Алайдарова Айдана

 

Кызылординский государственный университет

имени Коркыт Ата, Казахстан

 

Формирование у студентов знаний и умений

по декоративно-прикладному искусству

                                        

                                                                                                                

         Одной из важнейших задач, стоящих перед Вузом является формирование у студентов знаний и умений, а также умения, самостоятельно приобретать и применять их. Исследования педагогов и психологов показывает, что наиболее эффективным методом обучения в изготовлении декоративно-прикладных работ, является воздействие на студентов, на их деятельность непосредственно в процессе работы, превращая материал в произведение искусства. Когда студенты работают с преподавателем они могут сопоставлять свой приемы и действия с приемами и действиями преподавателя. Овладение умениями пользования различными инструментами связано с воздействием на предмет труда. Студенты одновременно овладевают и технологией обработки разнообразных материалов и методами обработки. Отсюда появляются необходимость в получении технических и технологических знаний и применение этих знаний в практической работе.

         Весь процесс обучения должен носить творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер.

         Еще в начале XX века известный педагог Либерти Тэдд уделял много внимания упражнениям, выполняемым совместно с детьми и направленным как на развитие образного мышления, так и на развитие моторики руки, легкости освоения графической линии, нарисованной без отрыва от листа, а также на освоение пространства.

         Как было сказано выше, творческая деятельность студентов не может развиваться самопроизвольно. Только при условии целенаправленного последовательного обучения она приобретает целесообразный, спланированный характер, который регулируется и контролируется на всех этапах. Деятельность не может быть успешной в том случае, если студент не знает, что и в какой последовательности надо делать, с чего начинать и какой результат получить. Для того чтобы творческая деятельность студентов по изготовлению декоративно-прикладных изделий имел педагогическую направленность, необходимо в ходе обучения учитывать умственные способности и особенности деятельности студентов. К числу умственных действий, которые студент выполняет почти на всех этапах создания изделий декоративно-прикладного характера, можно отнести: осмысливание конкретного задания и конечного результата предстоящей работы, чтение и анализ различных инструкций (технологических карт, эскизов, рисунков и т.д.). К числу умственных действий мы относим также и осмысливание или анализ  (разложение на составные части, элементы) особенностей объекта изготовления, планирование последовательности работы, изучение различных инструментов, а также контроль за ходом работы, контроль готового изделия, самооценка хода работы и ее результатов и техника безопасности при работе. Так как, в процессе формирования творческих способностей по технологии декоративно-прикладных работ важно соблюдение определенной последовательности, преподавателю необходимо учитывать психолого-дидактические требования, такие как активизация мыслительных процессов студентов, путем всестороннего анализа образцов и эскизов, с обязательным выделением основных и дополнительных элементов, находить изобразительные и выразительные средства для воплощения замысла, идеи. Обучая студентов технологии изготовления декоративно-прикладных работ, формируя трудовые знания и умения, преподаватель должен концентрировать внимание на развитии различных сторон личности студента, на активизацию восприятия, мышления, воображения, на формирование эстетических и эмоционально-волевых качеств. «Источником творческого воображения должны стать и выразительные средства изображения, так как без них, на основе только наблюдения в натуре, невозможно создать замысел композиции. Овладеть этими выразительными средствами очень важно для развития художественно-образного мышления», - писал известный художник-педагог В.Щербаков, считавший, что именно в претворении в материале, в способах его использования, в обращении с ним проявляется способ художественного мышления человека. Добиться успешного выполнения всех этих сторон работы можно при условии использования разнообразных приемов, методов и форм обучения, т.е. самого процесса обучения.

       Таким образом, для успешного формирования творческих способностей у студентов по технологии выполнения декоративно-прикладных работ: учет индивидуальных психологических и физиологических особенностей студентов; воздействия на студентов и их деятельность непосредственно в процессе работы над изделиями декоративно-прикладного характера: необходимость дифференцированного подхода к творческой и трудовой деятельности студентов; организация умственной деятельности студентов с помощью упражнений, заданий; анализ и синтез деятельности студентов в процессе работы; вовлечение студентов в посильную практическую работу над изготовлением изделий декоративно-прикладного характера и оперирование реальными художественными образами и их творческим преобразованием.