Козлова Любовь Ивановна

Восточно-Казахстанский государственный технический университет

 им. Д.Серикбаева, Казахстан

Социальная функция высшей школы

В новых социально-экономических и общественно-политических условиях развития казахстанского общества система образования занимает одну из ключевых позиций. Образование является одним из социальных инструментов интеграции казахстанского общества в мировое сообщество.

Повышение образовательного уровня населения, повлияет на экономику республики в целом. Уже сейчас доля населения имеющего средне-специальное и высшее образование значительно выше уровня начала 90-х годов. Подготовка высококвалифицированных специалистов является одной из приоритетных задач правительства.

На современном этапе развития человеческой цивилизации необходимо однозначно понимать, что будущее человеческих сообществ и государств в целом зависит вовсе не от материальных, хотя и весьма значительных и разнообразных достижений человеческого разума.

Известно, что не все материальные средства могут быть использованы в созидательных целях. Некоторые из них могут сеять хаос и разрушения. Нас, в первую очередь, должен интересовать творческий процесс созидания, предполагающий наличие доброй воли людей, осуществляющих поиск оптимальных вариантов достижения позитивных целей и корректировку средств и результатов созидательной деятельности.

Этот процесс может приводить к успеху только при постоянном соблюдении нравственных и этических принципов, обеспечивающих процесс в пределах управляемости и дозволенности.

Совершенно очевидно, что только при активном и нравственно безупречном включении человеческого общества в созидательный процесс, мате­риальные достижения человеческой деятельности могут быть использованы для благородных, а не разрушительных целей.

Поэтому необходимо четко осознавать, что будущее человечества зависит от результата борьбы созидательных и разрушительных сил, и что положительный результат в этом противостоянии определяется нравственными факторами. Только от них зависит, сумеет ли человеческое общество использовать могущество своего интеллекта в интересах созидания, а не разрушения.

На современном этапе развития человеческого общества нельзя надеяться на компромиссное решение проблемы борьбы позитивных и разрушительных сил, т.к. это приведет к моральному, а затем и к физическому исчезновению человеческой цивилизации.

Для противодействия этому люди должны четко понимать необходимость приложения совместных усилий для решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности и, в первую очередь, в сфере образования. Культурно-творческая миссия вуза выдвигается на первый план и предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента. Культурный уровень значительной, если не подавляющей, части студентов вузов требует «пропитывания» студентов культурой, вовлечение их в культурный процесс, и, прежде всего пробуждение у них потребности в культурных ценностям.

А это достигается при условии существования определенной «культурной обстановки» в вузе - гуманитарной среды.

Под гуманитарной средой мы понимаем создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультур­ных традиций, достижений мировой науки и техники. Ведь именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, а именно личности безопасного типа, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.

Для более глубокого осмысления данного явления, нам представляется, необходимо обратиться к определению понятия «среда», данного в философском энциклопедическом словаре: «Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Социальная среда - в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, сово­купность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества.

Социальная среда - в узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности.

В то же время под влиянием творческой активности деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди».

Культурная среда вуза - это совокупность образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, информационных, кадровых, материальных условий организации досуга и отдыха студенческой молодежи.

При рассмотрении вопроса инноваций (ново­введений, которые не возникают сами по себе, а являются результатом научных поисков, передо­вого педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов) можно дать определение инновационной среды. Оно звучит так: «Иннова­ционная среда - определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс.

Исследуя проблемы гуманитарного целеполагания выявили, что гуманитарная среда техни­ческого вуза в настоящее время не сформирована. В связи с этим указываются следующие причины:

- преподаватель осознает актуальность гуманитаризации, но не владеет целеполаганием;

- гуманитарные дисциплины изучаются, но не всегда четко сформулированы гуманитарные цели;

- активные методы обучения применяются, но неформируется целеполагание.

Гуманитарная среда в вузе должна поддержи­ваться при постоянном обучении гуманитарному знанию на всех курсах.

Под гуманитарной средой вуза понимают гуманитарную направленность преподавателя, гуманитарных дисциплин, а также активных методов обучения.

Деятельность всех составляющих гуманитарной среды является по своей сути гуманитаризацион­ной программой вуза. Таким образом, многие исследователи поднимают проблему и указывают на необходимость создания гуманитарной среды в вузе.

На основе проведенного анализа состояния проблем высшей школы, образования и культуры, их взаимодействия, основываясь на подходах можно утверждать, что гуманитарная среда - определенная морально-психологическая обстановка, подкреп­ленная комплексом мер организационного, методи­ческого, психологического характера, обеспе­чивающих обретение единой гуманитарной культуры.

Вполне определенно можно утверждать, что именно образование формирует личность каждого человека, способствует приобретению знаний, умений и навыков, определяет его мировоззре­ние и приоритеты, что отражается на эконо­мическом и нравственном потенциале общества, т.к. образование и общество неотделимы, образуя единую систему.

