Филологические науки

                                                    ( методика преподавания языка и литературы)

 

 Бекирова У. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского (факультет иностранной филологии)

 

  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ ТОМАСА ХАРДИ  « ДЖУД НЕЗАМЕТНЫЙ»

 

 

       В ХХ в. полностью обнаружились предсказанные еще Шпенглером [4] кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы, и высшими ценностями культуры признавались господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудий господства человека над природой стало главной целью общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

        «Творческое меньшинство» (А.Тойнби)[1] в лице философов, писателей и художников приняли этот «вызов» и в весьма открытой форме  стали говорить о деградации культуры и утрате гуманного. Однако характеристики, анализ, определение и пути выхода из кризисной ситуации специфическим образом трансформируются в различных культурных традициях.

       Экзистенциализм, или философия существования, как культурное явление ХХ века, возник в результате духовного кризиса, вызванного двумя мировыми войнами. Экзистенциализм изобразил человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью выбора, ответственного за свои поступки. Основной темой экзистенциализма как формы мировоззрения  является человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Эта тема близкая любому человеку, глубоко осознающему трагизм своего бытия в мире, делает экзистенциализм популярным и среди художественной интеллигенции.

     Актуальность данного исследования заключается в непреходящей ценности романов Томаса Харди, демонстрирующих, что единственной подлинной действительностью можно признать бытие человека. Бытие человека это драма. С одной стороны, сознание человека свободно, его воля предопределяет жизненный путь. Наш выбор определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. С другой стороны существование человека возможно только в рамках коллективности, совместного бытия. Подлинного человека экзистенциализм описывает как существо, выпадающее из всякой организации общества и общественного сознания, принятой системы мыслей, идеологии, моральных, юридических норм, которые в данном обществе существуют. И именно где-то в конечном пункте этого поиска своей индивидуально – человеческой подлинности, личность оказывается одинокой. В этой связи, литературный опыт Томаса Харди, который в своем творчестве рассматривает экзистенциальные проблемы человека, мог бы быть интересным. Основной целью данного исследования является рассмотрение экзистенциальных проблем в творчестве Т.Харди на примере романа «Джуд Незаметный». Однако этой теме в литературоведении уделено не достаточно внимания, в чем и заключается новизна исследования. 

      Томас Харди – один из крупнейших английских писателей конца Х1Х – начала ХХ веков. Широкую известность ему принесли романы  («Вдали от обезумевшей толпы», «Возвращение на родину», «Мэр Кэстебриджа» «В краю лесов», «Тесс из рода дЭрбервиллей» «Джуд Незаметный») рассказы, лирические стихотворения, эпическая драма «Династы». В своих произведениях Т.Харди отразил духовный кризис Викторианской  эпохи, связанный со стремительной индустриализацией Англии и, как следствие, разрушением его традиционной культуры. Писатель почти всю свою жизнь прожил в Дорчестере и духовно был связан с сельской Англией. Харди глубоко волновала судьба людей, живших в провинциальной  Англии, где еще удавалось сохранить традиционный уклад жизни и связанную с ней систему ценностей. В своих произведениях Харди передал сложные психологические процессы, вызванные переходным временем, изобразил противоречивые движения чувств, их тончайшие оттенки, показал значение эмоциональной сферы в индивидуальной судьбе.

      Его последний роман «Джуд Незаметный» (1895) [3], согласно мнению Уильяма Г.Маршалла и Джильберта Неймена, является предтечей экзистенциализма в английской литературе [2, с.22]. Он повествует о трагической судьбе молодого человека Джуда Фаули, наделенного стремлением к истине, добру и красоте. Однако он сталкивается с жестокой моралью Викторианской эпохи, когда человек не мог жить в подлинном  мире, мире своих чувств и желаний. С раннего детства Джуд мечтал получить образование в одном из колледжей  Кристминстера. Его мечте не суждено было осуществиться; двери колледжа были закрыты для юноши из бедной сельской семьи. В результате неудачного брака с грубой и черствой Арабеллой, рождается ребенок. Внешность мальчика, как  отмечает автор, являлась олицетворением пороков общества, в котором он жил. Джуда всегда сопровождало чувство одиночества. « У него было странное чувство человека, который движется среди людей, словно приведение, невидимый и неслышимый для них» [там же, с. 76]. Наконец-то наш герой встречает любовь всей своей жизни. И даже это большое, светлое и чистое чувство не смогло спасти его от одиночества, напротив, обернулось для него большой трагедией – гибелью его детей. Желание героев приспособиться к миру, в котором господствует холодный расчет и циничный эгоизм, оборачивается для них трагическим конфликтом. Конфликт с законами общества ведет  Джуда и Сью к страданию и гибели. Джуд Фаули умирает в глубоком одиночестве. « Никто не подал ему воды, и лишь звуки органа, слабые, как жужжание пчелы, по-прежнему наполняли комнату» [там же, с. 380]. Если Джуд Фаули погибает физически, то Сью Брайдхед – духовно. « Нигде она не  находила покоя после того, как она ушла от него, и никогда не найдет, пока не последует за ним», - пишет Т.Харди [там же, с. 391].

     Таким образом, Томас Харди в своем романе приходит к выводу о том, что, в конечном счете, все в мире терпит крушение в силу конечности самой экзистенции. Поэтому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности своей любви. Глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска творчества Томаса Харди являются свидетельством духовного кризиса Викторианского общества.

                               Список литературы

 

1.     Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991.

2.     Урнов М.В.На рубеже веков. Очерки английской литературы ( Х1Х – ХХ ).- М.: «Наука», 1970.

3.     Харди Т. Джуд Незаметный. Пер. с англ. Н.Маркович и Н.Шерешевской. – М.: Художественная литература,1973.

4.     Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бекирова Улькера Фемиевна – студентка IV курса факультета иностранной филологии ТНУ им. В.И. Вернадского.

 Контактный адрес: (95044) ул. Кемаль Якуб, 35. г. Симферополь. АРК. Украина.

 Телефон: (80652) 636696.