Фадеева С.

                                                                  ТНУ им. Вернадского ФИФ V курс

                                                                  секция: филология

                                                                  подсекция: история литературы

                                                                   г. Симферополь пер. Ялтинский, д.13

                                                                  моб. тел.8-050-944-72-82

 

 

Миф и реальность в романе

Джона Апдайка «Кентавр»

           

Роман Джона Апдайка «Кентавр» - это знаковая книга, без которой современная постмодернистская проза, возможно, не обрела бы окончательной, привычной нам формы. «Кентавр» - это книга, в которой – впервые в англоязычной литературе – возник прием «смысловой сложности».

Темой данного исследования является изучения мифа и реальности в романе Джона Апдайка «Кентавр».

Актуальность данного исследования обусловлена:

1.     интересом исследователей к вопросу мифологической составляющей;

2.     значимостью произведения Джона Апдайка;

3.     необходимостью комплексного подхода к изучению данного произведения.

     Цель исследования: проанализировать мифологизацию реальности в романе «Кентавр».

     Объект исследования: обращение современных писателей к мифу.

     Предмет исследования: мифологическое осмысление реальности.

     Новизна данного исследования: выявление особенностей художественного мышления Джона Апдайка, мышления смыслами в сочетании с мышлением образами.

     В традиционной своей форме миф принадлежит к давно прошедшим эпохам, но в тоже время нельзя не отметить то, что миф оказал большое влияние на искусство последующих веков. Он явился «почвой» искусства Греции, а затем и за пределами греческой культуры. Мифология долгое время служило источником готовых образных форм. Богатство заключенного в ней содержания, обобщающего опыт человечества в емких образных «формулах», привлекало и продолжает привлекать внимание писателей различных направлений [1; 19].

     Современная литература продолжает пользоваться символическим языком мифа. Литературные произведения наполняются многочисленными аллюзиями на древние мифы и одновременно являются источниками новой мифологии. В отличие от традиционного мифа, новый литературный миф – это один из основных способов иносказания, художественный образ, созданный с помощью привлечения тех или иных черт мифологической образности.

     Одним из ведущих признаков культуры является отношение к мифу. При этом, как отмечает Л.А. Софронова, наличие в художественном произведении «древних мифологем, реликтов народных представлений о мире может быть следствием как осознанного, так и бессознательного обращения к народной культуре», но всегда «свидетельствует об их жизненной активности, о вневременном вхождении в культурную память» [2; 50]. Джон Апдайк считает мифологию существенной частью книги. Миф вносит элемент стройности в ту картину сумятицы текущей жизни, которую воссоздает писатель и опознает явления и начала, которые повторяются от эпохи к эпохе, не растворяясь в потоке исторического времени.     

     В книге Джона Апдайка «Кентавр» речь идет о тупиках, куда неизбежно попадает личность, избравшая для себя конформистскую ориентацию, подчинившаяся ей, пусть скрипя сердце. И о поисках выхода из этих тупиков, о попытках преодоления. О подлинной и иллюзорной духовной свободе. О том, для чего живет человек  [3; 256-257]. Основная тема «Кентавра» - упадок, оскудение, измельчание общественной и частной жизни, настолько опошлившихся, что новоявленный Хирон мечтает лишь о «блаженстве неведенья и забвенья». Собственно, речь идет о том кризисе идей, ценностей, нравственных понятий, духовных устремлений, который к началу 60-х годов стал бесспорным фактом, порождая первые ростки движения протеста, вскоре охватившего самые разные круги американского общества. Мифологический образный ряд, постоянно присутствующий в повествовании Апдайка, как раз и обусловил характер достигнутого здесь глубоко обобщения. Так моральная проблематика предстала в «Кентавре» звеном процесса, ведущего вглубь истории, к фундаментальным принципам буржуазного социума.

     Выбрав из богатейшего художественного запаса греческой мифологии историю кентавра, Апдайк стремился обобщенно выразить и мысль о двойственности человеческого естества, в котором начало духовное и физиологическое вечно противостоят одно другому [4; 9].

     Обратимся к образам романа Джона Апдайка «Кентавр». Миф запечатлел Хирона мудрым и благожелательным наставником, выпестовавшим прославленных героев – Тесея, Ясона. Колдуэлл видит перед собой в классе огрубевших, дичающих подростков, чьи интересы не простираются дальше баскетбола да все более изощренных издевательств над педагогом, который тщетно пытается говорить с ними о происхождении жизни и о сущности человека. В преданиях Зевс – божество всемогущее, грозное и величественное. Директор школы Зиммерман сохранил от этого мифологического прототипа лишь чувство своей беспредельной власти над подчиненными, сладострастие, превратившееся в мерзкую старческую похоть, и глумливое своеволие чиновника, которого некому одернуть. Кузнец Гефест на Олимпе был равным среди равных – олинджерский механик Хаммел, хоть у него и золотые руки, еле сводит концы с концами и, конечно, не выдержит конкуренции со стороны хорошо организованных фирм. Афродита навсегда осталась для человечества символом красоты, а учительница физкультуры Вера даже для влюбленного в нее Колдуэлла не больше чем героиня тех грез, в которых животное начало современного кентавра заглушает благородство и ум, присущие ему как человеку. И сам Прометей, явившийся на страницах романа в облике Питера Колдуэлла, страдающего и от обостренного ощущения собственной  социальной отверженности, и от неумения приладиться к нравам окружающей среды, и, наконец, от кожного заболевания, может быть воспринят только как трагикомическое снижение легенды.

     Вывод: Обращение Джона Апдайка к мифологии подчеркивает глубину и объем решаемых им задач. Мифологические сюжеты и персонажи не просто заимствованы писателем, а творчески переработаны и осмыслены. Они демонстрируют стремление писателя к воссозданию идеализированного героя, к художественному воплощению человеческой личности, исполненной высшего духовного совершенства.

 

Список использованной литературы

1.     Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Рос. Энциклопедия, 1998.- Т.1.

2.     Софронова Л.А. Еще раз о проблемах истории культуры // Современное славяноведение. – 1990. - № 2.- С. 44-52.

3.     Стояновская Е.В. Беседуя с автором «Кентавра»//Иностранная литература. – 1965.- №1.-С.: 255-258.

4.     Зверева А.Н. Предисловие. Тупики и преодоления. – М.: Радуга, 1984.-768с.