Д.п.н. Полынская И.Н.
Нижневартовский государственный университет, Россия
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С УЧЕТОМ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Принципы обучения
изобразительному искусству являются дидактической категорией, служащей для
выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих содержание и
организацию обучения изобразительному искусству, которые в своей совокупности
определяют требования к системе обучения изобразительному искусству в целом и
его отдельным компонентам.
Дидактические принципы
обучения изобразительному искусству неоднократно становились предметом
реального рассмотрения в научно-методической и учебно-методической литературе
(Ю.К.Бабанский, В.В.Корешков, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ростовцев,
М.Н.Скаткин, А.С.Хворостов, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.), однако многие из
аспектов рассмотрения этой категории еще требуют специального изучения.
Во-первых, наблюдается
тенденции в концепции внимания исследователей на общих принципах обучения
изобразительному искусству, в то время как специфические принципы обучения
изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента в
общеобразовательных школах конкретного региона рассматриваются крайне редко.
Во-вторых, редко затрагиваются вопросы степени вариативности принципов обучения
изобразительному искусству и диапазон их функционирования в отношении
избираемых методов обучения. В-третьих, можно наблюдать существенные различия в
интерпретации понятийного содержания одного и того же термина при обозначении
принципов, сходных по своей дидактико-методической направленности.
Длительное время в
методике наличествовали различные подходы к выделению принципов обучения
изобразительному искусству, которые можно обозначить следующим образом:
— общедидактические, при
которых за основу брались известные дидактические принципы обучения (принцип
связи теории с практикой, принцип сознательности, принцип научности и доступности,
принцип наглядности и т.д.);
— частнодидактические
или методические, при которых, в основном, выделяются специфические принципы
обучения изобразительному искусству как учебному предмету (например,
практическая направленность, функциональный подход к отбору и подаче
материала);
— комбинированные,
включающие как общедидактические, психологические, так и методические принципы
обучения изобразительному искусству.
Учитывая то
обстоятельство, что основные дидактические принципы сравнительно полно и
довольно непротиворечиво изложены в методической литературе, представляется
возможным более подробно обозначить принципы обучения изобразительному
искусству в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального
компонента.
Формируя интерес и
приобщая учащихся к национальной культуре в процессе обучения изобразительному
искусству, мы не должны забывать главную задачу — обучение основам
изобразительной грамоты.
Принцип воспитывающего обучения базируется на
закономерности единства обучения и воспитания в целом педагогическом процессе.
Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения изобразительному
искусству базовой культуры личности: нравственной, эстетической, культуры
труда, общения, жизнедеятельности и т.п.
В процессе обучения
изобразительному искусству школьники должны усвоить систему достоверных, научно
обоснованных знаний, т.е. знаний, правильно отражающих предметы и явления
реального мира. В соответствии с этим в основе методики лежит принцип научности. Принцип научности
требует, чтобы обучение изобразительному искусству было направлено на
ознакомление учащихся с объективными научными положениями, законами и основными
теориями изобразительной грамоты.
Принцип наглядности на уроках изобразительного искусства.
Наглядность в обучении
основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от
чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Доказано, что на
ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные
понятия и закономерности легче усваиваются школьниками, если они подкрепляются
конкретными фактами в процессе сравнения, проявления аналогий и т.п.
Наглядность должна
применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее
знакомы школьники с изучаемыми явлениями и процессами.
В педагогической науке принцип сознательности и творческой
активности рассматривается как один из главных. В настоящее время, в
педагогической науке, экспериментально доказано, что творчество обучаемых
находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его
в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их
вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет
время для мыленного экспериментирования и апробации различных способов решения
художественно-творческих задач, поощряет самостоятельность и дивергентность
мышления, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему
ответственность за совершаемые действия и результаты творческой деятельности.
Принцип преемственности, последовательности и
систематичности.
Преемственность касается
содержания обучения изобразительному искусству, его форм, способов, стратегий и
тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личных новообразований
обучаемых. В каждый временной интервал педагог решает конкретные задачи. Связь
и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к
более сложным художественным задачам, формам познания, поведения и решения
творческих заданий, обеспечивая последовательное их решение. Принцип
преемственности, последовательности и систематичности состоит в том, что каждое
новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных
ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным, чтобы новый учебный
материал вызывал в памяти ранее воспринятое, уточнял его и дополнял.
