вестник. 1897. 21 янв.

[31] См.: Русские дореволюционные газеты… Ч.3. С.79.; ГАОО. Ф.580, ст.1, д.6597. Л.1.

[32] См.: ГАОО. Ф.580, ст.1, д.2732. Л.1.

[33] См.: ГАОО. Ф.580, ст.1, д.2784. Л.1.

[34] См.: Орловский вестник. 1897. 6 февр.

[35] ГАОО. Ф.1001, оп.1, д.12. Л.41.

[36] ГАОО. Ф.1001, оп.1, д.12. Л.28 об.

[37] ГАОО. Ф.1001, оп.1, д.12. Л. 37.

[38]  Ф.В.Татаринов родился 9 мая 1860 года в Петербурге в семье самарского и орловского помещика. Образование он получил в третьей классической гимназии Москвы и на историко-филологическом фа­культете Московского университета. С 16 апреля 1885 года Ф.В.Татари­нов поступил на службу в канцелярию Орловского окружного суда. Занимал должности помощника секретаря уголовного отделения, мирового судьи. В 1891 году он был наз­начен городским судьей первого участка и переехал жить в Орел. Женат на М.А.Типаловой, имел дочерей Александру, Варвару и Марию. Семья проживала постоянно в имении Хотетово Орловской гу­бернии. В 1893 году Татаринов был избран членом Орловской губернской земской управы и занимался перестройкой земской психиатрической больницы. С 1900 года Ф.В.Татаринов занимал должность председателя уездной земской управы и почетного мирового судьи. Депутат 1-й и 2-й Государственных Дум от города Орла, председатель местного комитета кадетской партии. После революции 1917 года эмигрировал заграницу, умер в конце 30-х годов во Франции.

[39] В.А.Оболенский родился в Петербурге, в семье известного либерального деятеля. Его радикальные демократические убеждения и активная общественная деятельность привели к конфликту с властями и ссылке сначала в Псков, где он общался с В.И.Лениным, а затем в Орел. Председатель губернского земского собрания М.А.Стахович пригласил В.А.Оболенского возглавить статисти­ческое бюро при Орловском земстве.

[40] Оболенский  В.А.  Моя жизнь, мои современники. Париж, YIMKA-PRESS, 1988. С.223.

[41]   Орловский вестник. 1900. 25 марта.

[42] Козлов В.М.  родился в 1843 году в Орле, окончил Санкт-Петербургский университет, на государственной службе с 11 марта 1865 года. Помещик, владел 1300 десятин земли при селе Покровском и в деревне Котовой Богодуховской волости Орловского уезда и 570 десятин в Мценском уезде. Занимал пост заместителя председателя Орловского окружного суда и выборные должности Орловского уездного предводителя дворянства и почетного мирового судьи Орловского округа. С 1881 года состоял земским гласным, с 1891 по 1894 год – председатель губернской местной управы. 30 августа 1892 году произведен в чин действительного статского советника. С 1895 года – управляющий государственным имуществом в Харьковской и Полтавской губернии. Награжден орденами: Свтанислава 2 ст., Св.Анны 2 ст., Св.Владимира 4 ст. и 3 ст.

См.: ГАОО. Ф.525, оп.1, д. 80. Л. 125-126.; д.92. Л.22, 241.

[43] См.: Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1894 год. С.63

[44]   См.: Кречетов П.И. Материалы для описания Орловской губернии. Рига, 1905. С.27-36.

[45]  Белоконский И.П. Указ. Соч. С.75.