Исмаилов М.А.

д.ю.н.проф.

Гаджиев Р.М.

Ст.6 курса ОЗО ВО   РПА

  Махачкала .РД

 

 

Эволюция судопроизводства Дагестана:

 примирительное правосудие.

 

В связи с тем, что идут процессы формирования правовых систем республик, входящих в состав  России,  в условиях развития государственности и обновления республиканского законодательства возникает необходимость изучения правовых явлений прошлого. Для обеспечения дальнейшего всестороннего развития и совершенствования правовых системы РФ особую важность приобретает обращение к историческому прошлому формирования права народов России, в частности - народов Дагестана. При этом изучение  норм обычного права имеет первостепенное значение, т.к. именно в них отражены важнейшие  вопросы правового политического и социально-экономического устройства и развития общества.
        Обычное право народов Дагестана достаточно большое внимание уделяло судоустройству и судопроизводству.  Традиционное судопроизводство - это та сторона организации общественных отношений, которая чаще всего непосредственно, иногда опосредованно связанна с любой сферой жизнедеятельности общества, с любой стороной семейного быта, общественного быта, с духовной культурой конкретного общества, а также социальными и имущественными отношениями в коллективе людей. Вопросы, связанные с судоустройством и судопроизводством всегда находились под пристальным вниманием и изучением ученых. Однако, несмотря на достаточно детальную изученность данной темы, обращение к ней всегда актуально. Исследования в основном носят фундаментальный характер. Но вместе с тем существует необходимость освящения некоторых аспектов, связанных с устройством суда, осуществлением судейской власти, которые носят достаточно узкое содержание и имеют свою специфику.

  Для традиционного дагестанского судопроизводства характерен биюридизм: правовая жизнь здесь регулировалась и адатом, и шариатом. Адаты, испокон веков, еще до шариата, лежали в основе правовых отношений горских обществ.          Адат отражал в себе значимость, место и роль кровнородственной организации внутри джамаата, регулировал сферу семейных отношений, всегда отдавал приоритет интересам общества перед интересами члена этого общества, отдельно взятой семьи, группы семей.

  Не вдаваясь в характеристику судопроизводства хотелось бы остановиться на ином способе улаживания спорных вопросов, существовавшем  в дореформенный период.  Очень часто многие тяжбы оканчивались без судебного вмешательства, по мирному соглашению обеих сторон, т. е. маслаатом. В науке маслаат (от араб. «маслахIат» - общее благо, выгода, в интересах сторон) определяется как «универсальная  и  самая  совершенная  форма  разрешения  конфликтов, традиционно  имевшая  широкое  распространение  в странах  мусульманского  Востока. Более приемлемой и эффективной с точки зрения социальной адекватности, демократизма содержания и правовой прцедуры, состветствия традициям общественного быта и народного менталитета формы разрешения конфликтов, в практике других народов не встречается».[1]

   Маслаат занимал промежуточное положение между судом по адату и судом по шариату.     «Средину между судом по адату и шариату заняло решение некоторых гражданских дел по маслаату, т.е. мировою сделкою при пособии посредников».[2] 

Стороны прибегали к маслаату, не обращаясь в суд, выбрав посредников. Бывали случаи, когда судьи сами при разбирательстве дела предлагали сторонам  окончить дело по маслаату. Ф.И. Леонтович отмечал: «К разбирательству дел по адату суд приступал только после «совета помириться», маслаата».[3]  Если стороны были согласны, то в случае принятия маслаатного решения  в лице посредников и объявления его, никто из них не имел право выражать недовольство и обязан был исполнить решение маслаата.

      «Мировое разбирательство дел, происходящих от несогласия между членами общества, служило преобладающим источником горских адатов. Суд посредников, не находя в адате установлений на новые случаи, должен произносить решения еще не бывалые, хотя и применяющиеся к общему духу адата».[4] Как отмечает А. Акбиев «маслаат, с одной стороны, являлся способом мирного улаживания спорных дел, с другой – источником возникновения новых адатов».[5]   

  У всех народов Дагестана процедура маслаата проходила примерно в одинаковой форме, за исключением некоторых различий. Наиболее наглядно процедуру маслаата можно проследить при  совершении убийства. Здесь адаты достаточно подробно регламентируют порядок проведения маслаата между двумя сторонами.