Принцип доступности и посильности обучения
требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их
физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом
уровня познавательной сферы учащихся.
Однако обучение не
должно быть излишне легким. Принцип доступности обучения требует от педагога
четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала
для каждого класса, для каждого возраста детей.
Анализ многочисленных
педагогических исследований показал, что в области обучения изобразительному
искусству, большинство перечисленных принципов (хотя они и являются общедидактическими),
имеют непосредственное отношение к методике обучения изобразительному искусству
учащихся общеобразовательных школ.
При этом немаловажное
значение для процесса преподавания изобразительного искусства с учетом
национально-регионального компонента имеют и такие принципы, как принцип
гражданственности и картины мира; принцип диалога культур и цивилизаций;
принцип интегративности;
открытости, вариативности.
Принцип гражданственности и картины мира отражает социальные аспекты
обучения. Данный принцип выражается в ориентации содержания обучения
изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента на
развитие субъективности личности школьника, его духовности и социальной
зрелости. Принцип гражданственности в обучении изобразительному искусству
предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое
позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с
формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и
культурном укладе жизни народов о психологических особенностях этноса, его
ментальных структурах, приоритетах национальной политики, региональной и
местной специфики, культуры.
Принцип диалога культур и цивилизаций в нашей модели отражается в процессе освоения национальной культуры как
концентрированного опыта духовности и творчества народа, открытого в микро- и
макросреду, как мощного потока культурно-творческой энергоинформации, живущей в
настоящем и диалогично апеллирующей к прошлому и будущему. Данный принцип
подразумевает двухстороннюю информационную смысловую связь и является одним из
важнейших для общения двух индивидуальностей, двух ситуативных позиций, двух
менталитетов, в результате, которого происходит взаимопонимание друг друга,
понимание и принятие иной культуры, иной позиции, иного менталитета.
Интегративность
— принцип, который становится
одним из ведущих не только в социальных процессах, таких, например, как
процессы глобализации, интеграции стран и народов в мировое пространство, в том
числе и образовательное. В основе этого принципа лежит идея единства мировой
художественной культуры и своеобразия этнонациональных культур, основанием
которой выступает идея целостности и многообразия мира (В.И.Вернадский,
Л.Н.Гумилев), идея синкретичности народного искусства (М.А.Некрасова), идея
интегральной, целостной личности (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов).
Принцип интегративности
обеспечивает качественно
новый уровень в преподавании изобразительного искусства. Необходимость такого
подхода обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического
периода все уровни человеческой сущности переплетаются, находя выражение в
отдельной личности. Поэтому в процессе образования и формирования целостной
личности немаловажное значение
приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на
различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический,
личностный). Именно народное искусство как корневое начало всех видов и типов
художественного творчества, синтезирует в себе самые разные сферы художественного
творчества.
Принципы открытости,
вариативности отражают синергетический принцип нелинейности эволюции
окружающего мира и выражаются в многовариантности, разнообразии,
альтернативности творческих подходов в реализации содержания национально-регионального
компонента в процессе обучения изобразительному искусству, предполагают
разработку федерального и региональных компонентов, обеспечивающих целостность
образовательного пространства. Принципы открытости, вариативности предполагает
включение в свою структуру новых субъектов образовательной деятельности, новых
видов деятельности, новых отношений между субъектами, нового содержания
образования. Одним из главных факторов открытости этнохудожественного
образования выступает постоянное наращивание и разнообразие в содержании
национальной культуры в изменяющемся мире, освоение доселе малоизвестных
региональных художественных явлений, расширение пространства осваиваемого
международного художественного наследия.
Заканчивая перечень
основных и специфических дидактических принципов в педагогической практике
учителя изобразительного искусства, с учетом национально-регионального
компонента в общеобразовательной школе,
подчеркнем, что каждый принцип тесно связан с
другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.