Филологические науки

2. риторика и стилистика

Довженко Е.А., преподаватель кафедры иностранных языков СНАУ

Тамаркина О.Л., преподаватель кафедры иностранных языков СНАУ

Фонетические средства стилистики

Основной единицей фонологического уровня является фонема, главная функция которой - различение значимых единиц языка. В отличии от единиц других уровней языка, фонемы обладают только планом выражения, т.е. не являются двусторонним знаком, и поэтому все фонемы имеют одинаковую функцию и играют  одинаковую роль в организации звуковой стороны высказывания. В связи с этим ни одна фонема не может быть стилистически маркированной по отношению к другой, и, как следствие этого, на фонологическом уровне отсутствуют выразительные средства. Однако в английском языке, как в любом другом языке, существуют определенные способы, или модели, организации звукового потока, использование которых ведет к созданию тех или иных акустических эффектов. Иными словами, на фонетическом уровне могут быть созданы стилистические приемы, т.е. особые сочетания и чередования звуков в их синтагматической последовательности, которые в сочетании с другими средствами образуют различные стилистические эффекты.

         Следует отметить, что восприятие звуковой «оболочки» речи в значительной степени является автоматизированным: в повседневном бытовом общении слушатель воспринимает лишь смысл высказывания, звуковая «оболочка» слова обычно внимания не привлекает. Однако возможны случаи, когда в индивидуальном восприятии основную роль играет именно звуковая оболочка слова или высказывания.

         Модели организации звукового потока можно разделить на две группы : версификацию (англ. versification от лат. versification - versus - стих и facio – делаю) – искусство стихосложения по определенным правилам, выработанным на основе законов данного языка и практически поэтов; и инструментовка (англ. instrumentation от фр. instrumentation verbae) совокупность способов отбора и комбинации звуков, придающих высказыванию (чаще всего поэтическому тексту) определенный звуковой строй, а отсюда – эмоциональную и экспрессивную окраску. Мы рассмотрим только модели инструментовки, которые встречаются в поэзии и прозе.

         В инструментовке выделяют три основных способа организации звукового потока: аллитерация (англ. alliteration от лат. ad – к, при и litter – буква), ассонанс (англ. assonance от фр. assonance – созвучие), звукоподражание или звукозапись (англ. onomatopoeia от гр. словотворчество). Иногда наряду с данными понятиями выделяется еще и эвфония (англ. euphony от гр. благозвучие). Трактовка эвфонии неоднозначна. По традиции, как это явствует из этимологии самого термина, под эвфонией понимают благозвучие высказывания, в первую очередь, поэтического текста. С другой стороны, эвфония иногда рассматривается как оптимальное согласование звуковой и смысловой сторон высказывания. Обе трактовки являются в значительной степени субъективными, но в том, и в другом случае эвфония представляет собой родовое понятие, включающее в себя различные способы организации звукового потока – ритм, рифму, эпифору, анафору, аллитерацию, ассонанс, диссонанс и другие виды звуковых повторов, поэтому отдельно она рассматриваться не будет.

         Аллитерация – намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) звуков или звукосочетаний.

         Аллитерация является одним из древнейших стилистических средств в английской поэзии. Как известно, древнеанглийское стихотворение было полностью аллитерационным, т.е. строилось на обязательных повторах в определенных местах стихотворения. В аллитерационном стихе с четырьмя ритмическими ударениями обязательным считалось повторение согласной в начале  первого и второго полустишия, а иногда и в конце первого полустишия, однако количество аллитерирующих согласных могло быть и большим.

В английском языке аллитерация широко используется в фольклоре, пословицах, поговорках, устойчивых словосочетаниях: with might and main, safe and sound, to rack and to ruin, forget and forgive, by hook or by crook и др.

         Аллитерация наиболее часто употребляется в поэзии, где она создает определенный мелодический и эмоциональный эффект. Следует отметить, что аллитерация встречается не только в поэзии, но и прозе, и служит средством звуковой организации высказывании, повышающим его выразительность.

         Звукозапись – соответствие фонетического состава высказывания изображаемой картине; чаще всего этот прием реализуется при помощи аллитерации. Иными словами, звукозапись представляет собой намеренное многократное употребление звуков и их комбинаций, которые в той или иной степени имитируют естественные звуки.

         В стихотворении Э.По «Ворон» при помощи аллитерации звука s и повторения гласного имитируется шелест шелковых занавесей:

And the silken, sad uncertain rustling of each purple curtain

Thrilled me – filled me with fantastic terrors never felt before.

         Ассонанс – намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) гласных в близкой последовательности с целью звуковой и смысловой организации высказывания: tenderly bury the fair young dead (La Costa)

         Обычно ассонанс используется в сочетании с аллитерацией, как например, в том же стихотворении Э.По «Ворон»:

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,

Over many a quaint and curious volume of forgotten lore

Таким образом, основными фонетическими средствами стилистики, которые используются как в прозе, так и в поэзии, являются аллитерация и ассонанс. Основная функция данных стилистических приемов – повышение выразительности высказывания за счет особой организации звукового потока.

Довженко Е.А.  ____________

Тамаркина О.Л. ____________

Сведения об авторах

1. Довженко Е.А.

aдрес: 40035 г.Сумы, пр. Лушпы, 14, кв. 90

            телефон (0542) 32-37-98

2. Тамаркина О.Л.

адрес: 40035 гумы, ул. Д.Коротченко, 18, кв.41

           телефон (0542) 32-02-96

           e-mail: olga.tam@mail.ru