Педагогические науки / 2. Проблемы подготовки специалистов

Аспирант Анфимова Е.Б.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Возможности курса «История культуры и искусства» в формировании профессиональной творческой позиции будущего архитектора-дизайнера.

В современном мире творческий человек является решающей силой не только искусства, но и производства. Прагматические, деловые соображения наряду с  гуманитарными установками диктуют необходимость думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой и профессиональной сферах. 

Образовательной концепцией, наиболее целостно и адекватно соответствующей сегодняшним представлениям о востребованном и успешном профессионале, можно считать концепцию содержания образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Ее главная мысль состоит в том,  что образование специалиста в любой области должно включать следующие равноценные и взаимосвязанные компоненты: опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; систему знаний о действительности; систему общих и интеллектуальных и практических навыков и умений для освоения и преобразования действительности. Данный замысел полностью соответствует профессии архитектора-дизайнера.

Дело в том, что профессия архитектора-дизайнера, в большей степени, чем другие специальности, интегрирует в себе способность художественно-образной интерпретации проектных ситуаций с научным инженерно-техническим знанием. В связи с этим архитектурно-дизайнерское образование призвано обеспечить приобретение художественных и инженерных знаний, умений и навыков, но помимо этого оно обязано предоставить условия для формирования целостного, профессионального взгляда на окружающую действительность, на профессию, на собственную деятельность. Вузы должны готовить специалистов, являющихся творческими личностями, обладающих определенным типом профессионального мышления - способностью проектировать - создавать новые целостные образы культуры. Для образовательного процесса важна интеграция с искусством, являющимся для архитектуры и дизайна художественной пропедевтикой. Дизайн, представляющий собой синтез искусства, науки и техники, и архитектура, традиционно являющаяся ведущим видом искусства, не могут быть поняты без осознания взаимосвязей различных процессов в генезисе культуры. Понимание интегрирующей роли архитектуры и дизайна в современном мире является основой для формирования профессиональной творческой позиции будущего дизайнера.

Для того чтобы определить, что включает в себя понятие «профессиональная творческая позиция дизайнера», какие критерии свидетельствуют о ее наличии, какую роль она играет в профессиональной деятельности архитектора-дизайнера как создателя новых культурных объектов, обратимся, прежде всего, к понятию «позиция».  

Существуют различные подходы к раскрытию понятия «позиция»: как точка зрения, мнение, отношение к чему-либо, которое определяет поведение, действия личности [1,2,3], словарь Ушакова уточняет, что это отношение является принципиальным; как оценка ситуации, исходя из которой наступает действие; как особое место человека во взаимодействии с другими людьми (И.С. Кон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).

Многие авторы рассматривают эти аспекты на почве профессиональной деятельности, и определяют термин «профессиональная позиция» как систему, элементами которой являются: совокупность социальных регуляторов, «внутренняя картина» профессии; профессиональные знания, ценности, нормы; приемлемые способы взаимодействия в коллективе; варианты участия человека в профессиональной деятельности.

Вопрос об обусловленности общения профессиональной позицией ставился в работах А.Б. Добровича, Ю.Н. Емельянова, И.А. Зачесовой, Л.А. Петровской. Они понимают профессиональную позицию как одну из внутренних  детерминант профессионального общения и профессиональной деятельности. А.К. Маркова в своих работах подробно описала профессиональную позицию применительно к педагогической деятельности и определила наиболее общие подходы к определению этого понятия. Она констатировала, что позиция в работах ученых трактуется одним из следующих способов: позиция-положение человека в группе («роль», «статус»); позиция-отношение человека к действительности («точка зрения»); позиция-взаимодействие в деятельности. Профессиональная позиция специалиста, по А.К. Марковой, является взаимосвязью этих трех составляющих. Реализация профессиональной позиции в деятельности происходит по следующей схеме:  осознание – выбор – принятие – «проигрывание».