Любые проблемы общества или государства отражаются и на состоянии сферы образования, которое оказывает существенное влияние на развитие различных тенденций в обществе, способствуя решению социальных про­блем, формируя позитивное направление в развитии общества.

Что образование имеет приоритетное значение для каждого отдельного человека, социума, -государства и человеческой цивилизации в целом необходимо четко осознавать всем, особенно властным структурам, однако даже при всей очевидности такой закономерности все еще приходится доказывать на различных уровнях.

Конечно, в настоящий период времени сфера образования значительно утратила свои культурно-образовательные функции и влияние на нравственность, мировоззрение человека, на его менталитет.

Однако именно сфера образования в состоянии преодолеть растущие негативные тенденции в воспитательном процессе, и только она способна возродить и обогатить нравственные идеалы

Так большинство людей утратило способность противостоять насилию и террору и потеряло веру в нравственные ценности и не находит ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы ни в науке ни в религии, ни в образовании.

С позиций глобального развития переживаемое нами время характеризуется как вхождение в эру постиндустриального общества. В связи с этим возникли потребности общества в глубоких изменениях технологий, в нашем случае, на уровне высшей школы - технологий обучения и воспитания.

До сих пор лидирующее место в культуре нашей эпохи, как считают многие исследователи, занимает наука.

Научный метод, рожденный естество­знанием, последние десятилетия доминирует в духовном мире, проникая в науки о человеке и обществе. Ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, приведшей не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызвавшей глобальный эколо­гический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества.

Главнейшей проблемой современной цивилизации является гармоническое единение Знания и Веры, их мировоззренческий синтез и возвращение Человеку понимания Смысла его жизни, Вера в свое уникальное предназначение и Знание путей наиболее полной жизненной самореализации.

Успешно решать эту проблему можно только усилиями всего человечества, только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности, например, таких, как создание ядерной и термоядерной энергетики, производство синтетических заменителей белка, борьба с раком и сердечно-сосудистыми заболева­ниями, разработка кибернетической техники и другие.  

Эти задачи требуют многомиллиардных затрат, непосильных для отдельного государства. Только в глобальном масштабе возможны разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле, совместимой с продолжением существования человечества.

Однако этот страстный призыв к единению еще не осознается современным человечеством, в том числе и властными структурами, а сфера образо­вания и культуры ничего не предприняла для изменения ситуации в лучшую сторону. Поэтому и получили такой размах межэтническая вражда, варварское отношение к среде обитания.

Необходимо каждому человеку со всей ответственностью за судьбу будущих поколений и всего человечества осознавать трагедию, которая может привести к всеобщей катастрофе.

И ничто не сможет остановить всеобщую гибель - ни ядерный щит, ни подземные бомбоубежища.

 Необходимо приложить все усилия и средства, в первую очередь в сфере образования и всеобщей интеграции, духовному единению и взаимопо­ниманию всех людей, преодолению несов­местимости конфронтации, потому что именно менталитет как в индивидуальном проявлении, так и в общественном, оказывается движущей силой, определяющей движение истории человечества.

Менталитет выражает основные духовные, культурные ценности и мировоззрение общества, определяя индивидуальное и общественное поведение, которое при организованном проявлении обладает громадной силой. Поэтому основная задача общества должна быть сфокуси­рована на формировании менталитета, который оп­ределяет жизненные ценности и идеалы, приори­теты и нравственные устои.

Сфера образования может и должна найти спо­собы управления менталитетом по пути прогрессивного развития общества, создания условий для свободного, взаимообогащающего творческого проявления и созидания во имя высших духовных ценностей во благо каждого человека и человеческого сообщества. Если есть необходимость в расстановке приори­тетных задач и аспектов решения образовательных проблем, то, по нашему мнению, наиболее важными являются нравственные идеалы, здоровый образ жизни, двигательная активность и культура.

Интеграция этих главных компонентов жизнедеятельности человеческих сообществ в международное образовательное пространство обес­печит его процветание и выживание, т.к. культура и здоровье играют решающую роль в производстве и воспроизводстве материальной, предметной жизни и в производстве и воспроизводстве социальной, духовной жизни самого человека и общества в целом.

Решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека будет сформирован обществом, каким окажутся уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь. Важнейшая социальная функция высшей школы состоит в формировании личности гуманис­тического типа, специалиста, как просвещенного человека, подлинного интеллигента, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социального и научно-техни­ческого характера в их органическом единстве.

Решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека будет сформирован обществом, каким окажутся уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь. Важнейшая социальная функция высшей школы состоит в формировании личности гуманис­тического типа, специалиста, как просвещенного человека, подлинного интеллигента, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социального и научно-техни­ческого характера в их органическом единстве.