Жанузакова Куралай Темирбековна  - кандидат филологических наук,  Казахстан, г.Алматы,   Казахский государственный женский педагогический университет

 

Романтические тенденции  в современной казахской прозе

 

В начале ХХ века известный поэт А.Блок в статье «О романтизме» писал: «подлинный романтизм вовсе не есть литературное течение... подлинный романтизм  не был отрешением от жизни; он был, наоборот, преисполнен жадным стремлением к жизни». Романтизм  является «не чем иным, как жить с удесятеренной силой». Более того, это есть «стремление создать такую жизнь. Романтизм есть дух, который струится под всякой застывающей формой и, в конце концов взрывает ее» [1, 363-364].

В советскую эпоху судьба романтизма в литературе сложилась весьма противоречивой и сложной. В литературоведении доминировал метод социалистического реализма, и поддерживалась иллюзия «противопоставления  нереалистических методов реализму». Литература существовала в условии строжайшего контроля со стороны партии, и ее директивных органов, при этом подавлялись всякие – другие нереалистические методы. Романтизм же рассматривался составной частью социалистического реализма. Он трактовался как метод, с пафосом изображающий активную, трудовую деятельность советских людей, их счастливую жизнь. Литературоведение постулировало социалистический реализм, как синтез реализма и «высокого» романтизма. Романтизм рассматривался неотъемлемым компонентом социалистического реализма. 1970-90 годы ХХ века в казахской прозе произведения видных писателей А.Кекильбаева, Д.Исабекова, С.Санбаева, Т.Абдикова, Р.Токтарова и д.т. выделялись на фоне реалистической литературы, ярко выраженным романтическим колоритом. Романтизм этих писателей не был рупором социалистических идей. Его нельзя рассматривать как «высокую романтику», изображающую  советскую жизнь однобоко, с патетикой, на  высокой ноте. Писатели-новаторы, развивая национальные традиции, пытались выйти из духовного стереотипа, сковавшего литературу. Казахские писатели, несмотря на жесткую цензуру, пытались раскрывать проблему духовных исканий и трагических явлений, через которые прошел народ. Шаг за шагом они отказывались от однобокого изображения действительности, в  возможной  мере показывая острые конфликты  становления общества. Художники слова свою точку зрения выражали нередко в открытой форме, иногда иносказательно, романтизм послужил для них важным средством показа  правды действительности. В литературе появился романтический герой, сложная и противоречивая натура,  с проявленным критическим отношением к обществу.  Этот герой находится в разладе с социумом, он  недоволен средой. Герой, не довольствуясь действительностью, отчуждается от общества, в глубоком внутреннем несогласии,  демонстрирует духовный протест. Он – носитель хронического протеста против пошлости, «вечного однообразия повседневной жизни», духовной косности и черствости, глубоко страдает от  дефицита  духовных ценностей. Писатели,  тяготеющие к романтическому стилю, явно тяготеют к философским поискам в духе нового времени. Основной акцент делается при этом на духовном пространстве, на перипетиях сложного внутреннего мира личности.  Конфликт между человеком и обществом, человеком и природой – это типический конфликт романтизма, и он получает новое решение в прозе современных писателей.

Писатели пытаются понять, в чем заключается  смысл бытия, каковы место и роль человека на земле. Характеризуя духовный мир современников, А.Исмакова пишет: «Современные казахские писатели, поставили вопросы: чем же внутренне прочен человек? Каковы глубокие константы его существования? Реализовались эти проблемы в повестях писателей лиро-эпическими стилевыми приемами, создающими романтический  настрой (повторы, инверсии). В такой прозе выразительность преобладает над изобразительностью. В этом отличие прозы А.Кекильбаева, Т.Ахтанова, О.Бокеева, Д.Исабекова, Т.Абдикова, К.Искакова, С.Санбаева от изобразительной прозы И.Есенберлина, А.Алимжанова и др.» [2,329]. Развитие романтизма  в новом качестве в казахской прозе было результатом художественного поиска новых адептов художников романтизма. В казахской прозе в произведениях таких писателей как Т.Абдиков, А.Кекильбаев, С.Санбаев, Д.Исабеков, О.Бокеев, Р.Токтаров, Д.Досжанов  наблюдаем черты «неоромантизма», т.е. нового романтизма, типологически отличающегося от эстетики социалистического реализма. Названные имена в большей или меньшей  степени определенно говорят нам о романтических стремлениях изломать железные узы  социалистического реализма. В творчестве писателей  явно проступает представление об одухотворенности  человеческого бытия. Их произведения отличаются от предшествующих размыванием жанровых границ, преодолением прежних эстетических и идеологических стереотипов, обращением к неомифологическому мышлению. Произведения А.Кекильбаева («Хатынгольская баллада», «Баллада забытых лет», «Конец легенды»), С.Санбаева («Когда жаждут мифа») и др. строятся на осовремененных мифах, универсализации, опоре на вечное  и непреходящее.

Для ХХ века вообще характерна «большая дробность и изменчивость историко-литературных систем». Еще одна особенностью литературного процесса в ХХ веке  является  «появление  вторичных художественных систем, конструктивным принципом которых является демонстративное диалогическое сцепление  старой и новой «методных» структур. Это, как правило, системы, обозначаемые при помощи приставки «нео». Наиболее отчетливо этот конструктивный метод проступает в неоромантизме» [3, 16-17]. Неоромантизм –   течение в литературе ХХ века,  возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции.  Оно понимается как одно из крыльев модернизма. В центре неоромантического  произведения часто стоит  личность особой силы. Романтический герой этой литературы, как правило,  недоволен действительностью, восстает против повседневности, пошлости, духовной косности.  Вполне очевидна тяга романтиков к фантастике, мифологическим сюжетам и миру иррационального.