В нравственном плане позиция – это система поведения личности, определяемая убеждениями, идейностью, совестью, один из важнейших признаков личностного развития индивида. Позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция выражается в заинтересованном отношении к идеалам, целям,  творческом поиске,  в последовательном принципиальном отстаивании своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле. Пассивная позиция - позиция стороннего наблюдателя, созерцателя, исполнителя. Ситуация расхождение между словом и делом свидетельствует о формальном, декларативном характере убежденности человека [4]. Активная позиция является творческой, направленной на выработку самостоятельных, нестандартных решений. Ягненкова Н.В. отмечает, что в реальности творческой позиции противостоит нетворческое, непродуктивное отношение к миру, разнообразию индивидуальных позиций – массовость и усредненность, инициативе, изобретательности – узость и неразвитость, поточность мышления [5]. Человек, по мнению автора, начинает характеризоваться доминированием фрагментарного, неполноценного восприятия мира. Даже позиция старательного исполнителя становится недостаточной с точки зрения современных требований.

Для того чтобы стать субъектом профессиональной дизайнерской деятельности, необходимо ориентироваться на ценности, мотивы профессии как на системообразующие компоненты профессиональной позиции. Для художественной сферы в целом и для архитектурно-дизайнерской деятельности, в частности, важнейшей из ценностей является творчество. Таким образом, профессиональная позиция должна быть творческой, т.е. ориентированной на творчество как на ценность, главный элемент профессии.

Исходя из требований к специальности, дизайнер должен являться увлеченной личностью, готовой развиваться вместе с профессией, открытой новым проблемам и ситуациям, ориентированной на непрерывный поиск и эксперимент, способный осваивать по мере необходимости новые типы творческих задач [6]. Будущий архитектор-дизайнер должен выявлять в себе отклонения от идеального «образца» профессионала, выбирать нравственные (ценности), психологические (смыслы), и операционные (действия, поступки) ориентиры личностно-профессионального роста [7]. Профессиональная творческая позиция будущего дизайнера заключается в творческом подходе к своей профессиональной деятельности,  в устойчивом ценностном отношении к профессии, в критическом отношении к результатам собственного труда, в настойчивости в достижении цели. Саморефлексия на основе эстетических, искусствоведческих, исторических, общекультурных, профессиональных технических и других знаний детерминирует профессиональную творческую позицию будущего дизайнера.

Процесс становления и развития профессиональной позиции будущего дизайнера подразумевает несколько этапов. Первые из них происходят на ранних стадиях формирования личности, еще в детском и подростковом возрасте, вместе с первичным накоплением знаний и навыков. В раннем юношеском возрасте появляется рациональное мышление, происходит первичное профессиональное самоопределение, на основе которого осуществляется выбор будущей специальности. Эти этапы протекают вне вуза, поэтому какое-либо вмешательство и целенаправленное влияние со стороны вуза на указанные процессы трудноосуществимо. Хотя вопросами раннего эстетического и художественно-творческого развития школьников занимаются многие видные ученые, на практике выпускники школ зачастую далеки от требуемого уровня. А.В. Копылова отмечает противоречивость реальной картины взаимодействия сегодняшних школьников с искусством. Она отмечает зачастую потребительское, упрощенное отношение подростков к искусству и к жизни, неразвитость эмоциональной сферы, мозаичность мировоззрения [8]. Абитуриенты-дизайнеры обладают при поступлении в вузы разной степенью художественной и теоретической подготовки, на различном уровне находится их профессиональное самоопределение, убежденность в правильности сделанного выбора.

Вузовское обучение первых лет направлено в основном на закладку базовых знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту. Но существует задача более сложная, чем передача сведений по различным специальным дисциплинам. Необходимо помочь студентам разобраться в тонкостях профессиональной деятельности, расширить кругозор, привить им заинтересованное отношение к профессии, показать все ее перспективы, повлиять на их мировоззренческие ориентации, помочь им сформироваться творчески. Уже на первых этапах профессиональной подготовки будущий дизайнер должен понять место своей будущей профессии и ее продуктов в культуре. Будущим дизайнерам необходимо усвоить культурный опыт путем вхождения в систему культурных взаимосвязей, при этом сохранить и развить тенденцию к автономии и независимости, неповторимой индивидуальности.

