Зубкова Ольга Станиславовна

Курский государственный университет

О ментальной природе метафоры

В современной научной парадигме исследованию метафоры придаётся особое значение. Уникальность метафоры позволяет значительно расширить сферу её рассмотрения – метафора сегодня трактуется не только как средство языковой образности, но также как основное средство познания и смыслообразования, как ментальный феномен. Сущность метафоры настолько сложна и многогранна, что даже тот огромный материал, который накоплен к сегодняшнему дню в теории метафоры, не может объяснить многих вопросов, связанных с функционированием обсуждаемого феномена.

Мы предлагаем рассмотреть метафору и метафоризацию через призму психолингвистического подхода. Данный подход строится на признании ментальной сущности метафоры и её изначальной предметности, именно на этом качестве, по мнению А.А. Залевской, базируются все «изобразительные» и функциональные возможности метафоры [Залевская 2005: 331]. Отечественная психология и психолингвистика основываются на принципах, сформулированных Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Залевской, согласно которым путь от мысли к слову – это сложный многоэтапный динамичный процесс, внутренне опосредованный, развивающийся через целый ряд планов, стадий и фаз: «…путь от мысли к слову есть… внутренне опосредованный путь, …движение через целый ряд внутренних планов… сама мысль рождается… из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» [Выготский 1999: 332-333]. Путь от мысли к слову проходит через значение, следовательно, значение слова не константно, оно развивается как по своему строению, так и по той системе психических процессов, которые лежат в его основе [Выготский 1999; 2002; Лурия 1979]. Слово, таким образом, наделяется статусом «элемента, формирующего сознание»,  оно одновременно служит «особой формой отражения действительности» [Лурия 1979: 33, 37].

В современной трактовке процессы, стоящие за словом у пользующегося им человека, описываются в терминах когнитивных структур, концептов, семантических сетей и пространств, схем-образов, фреймов и других структур, обеспечивающих хранение и упорядочивание знаний [Величковский 2006]. А.А. Залевская предлагает метафору «голограммы» для описания обсуждаемого феномена, при этом в качестве голограммы выступает «многомерная симультанная структура», упорядочивающая разностороннюю информацию о мире, слову в данной концепции присваивается роль «лазерного луча при считывании голограммы: оно «высвечивает» определённый условно-дискретный фрагмент континуальной и многомерной индивидуальной картины мира во всём богатстве связей и отношений» [Залевская 2005: 434]. Слово, таким образом, является средством выхода на некие ментальные сущности, перцептивно-когнитивно-аффективные образования, не наблюдаемые, но обусловливающие функционирование языка. 

Таким образом, можно утверждать, что при восприятии метафоры поиск исходного образа, положенного в её основание, происходит с опорой на предшествующий опыт взаимодействия человека с окружающим миром.

В метафоризации задействованы аналоговые, логические, ассоциативные механизмы человеческого мышления, активизируется воображение, оперирующее образами, что позволяет создавать новые смыслообразы. При таком понимании процесса метафоризации и её «продукта» - метафоры или метафорического выражения – главным механизмом конструирования метафор представляется личность «конструктора», именно она определяет мотив выбора того или иного выражения, а креативное мышление, «развитое воображение и личный опыт позволяют сводить в единой ассоциации весьма далёкие друг от друга реальные объекты» [Шрагина 1999: 84]. С позиции психологии метафора рождается в результате взаимодействия разных форм познания – внерациональной веры в существование внутренней связи всех вещей и нашего глубинного единства с миром, воображения, которое сближает, соединяет воедино разнородные идеи, разделённые рассудком и творческого акта, закрепляющего единство двух идей в языковых выражениях [Полозова 2003: 59-60]. В метафоре, таким образом, реализуется врождённая способность человека к постижению глубинной тождественности различных, разнородных сущностей [см. например: Залевская 1991; Зубкова 2006].

На основании объяснительного принципа, который дает концепция значения и индивидуального лексикона А. А. Залевской [Залевская. 1991: 79], представляется возможным представить следующие этапы образования любой метафоры: 1) узнавание, которое направлено на поиск объектов метафоризации и всегда апеллирует к предшествующему опыту индивида; 2) ассоциирование, которое обеспечивает нахождение этих элементов и актуализацию "случайных связей" между взаимодействующими сущностями перцептивного, когнитивного, эмоционально-оценочного и вербального опыта создающего метафору индивида; 3) механизм глубинной предикации, который "узаконивает" "случайные связи" между сущностями, создавая сходство между ними; 4) механизм получения выводных знаний, которые помогают идентифицировать отмеченную специфику метафоризируемого объекта и закрепить ее в  сознании с помощью языковых средств.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что  метафора неизменно вызывает огромный интерес со стороны исследователей разных школ и направлений, она традиционно является объектом изучения в разных дисциплинах. Наука продолжает поиск новых способов объяснения этого феномена и новых метафор, связанных с разными сферами жизни и деятельности человека. Нам представляется важным и актуальным рассмотрение метафоры с психолингвистических позиций, представляющей ее как ментальный феномен, связанный со спецификой разноприродного опыта человека, формируемого в процессе его взаимодействия с окружающим миром. За метафорой, функционирующей в индивидуальном лексиконе человека, стоит система связей и отношений по линиям перцептивного, когнитивного и аффективного опыта при постоянном взаимодействии продуктов переработки этого опыта.

Список литературы

1.     Выгосткий Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.

2.     Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

3.     Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. ­– Т.1/ Борис М. Величковский. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

4.     Залевская А.А. Некоторые особенности функционирования метафоры в индивидуальном сознании // Исследования по семантике. Вып. 16. Семантика языка и речи. - Уфа, 1991. - С.79.

5.     Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды]. – М.: Гнозис, 2005. – 543.

6.     Зубкова О.С. Специфика функционирования метафоры в индивидуальном лексиконе (на примере медицинской метафоры в разных видах дискурса). Дисс.канд.филол.н. – Курск, 2006. – 206 с.

7.     Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 320 с.

8.     Полозова И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки. – М.: Гуманитарий, 2003, №4. – С. 51-63. 

9.     Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей // Психологический журнал. – 1999, Том 20, № 1. – С. 78-85.