      До процедуры маслаата необходимо было соблюсти определенные процессуальные формальности. По сведениям М. Алибекова, у кумыков «Человек, совершивший убийство, немедленно после убийства укрывался со своими родственниками, по отцовской линии, в доме своего князя. Последний, согласно адата, должен был взять их под свою защиту и покровительство».[6]. У аварцев  же убийца, как правило, после совершения преступления должен был немедленно покинуть родное село, в противном случае его выгоняли.

  Князь, выждав окончания дней «яс» (обряд оплакивания убитого) у убитого, посылал туда своего кади и двух тамаза» (почетных стариков) для переговоров о примирении с родственниками убийцы. Если не соглашались простить убийцу, то посланные князя предлагали выселить далеко из родного аула убийцу (адат - «канлы») и при этом просили примириться с родственниками убийцы. Если в первый раз переговоры безуспешны, то князь отправлял посланных во второй, третий раз и вообще до тех пор, пока родственники убитого не соглашались на примирение. Т.е., первоначально, примирение проходило с родственниками убийцы.

  То же самое можно наблюдать в обществах Аварии. «Следующим шагом к достижению маслаата была просьба допустить на тазият (место поминальпого сбора родственников покойного) дальних родственников канлы, чтобы, выразить соболезнование. Смотря по обстоятельствам такое сближение допускалось, и на этом процедура примирения временно прекращалась».[7] У кумыков от родни убийцы собирался «алым».  Размер алыма различался в зависимости от количества родственников.

  Убийца в том джамаате, куда он переселялся,  пользовался всеми правами гостя, он был неприкосновенен. Пока канлы находился в изгнании и по мере истечения времени от трагического события, общественность джамаата по ходатайству родственников канлы начинала переговоры о примирении (маслаате).

  За это время канлы должен был при содействии своих родственников и почетных жителей своего селения искать примирения с родственниками убитого, но для последних считалось предосудительным мириться ранее истечения года.

      Примирение могло состояться только в том случае, если все близкие родственники без исключения согласны на это.

      При удачном стечении обстоятельств по истечении периода пребывания канлы в изгнании, обычно проводили процедуру примирения. Необходимым условием (в некоторых обществах Аварии) при маслаате был договор о выплате дията, размер которого различался в разных обществах и колебался в пределах от 100 до 300 рублей.[8] Здесь мы видим возмещение материального ущерба пострадавшей стороне. Однако  были общества, где дият вообще не брали. При согласии пострадавшей стороны на примирение, и по истечении определенного времени в заранее установленный день родственники убийцы вместе с кровником собирались в условном месте и двигались к дому убитого, где их ожидали. Эту процессию возглавляли старейшины аула и представители духовенства, в нее также входили почитаемые люди села, родственники канлы, а позади всех шел сам канлы. Перед собравшимися, как правило выступал представитель духовенства – мулла-дибир. «Кади, в сопровождении князя и почетных людей входил на тазият, и после своего салама и прочтения молитвы, произносил проповедь  о прощении».[9]  Ссылаясь на исламские заповеди и прецеденты, имевшие положительные исходы в прошлом, он убеждал собравшихся в богоугодности маслаата. При этом глава миротворческой миссии подчеркивал божественное предопределение того, что случилось, призывал к смирению перед божьей волей.

      Церемонию прошения канлы у кумыков описывал еще Н. Семенов: «Находящееся во главе депутации духовное лицо произносит обыкновенно приличествующую случаю речь; высказывает сожаление о случившемся,…напоминает, что подобные несчастья бывали прежде, будут вероятно и после, и тот, над чьей головой они разражаются, не должен до такой степени ожесточиться, чтобы забывать заветы мудрых предков о примирении и прошении. Выставляется на вид, что скончавшегося не вернешь к жизни и проч., заканчивается речь с выражением надежды, что оскорбленные, как люди благоразумные, сумеют подчинить свои чувства рассудку».[10]

      При исполнении процедуры примирения соблюдался обряд извинений и унижений «Женщины со стороны убийцы становятся на колени перед женщинами со стороны убитого, мужчины - перед мужчинами и мирят убийцу с родственниками убитого».[11] А.М. Ладыженский отмечал: «…материальная компенсация всегда сопровождалась и моральной компенсацией – извинениями, унижениями. Обряд извинений был очень и  сложен в разных  местах далеко не одинаков».[12]

Как правило, родственник убитого после соблюдения обряда унижений и оскорблений брал нож и срезал прядь волос с головы канлы и поднимал с колен.