Помимо общехудожественной, общегуманитарной, технической, проектной подготовки большую роль в вопросе формирования профессиональной творческой позиции играют специальные теоретические дисциплины. Общепризнано, что развитие отдельного человека совершается в процессе присвоения культуры в различных ее аспектах, от языка и навыков поведения до ценностей и способов мышления, религиозных и философских концепций, опыта художественного освоения бытия и т.д. Содержание внутреннего мира человека формируется в результате интериоризации, присвоения, распредмечивания того богатства, которое опредмечено и как бы депонировано в культуре, развернутой вовне. Рассмотрим более подробно возможности специальных теоретических дисциплин, отражающих все вышеописанные явления культуры, в процессе формирования творческой профессиональной позиции архитектора-дизайнера.

Открывает данный цикл дисциплина «История культуры и искусства». Она представляет собой общеспециальный инвариативный курс, обзорно освещающий развитие, историю, взаимосвязи процессов внутри культуры и искусства. Кроме «Истории культуры и искусства» на 1-3 курсах студенты-дизайнеры слушают вариативные специализированные курсы истории отдельных областей культуры и/или искусства, в зависимости от будущей специализации студентов: «История костюма и кроя» (специализация «Костюм»), «История архитектуры и дизайна: история градостроительства» и «История садово-паркового искусства» (специализация «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»), «История графического дизайна и рекламы» (специализация «Графический дизайн»), «История дизайна, науки и техники» (все специализации). Обобщенный курс «Истории культуры и искусства» является базой, на которой надстраиваются более узкие, специальные теоретические дисциплины. На старших курсах цикл специальных теоретических дисциплин логически завершает «Современная архитектура и дизайн», «Современные проблемы истории, теории архитектуры, градостроительства и дизайна», «Теория и концепции развития современной архитектуры» (специализация «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды»), «Теоретические концепции современного дизайна и архитектуры» (специализация «Графический дизайн»), «Теории и концепции в современном искусстве» (специализация «Дизайн среды»).

По мнению В.Ф. Сидоренко и А.Г. Устинова, для отражения всех особенностей культуры и искусства, имеющих наибольшее значение для профессии архитектора-дизайнера, не подходит классический курс истории искусства. Необходим специальный курс, содержащий в себе параллельное изложение истории техники и научных открытий, прикладного искусства, и вообще историю вещей – орудий труда, оружия, ритуальных предметов, мебели, одежды и так далее. Данные исследователи предлагают называть такой курс «Историей материальной культуры».

Ученые-педагоги сходятся во мнении о необходимости повышения эстетической культуры личности, изучения культурных связей и корней с целью формирования творческого потенциала человека (Ю.У. Фохт-Бабушкин), нравственных идеалов, эстетической позиции личности (М.А. Верб), эстетической позиции человека (А.А. Мелик-Пашаев), развития и оформления человеческой чувственности, рационального и эмоционального обоснования творческого отношения к миру (Н.В. Ягненкова).  В качестве средства, теоретической и практической базы для реализации поставленных задач, авторы единогласно указывают изучение опыта мировой культуры. Несмотря на единодушие авторов в отношении возможностей культурологических дисциплин для эстетического воспитания, формирования позиции, детерминирующей будущую творческую деятельность личности, отмечается нехватка современных педагогических технологий, касающихся гуманитарного развития посредством искусства. Г.К. Селевко, широко проанализировав и обобщив 43 современные педагогические технологии, пришел к выводу, что только три из них в разной степени касаются данной области [8]. Остро данный вопрос стоит в профессиональном архитектурно-дизайнерском образовании. В современных исследованиях авторов, среди которых Мелодинский Д.Л., Шимко В.Т., Ефимов А.В., Шулика Т.О., Ермолаев А.П., Кауда Т.М., Новикова Т.А., Гаврилов А.М., Фролова С.В., раскрыты различные аспекты дизайн-образования, среди которых проектная культура, учебное проектирование, общехудожественная подготовка. Рефлексивный анализ исследований этих ученых показывает, что роль профессиональной творческой позиции как необходимого условия успешности в профессии архитектора-дизайнера, в исследованиях изучена лишь косвенно. 

