Философия

Секция № 4 Философия культуры

Агаркова А.А.

Макеевский экономико-гуманитарный институт

Региональная культурная идентичность и официальная культурная политика (образ «Малой Родины» в контексте идеологических поисков «национальной культурной идеи»)

 

Изучение вопросов генезиса и трансформаций представлений о своем «региональном доме», «малой Родине» остается актуальным для гуманитарного знания, поскольку позволяет видеть в этом одно из проявлений неизбывного процесса культурного обустраивания Человека, о-своения семантически структурируемого Им вокруг себя пространства. При этом, масштабы исследуемого «своего мира» могут географически очерчиваться как границами небольшой деревушки, так и целого края, региона. В любом случае, оказывается важным понимание того, как в сознании региональных субъектов осуществлялось образно-символическое «собирание» данного пространственного локуса (его особости и цельности): узнаваемого (через знаковую праздничные системы, специфику языковой коммуникации и проч.), психологически комфортного своего Места, с которым установлена родовая историческая духовная связь.

Какие бы глобализационные процессы не опутывали мир своими жесткими, единообразными скрепами, человек всегда будет существовать в сложной иерархической системе координат «свой-чужой», «большой-малый», в той или иной степени рефлексируя вопрос культурно-пространственного самонахождения Своего Мира.

Не секрет, что человеку всегда было естественным и привычным мыслить малыми территориальными масштабами, невольно локализовывать и замыкать вокруг себя мир. В результате регион как малая целостность всегда выступает носителем определенного культурного образа в сознании своих  субъектов, содержащего как устойчивые (традиционные) элементы: универсальные, многозначные в амплитуде дальнейших культурно-исторических интерпретаций, так и подвижные, периферийные по значению, преходящие во временном плане.

Проблема становления и исторических метаморфоз регионального культурного образа может рассматриваться и в контексте классической теории «диалога культур» (1): самоузнавания своей культурной индивидуальности через механизмы естественного культурного взаимообмена: вбирания (освоения) одних и отталкивания других (принципиально чуждых, возможно – разрушительных) элементов. Это в полной мере приложимо и к анализу процессов взаимодействия таких культурных потоков, как официальная государственная культурная политика и исторически сложившаяся местная автохтонная культурная система.

Стремление к обустраиванию собственного государственного поля, сопровождаемое утверждением новых социально-политических приоритетов на постсоветском этапе вызвало потребность в соответствующем культурном обеспечении. Подобный «утилитаризм» нашел свое выражение как в попытках активного административного руководства культурой в целом,  так и неоправданно ситуативного смыслового разворота своей  истории, нередко мифологизируемой, «удревняемой», важнейшим элементом которой становился поиск моделируемой «национальной культурной идеи». В этом видится характерное проявление «культурного национализма», обозначившегося в последние годы в бывших советских республиках, стремящегося «соединить культуру и государство, обеспечить культуру собственной политической крышей и при этом не более, чем одной…» (2, 37)

История 20 века стала ярким примером неоднократных стремлений пересобрать новый государственный образ культуры в соответствии с господствующими политическими парадигмами. Частью этого процесса стали образные метаморфозы и малых, региональных культурных локусов. В этом случае, незамедлительно срабатывают механизмы «культурных революций», достаточно архетипичных в своей основе, способных к переинтонированию в новом социально-историческом контексте. В исторических вариациях на «революционную» тему неизменно воспроизводится мифоидеологемы «тогда -теперь», «мрачное прошлое - светлое будущее», «мы - они» и проч.

В послеоктябрьский период данный культурный архетип осуществлялся через актуализацию идеи «низового культурогенеза», приоритета классовых и партийных ценностей. Тогда, большевистская идея низового рождения Новой («подлинной», «окончательной») общенародной культуры пришла в полное согласие с другой- идеей «Великой стройки», куда были вовлечены пришедшие в движение огромные массы населения страны. При этом, в реализации последней были прочерчены роль и место каждого региона, в соответствии с которым моделировался и региональный культурный образ. Пример Донбасса в этой связи - «всесоюзной кочегарки», региона «…с открытым, рабочим лицом», из пестрой, мобильной среды которого оформлялась новая региональная этнокультурная общность, - оказывался особенно показательным.

