Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Ткачева Е.А.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина

 

Театральная педагогика и педагогические технологии.

 

     Технологический компонент профессиональной педагогической подготовки составляют методы воспитания актера и режиссера, которые заимствованы из театральной педагогики: упражнения на освобождение мышц, действие, общение, развитие воображения, внимания, эмоциональной памяти. Используются методы и приемы обучения актеров: изучение и библиография великих людей, воображаемые путешествия [4, 37], способ образного иносказания: метафоры, перенесения, включающие такие элементы как действенность, гиперболизацию, метафоричность [3, 98]. Данные методы позволяют развивать такие профессионально – творческие способности будущих учителей как творческое воображение, метафорическое, действенное, пространственно – временное, композиционное мышление, т.е. мышление интегративное лежащие в основе креативности.  

     Поскольку термин педагогическая технология имеет много разночтений, мы считаем, его необходимым уточнить. Имеется  несколько подходов к определению данного понятия:

1.     отрицание его применительно к педагогическому процессу и замена его понятием “педагогическая техника” (Востроилова Е. А.);

2.     сведение педагогической технологии лишь к тенденции учебного процесса, внедрению аудиовизуальных  средств и компьютеризации обучения (Никандров Н.Д.);

3.     рассмотрение педагогической технологии применительно к творческому процессу формирования личности, ее эмоциональной, действенно – волевой сферы в двух смыслах: как структуру и организацию педагогического процесса на основе ведущих идей и принципов и как совокупность способов, приемов, действий, операций в обучении  и воспитании, которые должны привести к определенному результату (Щуркова Н.Е.). 

     Мы согласны с утверждением Н.Е. Щурковой о необходимости преподавания педагогической техники, но если говорить о целостном человеке, выбирающем себя, то оправданна ли часть его естественной жизни, обозначать как педагогическую технику. Ведь знакомство с собственной мимикой, жестами – это знание о себе и для себя. Отсюда и вытекает потребность в особой организационной форме занятий, которой является Педагогическая студия.

     Педагогическая студия – новое явление в сфере образования. Родилась она как новая форма совершенствования профессионализма учителей, практикуемая в настоящее время на уровне школьных районных и городских объединений учителей.

     Основное назначение студии состоит в формировании и развитии педагогических умений, научно – обоснованных и практически проверенных. Суть студийных занятий в обучении (studio – изучение, старание), но это обучение специфично. Оно создано на фундаменте приобретаемых педагогических знаний, получающих свое профессиональное воплощение тут же, на занятиях, на основе подлинного педагогического опыта мастеров педагогического труда, описанного в литературе.

     То, что у студентов еще не сформировались профессиональные привычки, умения взгляды, является, по нашему мнению, благоприятным условием для развития творческих способностей, формирования педагогического мышления студентов.  Соглашаясь с точкой зрения Б.З. Вульфова о наличии педагогического мышления у всех людей, творческие студийные занятия, действительно не являются неразрешимыми для студентов, но зато в процессе выполнения задания обнаруживается преобразование индивидуальной системы педагогических взглядов будущего учителя.

     Центральным вопросом методики студийного обучения является вопрос структуры занятия. Он важен потому, что требует сохранять на протяжении всего учебного времени особую психологическую атмосферу в аудитории. Этапы аналогичны структуре классической драмы. Студийное действие разворачивается как будто бы по заданному драмой алгоритму: сначала “экспозиция”, потом “реализация” (осуществление действия), затем “кризис”, а потом “перипетия” (выяснение) и итоговое “разрешение”. Им соответствуют следующие этапы студийных занятий: пролог, этюд, экспликация, дискурсия, коррекция, рефлексия. Названия заимствованы из методики проведения социально – психологических тренингов.

     Обязательным этапом каждого занятия является пролог – цель данного этапа установление межличностных контактов. Задание тональности занятия. Это необходимо для установления атмосферы доверия, эмоционально окрашенного настроя на работу. Выполнению этих задач способствуют такие театральные упражнения как Передача хлопка; используются такие театральные упражнения как “Канон хлопками”, “Музыкальная карусель”.

     Например, “Канон хлопками” способствует пристройке друг к другу, сплочению группы на работу. Руководитель задает ритм хлопками одной микрогруппе студентов, остальные микрогруппы должны подстроится в данный ритм, но в своем темпе.

     Как известно, общение начинается с контакта глаз. “Музыкальная карусель” – упражнение, развивающее контактность. Студенты образуют два круга – внешний и внутренний – под музыку оба круга начинают движение вправо. На хлопок руководителя круги останавливаются, партнеры, оказавшиеся лицом друг к другу, должны соединяться глазами, взяться за руки и держать паузу, попытавшись выразить глазами свои чувства.

     Другой вариант – сказать комплимент.

     Третий вариант – перемещение в аудитории происходит подобно “броуновскому движению” – по хлопку надо быстро найти партнера и выполнить заданное действие (соединиться глазами, повторить один и тот же жест, делать вдвоем одно и то же) – по хлопку – продолжать движение.

     В ряде занятий используется этап этюд  - он включает первые и осторожные подступы к проблеме, установку на предстоящую деятельность. Здесь используются приемы “Неоконченное предложение” или “Шапка вопросов”. Клише вопросов могут быть расширены для студентов: “Я думаю, что главное в этом вопросе…”  “Меня волнует в постановленной проблеме…”  “Я и раньше думал, что…”.

     Особое место в комплексном развитии творческих способностей студентов принадлежит Дидактическому театру.

     Современный нам дидактический театр унаследовал из прошлого то, что создается спектакль в первую очередь в интересах школьной практики. Основой для создания литературного сценария являются необходимые для усвоения учащимися понятия, факты, явления.

     Этапы дискурсия и коррекция – служат направлению внимания на совершенствование тех или иных профессиональных умений, обсуждению стратегий взаимодействия. Как правило, это проводится после проигрывания педагогических этюдов.

     Обращение  к театральной  педагогике здесь не случайно. Как писал П.В. Симонов в предисловии к книге П.М. Ершова “Режиссура как практическая психология” – “…откройте любой учебник психологии – и вас постигнет разочарование. Вы сможете там прочесть о воспитании, представлении, памяти… и т.д., но о законах взаимодействия людей между собой вы не найдете практически ничего (2, с.5).

     Но педагогический процесс можно считать законченным, если новая деятельность, новое знание отрефлексировано. Рефлексия  - это закономерный этап процесса общения, но сегодня наука говорит уже о педагогической рефлексии (1, 64).  Она изучает возможности и пути использования рефлексии в целях обучения и воспитания людей. Человек не может успешно развиваться, если не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность. Таково логичное завершение работы как педагогической студии.

 

Литература

1.      Вульфов Б.З. Харькин В.Н. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин.  – М. : ИЧП “Издательство Магистр”, 1995. – 112 с.

2.      Ершов П.М. Искусство толкования. Ч. 1. Режиссура как практическая психология / Петр Михайлович Ершов. – Дубна .  Изд. Центр “Феникс”, 1997. – 352 с.

3.      Клековкин А.Ю. Событийно – зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности: дис…канд. Искусствоведения / А.Ю. Клековкин. – М., 1991. – 166 с. 

4.      Мейерхольд В.Э. Мейерхольд репетирует: 2-х т. (Сост. и коммент. М.М. Ситковецкой).   М. : Артист. Режиссер. Театр., 1993. – Т.1 –  217 с.