Идею о взаимозависимости различных областей культуры высказал М.М Бахтин. В рамки данной идеи вписывается обусловленность вполне конкретной проектной архитектурно-дизайнерской деятельности такими видами теоретических знаний, как теория и история культуры и искусства, психология творчества, герменевтика.  Интеграция этих областей знания может быть отражена в методике преподавания и содержании специальных теоретических дисциплин, и способствовать формированию профессиональной творческой позиции будущего архитектора-дизайнера.

В эпоху информационного общества, пишет В. Копылова, вполне естественным было бы формировать отношение к искусству, как особой области информационного пространства, существующего для воплощения, передачи и обмена эмоциональными оценками и опытом эмоционально-оценочной деятельности. По мнению автора, такая точка зрения позволяет избежать поверхностного, на уровне простейших чувств и эмоций, «понимания» искусства, существующего в качестве «развлекательного гарнира к жизни». Нельзя трактовать интегративные свойства искусства как повод использования его в целях, «обслуживающих» задачи других дисциплин. Недопустимо выделение в искусстве только его изобразительно-иллюстративного характера. Недопустим также уход от проникновения в суть природы искусства в процессе непосредственного общения с ним, в сторону «красивых» разговоров о нем, либо в сторону изучения профессиональных средств выразительности [8].

В процессе преподавания дисциплины «История культуры и искусства» для будущих архитекторов-дизайнеров, педагогу необходимо учитывать профессиональную направленность вуза, а так же  пропедевтический контекст дисциплины. У студентов должны формироваться не только знания, умения и навыки и способы умственных действий, необходимые для дизайнерской деятельности, но и профессиональная творческая позиция. Для реализации этих задач методология предлагает ряд общих подходов, таких, как культурологический, личностно-развивающий, личностно-деятельностный. Построение аудиторной и самостоятельной работы студентов в рамках данных подходов позволит создать условия для формирования тех личностных качеств, которые являются критериями их профессиональной творческой позиции.

Проиллюстрируем это на примере одного из учебных заданий, предлагаемых студентам-первокурсникам в рамках изучения дисциплины «История культуры и искусства». Как упоминалось выше, приходя в вуз, студенты уже обладают в какой-то степени сложившейся жизненной позицией. Данное задание актуализирует данную позицию по отношению как к искусству и дизайну, так и к образовательному процессу.  При выполнении задания студент проходит все ступени реализации собственной позиции, что является первым шагом на пути становления профессиональной творческой позиции.

 Предлагаемое задание состоит в следующем. Требуется написать реферат-сочинение на тему «Моя встреча с искусством», описывающее ситуацию, впечатления автора от встречи с каким-либо произведением, архитектурным памятником, либо музыкальным, художественным объектом, который произвел на автора работы особенно сильное и яркое впечатление. Кроме описания собственных чувств и переживаний, студенту предлагается изложить в своей работе сведения, имеющие отношение к объекту - информацию об авторе произведения, о других его работах, о стиле и технике исполнения, и так далее. В приложении к работе необходимо представить копию произведения, выполненную студентом в технике, приближающейся к оригинальной, и все, что может более полно выразить замысел работы, а так же список использованной литературы. При получении задания студенты получают указанные разъяснения, способствующие пониманию поставленной задачи. Этот этап учебной деятельности соответствует первой ступени реализации позиции студента – осознанию, в данном случае это осознание возникшей учебной ситуации.

Уже на этом этапе студенту необходимо проанализировать собственный опыт общения с искусством, чтобы выбрать достойную тему для работы. Процесс выбора актуализирует представления о культуре и искусстве, эмоциональную, чувственную, эстетическую сферы. Студенту предоставляется право выбрать личностно-значимую тему,  осуществляя тем самым вторую ступень реализации позиции – выбор.

Третья ступень реализации позиции студента выражается в принятии решения о выборе темы работы из нескольких имеющихся предварительных вариантов, осуществленного на основе критериев, которые студент считает наиболее важными. Такими критериями являются красота, польза, оригинальность, сила воздействия, и т.п. Подбор критериев производится индивидуально и самостоятельно, на основе сложившегося ранее опыта.

