Магомедов Б.М.

к.ю.н.проф.

СК РПА МЮ России.

г.Махачкала.

 

Эволюция судоустройства и судопроизводства.

  Реорганизация   суда  по адату.

 

Как известно судебная реформа, перестройка деятельности правоохранительной си­стемы в России, преодоление негативных явлений в уголовном судопроизводстве – всё это вызывает потреб­ность в исторических исследованиях.

 Вплоть до присоединения к России в Дагестане не было условий для создания централизованной власти и суда, для перехода от системы обычного права к судебникам современного типа.    

В 60-е гг. XIX в. российское правительство разрешило адатное уголовное и поземельное судопроизводство по всему Дагестану. На основе кодификации и некоторой модернизации обычного права в 1860-1868 гг. была проведена судебно-административная реформа. Она началась с утверждения 5 апреля 1860 года Кавказским наместни­ком князем Барятинским «Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». Новая судебно-администра­тивная система пореформенного Дагестана получила название «во­енно-народного управления». Ее создание в основном завершилось после принятия 26 апреля 1868 года «Положения о сельском управлении в Дагестане».[1] С небольшими изменениями, внесенными в него после подавления дагестанского восстания 1877 года, военно-народ­ное управление просуществовало до 1917года.

Согласно §§ 1, 47-48 «Положения» 1860 г., у местных мусульман по всей области «судопроизводство отправляется по адату и шариату и по особым правилам, постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности (т.е. тот же адат, но измененный сообразно нуждам правительства. – М.Б..)». Адату стали подсудны дела по убийствам и кровоотмщению, поранениям, ссорам и дракам, сватовству и увозу женщин, изнасилова­нию, разврату, воровству, грабежу, поджогам и порче имущества, а также поземельным и уголовно-хозяйственным спорам .  

Низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения стали единые сельские словес­ные суды, заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступле­ния против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собствен­ности (обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превы­шала 50 рублей. Им были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, наруше­ния единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 рублей.[2] В отличие от дореформенной эпохи решения словесных сельских судов не были окончательными. Они могли быть обжалованы в месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках. Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения, убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные преступления против собственности (обман, утайка денег, воров­ство на сумму более 50 руб., случаи разбоя и грабежа). В юрисдик­цию окружных судов также входили поземельные тяжбы за владе­ние и пользование по адату пастбищами, лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьез­ные гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превыша­ла 100 рублей.

Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Даге­станский народный суд. Он был сформирован при генерал-губер­наторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре. В месячный срок он разбирал жалобы на решения окружных народных судов. Ему же были подсудны все случаи измены, бунтов, нападений на сельское и окружное начальство, скрытого или явного неповинове­ния властям, приравненные в пореформенном Дагестане к тяжелым уголовным преступлениям. Уголовные и поземельные тяжбы меж­ду дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами реша­лись в Дагестанском областном суде, а с 1875 года в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах Дербенте и Темир-Хан-Шуре. Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации, которая пользовалась бы дове­рием и авторитетом у местных жителей и была бы послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные участники движения Шамиля и восстания 1877 года были лишены всех прав, казнены или высланы из Дагестана. В то же время члены сельских и окружных судов были поставлены под строгий надзор российских военных властей области. Словесные суды содержали сельские общины. Члены Дагестанского народно­го суда, окружных народных судов и председательствующие в словесных судах сельские старосты стали получать жалование от правительства (320-240 руб.)[3] 

По своему составу словесный суд мало отличался от дореформенных судов по адату.   В то же время реформа ограничила судебную самостоятель­ность сельской общины. Прежде важнейшие постановления сельско­го суда выносились на обсуждение сельского схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины селения, начиная с 15 лет. После 1868 года сход стал играть чисто совещатель­ную роль в обсуждении уголовно-хозяйственных судебных дел. На него допускались по 1 представителю от каждого домохозяйства («дыма»). Также была ограничена власть дибира. Вместо него пред­седателем словесного суда стал сельский староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные части, то вопрос[4] решался так, как говорил бегавул. Сход без него не имел права собраться, а если и собрался, принятое решение не имело юридиче­ской силы. После восстания 1877 года начальник округа стал назначать бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом диби­ра и других членов суда (диванбеков).[5]

Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослаб­ление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому россий­скому судопроизводству и уголовному законодательству.[6] По форме суд остался простым. Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголов­ных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сель­ский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства. За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно.Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему раз­личали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.[7] Новым видом дел стал иск по доносу полиции. Доказательствами считались: 1) соб­ственное признание обвиняемого; 2) вещественные доказательства; 3) записи дореформенных адатов; 4) показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих род­ственников и односельчан. Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т.н. кебинную присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети. Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского об­щества (канлы), штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества. Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были предприняты попытки ограничить распространение ответственно­сти за уголовные преступления на ближайших родственников под­судимого, переложив ее на плечи одного подсудимого.[8] Вместе с тем российская администрация попыталась запре­тить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих российскому законодательству. Вне закона было объявлено крово­отмщение, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на месте преступления ворам и разврат­никам. Теперь оно было приравнено к обычному убийству. Высыл­ка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) - самовольный захват имущества должника, отказывающегося уплатить долг. Вместо ишкиля и кров­ной мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве (маслихат) сельских имамов и россий­ских офицеров, возглавлявших наибства и округа Дагестанской области.

 



[1] . Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в. XIX в. М., 1961. С. 227; История народов Северного Кавказа, конец XVIII - 1917 г. М., 1988. С. 281.

[2]. Егорова В.П. К вопросу о сельском управлении в Дагестане // Сборник научных сообщений. Вып. 1. Махачкала, 1970.

 

[3] . ЦГАД. Ф. 2, On. 12, д. 31, л. 1-11

[4]. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22. Л. 7.

[5] .«Положение о сельском управлении в Дагестане», § 109: «...по назначе­нию начальства занимают должности сельского старшины и его по­мощников». См.: ЦГАД. Ф. 4. On. 2. Д. 5. Л. 18.

[6] . РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22. Л. 7.

[7] . Памятники обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв. Махачка­ла, 1965.

[8]. Омаров А.С. Судебно-правовая политика цариз­ма в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. On. 1. Д. 49. Л. 13.