Философия/ 6.Философия науки

 

К.т.н. Алиева Н.З., Перекопская Н., Зайцева О.Г.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

Россия

Трансформации дизайна и дизайн-образование

 

XXI век станет временем дизайна. Происходят трансформации дизайна, связанные с тем, что сферой деятельности дизайнера становится не только проектирование окружающего предметного мира, но и антропологические исследования человеческого поведения и стиля жизни. Глобальное экономическое переустройство мира ведет к изменению ведущих тенденций в дизайне. Он превращается в глобальный инструмент экономики, оттесняет маркетинг, управляет мотивацией потребления и занимает авангардные позиции в жизнедеятельности постиндустриальной цивилизации. В индустрии одежды, возникли новые специальности за счет углубления специализации внутри производства и усложнения системы внутрипрофессиональных связей. Количество специальностей современной индустрии модных товаров в Европе насчитывают несколько десятков наименований, из них около двадцати относятся к творческой сфере. Вместо одного модельера коллекцией занимаются концептуальный стилист, стилист одежды, директор коллекции, декоратор-мерчендайзер, web-дизайнер, дизайнер принтов, конфекционер и другие. Чтобы работать в такой цепочке, специалисту необходимо иметь четкое представление об ее структуре и функционировании, знать весь алгоритм промышленного цикла, точно вписаться в стройную, ритмично действующую систему [1].

В связи с этим дизайн-образование должно преодолеть наблюдающийся на современном этапе разрыв между производством и высшим образованием. Выпускники вузов сталкиваются с реалиями вестиментарной (связанной с одеждой) индустрии, но, даже имея творческий опыт, не имеют связей с реалиями производства.

Классическая программа креативного образования в вузе дает широкий спектр знаний и имеет универсальный характер, но она не может быстро реагировать на изменения потребностей развивающейся индустрии. Во время обучения в вузе студентов учат «творить», дают общие представления о будущей профессии. Но учесть в рамках государственных стандартов образования сезонный характер современного производства одежды, его динамичность и нестабильность, не представляется возможным. Возникает несоответствие образовательных целей вуза и требований производства.

Во-вторых, кроме этих знаний, сотруднику современной компании требуются новые деловые качества: интеллектуальное любопытство, организованность, методичность и коммуникативные способности. Профессиональные знания и деловые качества вместе составляют совокупность компетенций специалиста, ставших необходимыми в современных условиях. Задача нового дизайн – образования предоставить специалисту такой комплекс компетенций с тем, чтобы образовать компетентность специалиста.

В связи с этим дизайн-образование претерпевает трансформации, обусловленные цивилизационными вызовами, а также трансформациями самого дизайна и комплекса индустрии, связанной с дизайном. К ним следует отнести самоидентификацию России в глобальном мире; превращение дизайна в глобальный инструмент экономики, оттесняющий маркетинг, управляющий мотивацией потребления и занимающий авангардные позиции в жизнедеятельности постиндустриальной цивилизации.

Для того чтобы соответствовать цивилизационным вызовам и современному западному уровню подготовки дизайнеров, необходима модернизация всего дизайн – образования, включая образовательные программы художественных и профессиональных учебных заведений России, занимающихся подготовкой дизайнеров, его содержание и методологию.

В рамках реализуемого Министерством образования РФ проекта «Стандарт общего образования» в настоящее время ведется разработка методологических оснований конструирования образовательных стандартов, а также самих стандартов. Принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметоориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В настоящее время разрабатывается новое поколение стандартов, в структуру которых будут включены не только общепредметные знания, умения, навыки и способы деятельности, но и компетенции. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [2].

Для того, чтобы проектируемое на данной основе образование было не разрозненное предметным, а целостным и компетентностным, модернизация подготовки дизайнеров в России должна базироваться на взаимодействии высшего образования с индустрией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Румянцева Э.Л. Дизайн-образование в контексте проектной культуры. // Рынок легкой промышленности №41, 2005. - http://www.rustm.net/catalog/article/256.html.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.