Философия. Секция 1: Философия литературы и искусства

Мушич-Громыко Айвика Владимировна

Новосибирский университет экономики и управления

 

Гламурная космология: модное словосочетание или новое течение?

 

Необходимость введения понятия «гламурная космология» обусловлено целым рядом причин в виде  явлений и процессов, не замечать которые, к примеру,  социальному философу, занимающемуся вопросами космологии (как в нашем случае), более десяти лет, сегодня невозможно.

Прежде всего, говоря о предыстории вопроса, следует вернуться в такие близкие и такие далекие «лихие девяностые». В страну хлынул поток разного рода эзотерических текстов, весьма неровных по содержанию, но будоражащих сознание «постсоветчан», еще недавно строивших развитой социализм. На этой волне в массовых масштабах люди стали с помощью чудодейников открывать невиданные доселе в себе самих «возможности». Но при чем здесь космология, спросите вы? Оказывается очень даже при чем. На фоне безнадежно малочисленной научной литературы по современным и историческим вопросам космологии, в условиях, когда наша родная наука переживала самый настоящий шок,  -  космология «вдруг» стала хорошо продаваемым брэндом.

Понятно, что сами астрофизики и астрономы, да и мы – смежники, не имели к этому отношения. За космологию взялись другие  - ухватив через нее толику коммерческого счастья -  через многострадальный антропный принцип, идею Внеземных Цивилизаций, идею о множественности миров – все стало объектом извлечения прибыли. Почему молчали космологи спросите вы? Да не молчали, - работали, писали, возмущались, боролись, - да только кто их слушал в этом оглушительном грохоте круглосуточно работающего «монетного двора».

Со временем, такая псевдокосмология, что называется, «огламурилась». Возвращаясь к мысли о необходимости введения указанного понятия, скажем, что в  саму экспликацию понятия «гламурная космология» мы вкладываем некоторый набор интенциональных соображений.  Используем интенцию В. Пелевина: «Я часто слышал термины «гламур» и «дискурс», но представлял их значение смутно; считал, что «дискурс» - это что-то умное и непонятное, а «гламур» - что-то шикарное и дорогое»[1]. Шикарное и дорогое, (если анализировать) -  в таких псевдокосмологиях (или ноокосмологиях, если угодно) – это возможность не просто «уйти в астрал», но шанс «подключиться к Высшнему Разуму», тем самым, войдя во Вселенский элитарный клуб. За годы работы в области нормальной космологии, о каких только патологических изысках не приходилось слышать!

Смутности значений добавляет метафизичность понимания термина «гламурная космология» в указанном контексте. Понятно только, что «гламурная космология» - это что-то «шикарное и дорогое». Прояснит ли что-то ещё одна интенция Пелевина? «Гламур и дискурс – это два главных искусства… Их сущностью являются маскировка и контроль – и, как следствие, власть». Итак, попробуем дать определение, вне нормальных рамок материальных носителей, а сидя, что называется «мимо табуретки». Итак.  Гламурная космология – это потребительски-замаскированное использование различных элементов космологии как особой астрономической науки. Одновременно это область потребительски-элитарных переживаний. Есть сформировавшийся, устойчивый уровень  общепотребительской семиотизации, которой  подвергаются, как правило, раскрученные «космологические брэнды» - названия объектов астрономии, принцип масштабного топографирования («Вселенская картина»), «вкусность» визуальной «космической картинки» (на фоне которой тетенька вещает «за жизнь») и пр. Но есть и другой, специальный, или как мы определили, элитарный уровень гламурной космологии, который можно с горечью назвать, © «гламурной инопланетизацией», когда к нам, по примеру западной цивилизации, движется волна-цунами, в которой рискует утонуть настоящее, научное исследование проблемы ВЦ. Здесь, заметим, что ни «уфология», ни «теория палеоконтактов», ни иное подобное не имеют к этой области внегалактической астрономии и смежных поведенческих и когнитивных наук ни малейшего отношения.

Так что же это за явление – «гламурная космология»? Объективная необходимость вовлечения единиц философско-научного фонда в область потребительски-промыслового и бизнес-элитарного действа? Или субъективная попытка освоить мир, «огламурив» и космос? Визуальная способность ментальности живо рисует в воображении представителя ВЦ в милом розовом комбинезончике. (За этим следует мысль – «как люди на это ведутся»?).

Обозначив возможные границы объективно-субъективного допуска в мировоззренчески-ценностное поле космологии, думается, что ответ, на наше вопрошание лежит  как всегда на поверхности – «гламурная космология» есть ничто иное, как замаскированное желание власти и неприкрытая жажда денег.

Итожим. Обнаружив и зафиксировав данный феномен, введя само понятие «гламурная космология» (на уровне публицистической пропедевтики), мы тем самым элиминировали данный сегмент реальности в  сферу потребительской чувственности (или бесчувственности?). Пусть это станет предметом специализированной исследовательской деятельности, а с нас хватит.

 

Литература

1.     Пелевин В.О. Ампир В. – М. : Эксмо, 2006.

2.     Каждому времени свой…  Интервью с Д.А. Приговым. // Независимая газета. 15.12.96.

ЗАЯВКА

на участие в научно-практической конференции «Наука и технологии: шаг в будущее -2009»

Философия. Секция 1: Философия литературы и искусства

Фамилия                           Мушич-Громыко

Имя                                   Айвика

Отчество                         Владимировна

Место работы                АНО УО «Центр космологии»

Должность                      Зам. директора

Ученая степень               Аспирант

Название вуза                   Новосибирский государственный университет экономики и управления Кафедра философии

тема доклада: Гламурная космология: модное словосочетание или новое течение?

Адрес630110  г. Новосибирск, а/я №1.e-mailcosmology@ngs.ruФорма участия           заочная