Региональный образ как малая целостность складывался в значительной мере естественно, органично; постепенно осуществлялось семантическое структурирование культурного пространства: выделение «сильных» (сакральных) и «слабых» мест, согласно терминологии М.Элиаде, зонирование, характеризуемое местным культурным колоритом. Региональный культурный образ формируется как единство природно-ландшафтного и этносоциального, проектирующего культурную судьбу края (так, в ситуации Донбасса, богатство подземных недр обусловило канонизацию шахтерской темы). Советский Донбасс был показателен и в плане того, что именно регион, а не его городские составляющие, выступал главным предъявителем территориально-культурной идентификации, поскольку последние в своем генезисе в большинстве имели «простое», соцгородское происхождение.

Региональный автообраз культуры как сложное многослойное явление и воплощение малой целостности оформлял свой мифорелигиозный план (представление о собственной «древности», материализуемое комплексом местных языческих и христианских святынь), историко-героический, трудовой, персонажный и др. В пространственном измерении, региональный автообраз культуры оформлялся на основе символического прочтения образующейся конфигурации внутрирегиональных природно-культурных зон.

Утверждение в «посттоталитарный» период демократических политических систем, перенасыщенных альтернативными, противоречивыми элементами, усложняет «собирание» нового официального образа культуры, с которым могло бы себя идентифицировать большинство населения. В этом – существенное отличие от предшествующего этапа. В результате культурная целостность оказывается декларативной, искусственной.

В новых условиях приходят в движение и региональные культурные составляющие, нуждающиеся в переоформлении, меняя прежнее соотношение «центр-периферия». На нынешнем этапе демократические процессы вызывают лишь активную децентрализацию некогда единого, идеологически монолитного культурного поля. Стремление к форсированному «выравниванию» национального культурного ландшафта инициирует обратные, «защитные» процессы: активную артикуляцию принципиально своих, местных культурных форм.

Региональный образ изнутри претерпевает существенные изменения, пересобирает свои элементы, проходящие историческую проверку на значимость и состоятельность. На примере культурного образа Донбасса можно увидеть, как отражая смену социокультурных парадигм,  существенно ослабевает прежняя – «рабочая» доминанта.

С другой стороны, демократические процессы и вхождение в открытое мировое информационное пространство стимулировали активное прорастание субкультурных проявлений: «клановых», рекреативных по своей природе, надэтнических культурных сегментов, индифферентных к региональным особенностям. Субкультурная идентичность, территориально (регионально) слабо опосредованная, представляет значительно более низший, неустойчивый уровень культурного укоренения субъектов.

Пересоздание регионального образа культуры предполагает сохранение уважительного отношения к своей культурной памяти, межпоколенческую преемственность прошлого и настоящего, новое осмысление взаимообусловленности природного и социодуховного начал. Сохраняя устойчивые, родовые признаки, региональный образ открыт для вхождения внешних культурных элементов, сообщаемых реальностью «информационного века».

В числе жизненно важных задач региональной культурной политики – «…выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности (т.е. субъективных представлений общества о себе самом, особенностях своей судьбы и «исторической миссии», маркирующих его культурных чертах и т.п.) и намеренное их воспроизводство (самомаркирование) в технологиях и продуктах различных видов деятельности [3, 15].

Осмысление региональных культурных различий не несет угрозу процессу создания нового общенационального культурного поля, но, напротив, через реализацию универсального принципа «из множества – единство» делает его многоэлементным, способным ко внутрикультурным диалогам, и, потому, более устойчивым и органичным.

Мультикультурная национальная модель, лежащая в основе целого ряда стран, характеризуемая принципом «признания различий» и правом «быть другим» [4, 69] представляется наиболее оптимальной для отечественного развития, где роль государства и официальной культурной политики должна состоять в упорядочивании исторически сложившихся региональных культурных множеств.

 

 

Литература

1.     Библер В.Г. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М., 1991.

2.     Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие.- М.: Логос, 2000.

3.     Флиэр А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. - 1994.-№ 5.

4.     Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социс. – 2004. - №11.