      Во многих обществах соблюдался обряд, когда канлы должен был прикасаться губами к груди матери покойного. Только после этого он считался не только прощенным, но и породнившимся с тухумом убитого. А. М. Ладыженский также писал: «Если пострадавший род согласен мириться, то совершается обряд усыновления, путем прикосновения губами к груди матери убитого, убийца становится ее приемным сыном».[13] На этом в основном завершалась процедура исполнения маслаата.

      В результате проведения процедуры маслаата «обе тяжущиеся стороны относительно полно устанавливают между счобой поведенческий, моральный и психологический паритет»[14]

      Процедуру маслаата осуществляли независимые третейские судьи, что должно было исключить предвзятость в их решении. В поисках справедливого решения тяжущиеся стороны обращались к представителям соседнего джамаата.

Решение по маслаату не могло быть обжаловано. «Маслаатное решение не принималось на апелляцию ни адатом, ни шариатом.[15]       

  Маслаатная форма разрешения конфликта использовалась не только при убийствах, но и при других конфликтах, таких как поранения, кражи, похищения и т.д.

  Конфликты могли возникать  также между разными джамаатами. Например, если убийца и убитый  были выходцами из разных джамаатов. В этом случае, как правило, первоначально добивались примирения на уровне двух джамаатов, так как убийство могло произойти с согласия других односельчан или при их пособничестве. Затем уже шел процесс примирения между родственниками убийцы и родственниками убитого.

  Следует отметить, что процедура маслаата применялась и в более поздний период, после реформ 60-х годов Х1Х века. На основании архивных данных можно установить, что к маслаату прибегали также одновременно с обращением в суд, о чем свидетельствует, например, дело (решение Дагестанского  «народного» суда о кебине (заключении брака) между жителями селения Урода Ибрагимом Нуров-оглы и Хадижат Омар-кизы, где указывается на окончание дела по маслаату.[16]

  Кроме того, как отмечают в науке у некоторых кавказских народов, в частности у адыгов,  медиаторские суды в настоящее время, как и прежде негласно имеют возможность разбирать все дела, связанные с причинением имущественного и физического ущерба, в том числе и с кражами частного имущества. Кроме того, медиаторы рассматривают такие уголовно наказуемые в российском суде преступления, как ранение, убийство   причинение физического ущерба, которое требует согласно адату удовлетворения, а не наказания.[17]

  Т.о., можно выделить следубщие специфические черты, присущие маслаатному суду:

1) маслаат дает возможность возместить как моральный, так и материальный ущерб;

2) стороны в результате проведения процедуры маслаата устанавливают между собой поведенческий, моральный и психологический паритет;

3)в мслаате отражены адат, шариат и народная дипломатия.;

4) осуществляется независимыми третейскими судьями:

5) решение по маслаату не подлежит апелляции.

 

       

     



[1] Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формыразрешения конфликтов у аварцев в Х1Х-нач. ХХ вв. ДНЦ РАН ИИАЭ. – Махачкала: Эпоха. 2003. С.35

[2] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним./ССКГ Тифлис 1868, Т.1. С.6.

[3] Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1882.С.8.

[4] Леонтович. Указ. соч. С.7.

[5] Акбиев А. Общественный строй кумыков в ХVII-XVIII вв. С.219

[6]  Алибеков М. Адаты кумыков С. 4.

[7] Магомедсалихов Х.Г. Указ.соч. С.37.

[8] Там же. С.39.

[9] Алибеков М. Указ.соч. С.5.

[10] Семенов Н. Туземцы Северо-восточного Кавказа.С.285.

[11]56 Хашаев Х.М. Памятники обычного права Дагестана 17-19 века. Архивные материалы. Изд-во «Наука». Москва.1965. С.169.

[12] Ладыженский А.М. Очерки социальной эмбриологии. Ростов-на- Дону,1929.С.181.

[13] Там же. С.166.

[14] Магомедсалихов Х.Г. Указ. соч. С.43.

[15] Леонтович Р. И. Указ. соч. С.7-8, 19.

[16]  Ф.126, оп. 1, д.66, л.

[17] Бабич Л. М. Формирование правового плюрализма в советское и постввввсоветское время на Северо-Западном Кавказе.