1970-90 годы национальная литература, обогащаясь новыми стилями, развивается, как представляется, достаточно плодотворно.  Рассматривая  историю литературы с этой точки зрения, мы констатируем, что в ткани многих реалистических произведений органично вплетены романтические элементы. Писатели, основываясь на лучших образцах мировой классики, в художественном познании человека, духовной жизни идут по пути развития художественного своеобразия, писательской индивидуальности.

В повестях С.Санбаева «Когда жаждут мифа»,  «Копажал»,  др. романтический  бинарный мир  представлен в «оправе» мира реалистического, организованного по принципу  взаимодействия характеров и обстоятельств. Писатель притчево-фольклорную метафоризацию и символичность вводит в повествование о современности.

Круг нравственных, социальных и иных проблем А.Кекильбаев разрешает на философско-эстетическом уровне. Повести писателя обращены к древним сюжетам, преданиям и легендам, хранившимся в памяти казахского народа. Через нравственные уроки прошлого он философски осмысляет современность. «Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада» оживляет духовную жизнь и героические поступки кочевого народа в романтических красках. Произведения А.Кекильбаева в романтическом русле  изображают прошлое, седую давность, древнюю историю предков, и находит в них отклик с современностью, затрагивая нравственные проблемы с глубоким общечеловеческим смыслом.  Произведения «Степные баллады», «Конец легенды» написаны на историко-романтическую тему. Писатель ищет романтический идеал в историческом прошлом.  «Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада» - историко-романтические повести, написанные в духе баллады. Романтизмом окрашены и тематика произведения,  образная и языковая система. Лиро-эпические предания, народные сказания, сказочные мотивы вплетаются в основную ткань повествования.

Произведения А.Кекильбаева основаны на фольклорно-мифологических сюжетах и обращают свой взор на прошлое – романтические дали. Стержнем сюжета «Хатынгольская балладе» является средневековая легенда о Чингисхане, но внутреннее содержание основано на противостоянии любви и коварства, жестокости и милосердия, добра и зла.

Роман «Конец легенды» написан на историческую тему, но он не историческое произведение, которое основано на реальные факты. В романе преобладают художественный вымысел, фантазия, философские размышления над такими категориями, как добро и зло, любовь и власть, истина и ложь. Произведение  не основано на исторических фактах, можно сказать, что оно  рождено из авторского вымысла, фантазии. Романтический характер повествования, акцентирование внимания на нравственном аспекте отношений героев, философское осмысление событий, психологический анализ внутренней  жизни персонажей свидетельствуют о мифопоэтической природе  романа.  А.Кекильбаев творит свой собственный индивидуальный авторский миф и  авторская личность универсализируется. Происходит авторизация его главных героев.  Повелитель, младшая ханша и  мастер – носители  авторского сознания. Основу романа составляют их размышления, внутренние переживания.

Проблемы, затрагиваемые в романе, имеют непосредственное отношение к современности. Писатель в процессе творчества  подвергает древний миф трансформации, которую подсказывает  ему индивидуальное  видение мира и полет фантазии. Использование в романе исповедальной формы и сновидений открывает  простор, как субъективности, так и фантазии, основанной на реальной почве. Постоянным символом романа является  минарет. Минарет - это  высокая башня, главный символ романа,  несущий в себе  основные идеи романа: власть, слава, любовь, искусство тайна мира и  человеческой души. В тюркском сознании минарет связан с символико-архитектурным единством медиативности,  открывающим поэтику многозначного образа. Также в романе минарет композиционный стержень  - все события так или иначе  связаны с ним и происходят около него. Писатель наделяет минарет свойствами живого существа. Образ  минарета  является гротеском. Через образ минарета происходит противопоставление двух миров – верхнего и нижнего. Верхний - связан с образом неба, красоты, с миром мечты героев, нижний - с образом города, с «муравейником», с миром повседневной суеты.

Символика романа связана не только с минаретом. Символично и красное яблоко с червоточинкой. Оно символизирует измену, иллюзорность бытия. В романе «Конец легенды»  органично сочетаются романтическая условность и реалистическая конкретность, философские обобщения и лиризм, условные средства изображения, символ. Лиро-эпические мифы, вплетаясь  в основную повествовательную ткань прозы А.Кекильбаева,  передают своеобразный лирико-романтический тон произведений писателя.

Жанрово совмещенные произведения несут на себе печать индивидуальной неповторимости, яркого национального колорита. В них чувствуется дыхание определенной исторической эпохи. Здесь нередко могут иметь место литературные эксперименты. Двойственность, двуплановость эстетического отношения художника порождается характером соотношений между духовными и социальными сторонами жизни. С развитием общества углубляется конфликт между человеком и природой, человеком и обществом. Дисгармония в обществе, социальные катаклизмы, доведенные до предела противоречия и контрасты в обществе – не могут не влиять на эстетическо-художественное миропонимание художника. Неоромантики, преодолев  стальные оковы социалистического реализма,  дали простор  мистическим и запредельным стремлениям души, неся в себе генетический код романтизма.

Использованная литература:

1.     Блок А. Собр.сочин.: в т. Т. 8- ми т. Т.6, 1962. 

2.     Исмакова А. Казахская художественная проза.  –Алматы, 1998.

3.     Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века: в 2 т. Т. 1  -М.: Изд.центр «Академия», 2008.

4.     Литературные манифесты западноевропейских романтиков. –М.:МГУ, 1980.

5.     Гаджиев А. Романтизм мен реализм.  –Баку:Элм, 1972.

 

Summary

In this article consider romantic tendencies in the modern kazakh prose. Also studied genre-style searching, creative possibilities, skills in kazakh prose.