Последней ступенью реализации позиции студента в работе над сочинением-рефератом является проигрывание. На данном этапе студент занимается непосредственным написанием работы, руководствуясь принятыми ранее решениями, проявляет настойчивость в достижении цели. Выбираются средства и материалы выполнения работы. В зависимости от жизненной позиции студента, могут быть проявлены творческое мышление, креативность, индивидуальность автора, а так же его коммуникативность и информационная компетентность.  На этом этапе только от студента будет зависеть, станет ли сама работа объектом творчества и даже, в некоторой степени, искусства, или студент ограничится формальным исполнением минимально необходимых требований. Педагогическое наблюдение показывает, что возможностей для творческого подхода и проявления собственной позиции в рамках данного задания существует множество: от эстетичного внешнего оформления документа и качественного выполнения копии произведения до оригинальной структуры работы, выбора нетривиальной темы, или же уникальной трактовки широко известной темы.

Данный вид самостоятельной работы студентов оценивается по пяти критериям: соответствие теме, оригинальность, логичность, эстетичность, качество выполнения копии. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе. Оценка, выставляемая за всю работу, вычисляется как среднее арифметическое.

После выставления итоговых оценок, педагог организует рефлексивный анализ проделанной работы. Провести его можно в виде теста, где студентам будут предложен ряд вопросов. Среди них могут быть такие: удовлетворены ли вы результатами своей работы; согласны ли с выставленной оценкой; что можно было бы улучшить в вашей работе; узнали ли вы что-либо новое для себя в процессе выполнения работы; с какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения работы; и другие.

Для студента рефлексия дает возможность еще раз обдумать не только тему своего реферата-сочинения, но и собственную учебную деятельность, актуализировать потребность в обучении для устранения пробелов в знаниях и опыте деятельности. Педагогу такой вид самостоятельной работы позволяет лучше познакомиться с аудиторией, с ее интересами, возможностями, позицией по отношению к искусству, обучению, профессии, а так же создать условия для эмоционального личностного восприятия искусства, опыта аналитической деятельности, для развития информационной компетентности, оригинальности и креативности мышления студентов, совершенствования доступных им способов действий в рамках поисковой творческой работы. Таким образом, работа над рефератом-сочинением на тему «Моя встреча с искусством» направлена на развитие тех качеств, которые лежат в основе формируемой в условиях вузовского обучения профессиональной творческой позиции будущего архитектора-дизайнера.

 В связи  с вышесказанным мы делаем вывод о том, что потенциал специальных теоретических дисциплин в общей системе дизайнерского образования в вузе превосходит отведенную ему роль общеобразовательного курса. Специальные теоретические дисциплины, при соблюдении ряда организационно-педагогических условий, способствуют целенаправленному формированию профессиональной творческой позиции будущего архитектора-дизайнера. В настоящее время  нами ведется работа по созданию и апробации модели преподавания данной дисциплины для студентов архитекторов-дизайнеров.

Список литературы:

1. Большой Энциклопедический словарь (БЭС). [Электронный ресурс] // http://slovari.229.ru/word/php?id=62046&sl=enc

2. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] // http://slovari.229.ru/word/php?id=24273&sl=oj

3.Словарь Ушакова. [Электронный ресурс] // http://ushdict/narod/ru/047|w14138.htm

4. Словарь по этике / под ред. И.Кона. [Электронный ресурс] // http://terme.ru/dictionary/522/word

5. Ягненкова, Н.В. «Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема» [Электронный ресурс], Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 года. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?nimb_artic=314994

6. Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Г.Б. Минервин – М.: Архитектура-С, 2004 – 96 с.

7. Мелодинский, Д.Л.  Школа архитектурно-дизайнерского формообразования [Текст]: Учеб. пособие / Д.Л. Мелодинский. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 312 с.: ил.

8. Копылова, А.В. Технология урока искусства (книга первая): эссе на темы художественной педагогики [Текст] / А.В. Копылова. – М.: Тач Маркетинг, 2004. – 279с.: ил.