История/2. Общая история

Нурлигенова З. Н.

Карагандинский государственный технический университет, Казахстан

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Экономическое развитие Центрального Казахстана и основание города Караганды в 30-е годы ХХ века способствовали не только развитию сети учреждений народного образования, но и возникновению таких очагов культуры, как областная филармония, включавшая казахский и русский хоровые коллективы, оркестр казахских народных инструментов и балетную группу. Именно в Караганде начинали свой творческий путь народные артисты Республики Ж. Елебеков, К. Байжанов, М. Хамзин, Н. Абишев, Р. Койшибаева, З. Жубатова, заслуженные артисты Казахской ССР М. Кошкумбаев, К. Лекеров, А. Алиева и др.[1, с. 10]

Ныне действующее в Карагандинской области концертное объединение — преемник творческих традиций Карагандинской областной филармонии. При этом, следует отметить, что с конца 30-х годов ХХ века и вплоть до 1945 года это было концертно-эстрадное бюро при отделе искусств Карагандинского областного исполнительного комитета, а с 1945 года – Карагандинская областная филармония, которой 16 апреля 1990 года Постановлением Совета Министров Казахской ССР № 148 было присвоено имя Кали Байжанова.

К. Байжанов, обладавший широким диапазоном голоса и учившийся у народного композитора Жарылгапберди, всю свою долгую творческую жизнь провел в Центральном Казахстане и внес огромный вклад в развитие музыкального искусства республики. Основополагающими для его творчества стали встречи с Биржан-салом, Жаяу Мусой и Абаем. Позже в творческий состав филармонии вошел известный народный композитор Косымжан Бабаков, сохранивший в своей памяти бесценные сокровища народной казахской песенной культуры, многие из которых были использованы А. К. Жубановым и Л. А. Хамиди в опере «Абай» (либретто М. О. Ауэзова) и М. Тулебаевым в опере «Биржан и Сара» (либретто К. Джумалиева). Автор свыше тридцати музыкальных произведений, в том числе посвященных разработчикам подземных кладовых Центрального Казахстана, К. Бабаков вместе с К. Байжановым был участником концертной программы первой Декады литературы и искусства Казахстана в Москве в 1936 г.

В начале 30-х годов ХХ века в г. Караганде жил и творил один из зачинателей казахской советской музыки Иса Байзаков, автор стихотворных произведений и песен, в том числе посвященных карагандинским горнякам. Некоторые народные песни в его переработке вошли в первые национальные оперы «Айман — Шолпан» (либретто М. О. Ауэзова, муз. Е. Г. Брусиловского) и «Ер-Таргын» (либретто С. Камалова, муз. Е. Г. Брусиловского), а знаменитая песня «Гакку» Укули Ибрая в интерпретации Исы Байзакова стала ведущей арией у Куляш Байсеитовой в опере «Кыз Жибек» (либретто Г. М. Мусрепова, муз. Е. Г. Брусиловского).

Однако вплоть до конца 30-х гг. ХХ века профессиональное искусство Казахстана развивалось сравнительно медленно. Единственный республиканский театр, созданный в 1926 г., не мог в полной мере удовлетворять культурные запросы трудящихся. При этом следует отметить, что если до революции в Казахстане не существовало ни одного профессионального театра, то уже в 1933 г. в республике действовало 6 театров, а к 1939 г. их насчитывалось 35: 22 казахских, 9 русских, 2 уйгурских, 1 узбекский, 1 корейский и 1 филармония, в том числе 2 оперных, 5 музыкально-драматических и 2 культурных. Также функционировали 14 колхозно-совхозных, 13 областных и 8 республиканских театров. Только в 1938 г. было организовано 10 театров [2, л. 26].

В связи с этим, в Постановлении Краевого комитета партии «О мероприятиях по развитию национального искусства» были намечены пути, призванные обеспечить быстрый подъем советского искусства Казахстана [3, с.267]. Так, весомый вклад в развитие профессионального вокального искусства внесли Борис Александрович Орлов — воспитанник Саратовской консерватории, народный артист Казахской ССР, первый художественный руководитель Карагандинской филармонии, вооруживший карагандинских исполнителей знанием нотной грамоты и преподавший им принципы многоголосного пения. Значительную роль в становлении и дальнейшем развитии казахской песенной традиции сыграла Валентина Сергеевна Пирогова — концертмейстер и музыковед, заслуженная артистка Казахской ССР, посвятившая весь свой немалый музыкальный талант записи, сохранению и обработке казахских народных мелодий для хорового и сольного исполнения.

Огромное влияние на становление и дальнейшее развитие культурно-просветительных учреждений Центрального Казахстана оказали репрессированные деятели искусства СССР и зарубежья, по неволе оказавшиеся в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. За колючей проволокой пребывали: танцовщик Арам Мурадьян, пианист Гельмут Вейс — бывший журналист, член германской компартии, пианистка Нина Гражек, профессор Славинская, выпускница Парижской консерватории по классу профессора Филиппа Мара Нурова, колоратурное сопрано Алла Вербо, танцовщица из балета Малого театра Марина Лебедева — дочь одного из довоенных корифеев этого театра, дирижер и превосходная пианистка Марьяна Иосифовна Лер. Именно на этой высокопрофессиональной основе и была организована лагерная культурная бригада, участие в которой, с одной стороны, давало возможность общаться, а с другой — заниматься, пусть в неволе, но искусством. Уникальное культурное наследие, оставленное ими, было создано в крайне тяжелых и трагических обстоятельствах жизни. Силами заключенных проводились концерты в честь советских праздников на высоком профессиональном уровне. Во многом благодаря деятельности этих людей была сформирована культурная среда, послужившая основой для дальнейшего развития музыкального искусства в Центральном Казахстане.

По данным доклада «О работе культурно-просветительного отдела ЦК КП (б) Казахстана о состоянии культурно-массовой работы», на 1 января 1938 г. в Карагандинской области были представлены в 16 домов культуры, в то время как по всей республике их насчитывалось 34 [4, л. 11], а число театров в 1938 г. в Казахской ССР составило 62 [5, с. 245].

Таким образом, созданная 6 марта 1938 года Постановлением Президиума Карагандинского облисполкома Карагандинская филармония с первых лет существовавния всегда выполняла свою главную задачу – нести музыкальную культуру в массы, прививать художественный вкус населению. Более 70 лет, пройденные с того памятного дня, позволяют проследить путь творческого развития коллектива, начиная от концертно-эстрадного бюро до крупного концертно-циркового объединения, в котором утвердились три замечательных оркестра: симфонический, казахских народных инструментов имени Таттимбета и эстрадный; камерные ансамбли «Ансау», «Ауэн»; фольклорно-хореографический коллектив «Акку»; музыкальный лекторий, солисты.

При этом, огромное влияние на культурную жизнь Центрального Казахстана оказали известные артисты, композиторы, пианисты, дирижеры, поневоле оказавшиеся в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Во многом благодаря деятельности этих людей была сформирована культурная среда, заложившая основы дальнейшего развития музыкального искусства в Центральном Казахстане в исследуемый период.

 

Литература:

1.                Қали Байжанов атындағы концерттік бірлестік. Концертное объединение имени Кали Байжанова. The Concert Association named after Kali Baizhanov / Құрастырушы Т. Бейсембек. – Қарағанды: ПК Экожан, 2008. – б. 152.

2.                АП РК, ф. 708, оп. 3/1, д. 1095.

3.                ГАКО, ф. 1375, оп. 1, д. 51.

4.                АП РК, ф. 708, оп. 2/1, д. 792.

5.                Медынский Е. Н. Народное образование в СССР. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. — 238 с.