Филологические науки/7. Язык, речь, речевая коммуникация

 

К.ф.н. Трусова А.Ю.

Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, Россия

Концептуализация когнитивного, эмоционального и оценочного компонентов концепта «Я», выражаемого через «self»

 

В современной лингвистике существует ряд вопросов и понятий, которые постоянно находятся в пристальном внимании исследователей, но имеют статус малоисследованных. Одним из таких вопросов является вопрос о статусе концепта в лингвистике, так как обозначенному явлению трудно дать однозначную оценку.

В настоящей статье рассматривается универсальный концепт «я» в границах макроконцепта «человек», который справедливо считать универсальным, поскольку анализируемый концепт существует в любой культуре.

Статус концепта «Я» устанавливается в настоящей работе на уровне референциальной концептуализации (термин Г.П Кузикевич), в сферу которой входят ментальные основы понимания и продуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются (репрезентируются) и участвуют в переработке информации.

Концептуальный уровень определяется как сфера сознания, в которой происходят ментальные перехваты воспринимаемого, воображаемого, осознаваемого и определяются способы его представления. Концептуальный анализ, таким образом, позволяет заполнить пропасть между языком и мышлением, поскольку он связывает языковые данные с неязыковыми (Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова).

Объектом исследования являются способы репрезентации концепта «Я» в современном английском языке.

Актуальность предлагаемой работы определяется неотъемлемым интересом современной лингвистики к различным средствам концептуализации действительности средствами языка, а также особым вниманием к концепту «человек».

В концептуальном анализе как методе можно проследить зависимость от того, какие концепты подлежат рассмотрению, и какая направленность превалирует (неязыковая или же языковая). Если речь идёт о концептах, за которыми стоят конкретные предметы объективной действительности, то наибольшее значение, по мнению А. Вежбицкой, приобретает неязыковая направленность, наблюдение, интуиция исследователя.

Исследователь Е.С. Кубрякова определяет концепт как «термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отражённой в человеческой психике».

Информация, заключённая в концепте, может включать в себя сведения о чувственно воспринимаемых свойствах предмета наименования и его функциях (Дж. Миллер, Джонсон-Лерд), данные о когнитивных характеристиках соотносимого с языковой единицей прототипа (Дж. Лакофф), а также целый ряд других сведений (мировоззрение субъекта).

Сторонники энциклопедического направления в когнитивной лингвистике, Н.Д. Арутюнова и Ю.Н. Караулов, утверждают, что языковые и ассоциируемые с ними концептуальные (ментальные) структуры являются тождественными с точки зрения заключённой в них ментальной информации.

Не подлежит сомнению тот факт, что одним из самых сложных концептов является анализируемый в настоящей работе концепт «я, человек», поскольку всё в мире проходит через его сознание и преломляется в нём.

Языковые данные о концепте «Я» согласуются с психологической теорией «Я-концепции», которая включает в себя самопознание, самооценку, то есть представление индивида о самом себе, и входит во внутреннюю структуру «самости» человека (Кон:368).

Американский психолог К. Роджерс, представитель феноменологического направления определяет «Я-концепцию» или самость человека (эти термины используются им как взаимозаменяемые) следующим образом: «организационный, последовательный концептуальный гештальт (термин «гештальт употребляется здесь в психологическом смысле и определяется как «функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений»), составленный из восприятия свойств «Я», или «меня» и восприятия взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями» (Л. Хьелл, Зиглер:540).

Таким образом, «Я» - это «дифференцированная часть феноменологического поля восприятия человека», которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Составляющими самости человека (Я-концепции) являются: реальное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я».

«Реальное Я» - это представление о себе в настоящем времени. Например, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, «Я-концепция» часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые «Я» формируются в результате всё более усложняющихся трансакций между людьми. Следовательно, «Я-концепция» может включать некий набор признаков «Я» – родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста (Л. Хьелл, Зиглер:540).

Вышеобозначенный концепт может репрезентироваться в языке с помощью конструкции «Ones Adj self»:

1) Я - родитель: «Did you know I have a son…? A marvelous little fellow… - he is my work, I am a wonderful mother… Having reached that point in a woman’s career… she had determined to devote her motherly self to her son and to live her life at second hand»;

2) Я - супруг: «A woman’s husband, you know, is supposed to be her second self» (James: 24);

3) Я - профессионал: «Then his professional self took over in the emergency (Maugham: 46); «I keep going back and forth between my scientific self  and my religious self»  (Lakoff: 105). Отметим, что признак «Я-профессионал» концептуализируется в языке в широком смысле, не уточняя при этом специальности человека.

Самосознание (самость) человека представляет собой совокупность когнитивного, эмоционального и оценочного элементов.

Когнитивный компонент самосознания – это представление о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости. Прежде всего, он включает «рациональное Я»: «Our rational selves find the idea loathsome, but dumped wives are not rational» (The Sunday Times).

В анализируемом высказывании описываются женщины, брошенные мужьями. Они, с одной стороны, обладают рациональным (разумным) «Я», так как понимают, что месть своим соперницам – недостойный поступок. Но, с другой стороны, владеть собой в таком случае – задача не из лёгких. Вследствие этого рациональное (разумное) «Я» как бы отходит на второй план и их поступки становятся иррациональными: они мстят своим соперницам с помощью печатного слова. Наблюдается процесс раздвоения личности, когда в сознании одновременно существуют два «Я», одно из которых под влиянием обстоятельств берёт верх.

В когнитивный компонент самосознания входит также представление человека о своей внешности. В конструкции «Ones Adj self» концептуализируется внешний вид и происходящие в нём изменения, которые могут быть связаны, например, с болезнью субъекта: «Whilst asleep she looked stronger, although more haggard, and her breathing was softer; … when she woke the softness of her eyes evidently changed the expression, for she looked her own self, although a dying one» (Stocker: 156): очевидно, что, находясь в предсмертном состоянии, человек внешне становится не похожим на себя, и лишь в некоторые моменты к нему возвращается его собственное «Я».

Внешность настоящего «Я» того или иного субъекта может сравниваться с его прошлым (молодым) «Я», и, наоборот, настоящее «Я» человека внешне может выглядеть хуже его действительного (реального) «Я», но такие изменения временны, вследствие чего человек имеет способность обрести свой прежний вид: «She found her mother looking ill and tiredMiriam was like a dropping flower placed in water. The day after Celia’s return she had revived – was her old self again» (Christie: 117).

Эмоциональный компонент самосознания позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определённым образом относиться к самому себе (отсюда самоуважение, самолюбие, самоуничижение). Он тесно связан с поведением: «During the simple meal he had exerted himself to be his usual gay self, but the exertion was apparent» (Maugham, 35); «Poor Art seemed more cheerful that he has been since Lucy first took ill, and Quincey is more like his own bright self than he has been for many a long day» (Stocker: 149).

«Я» человека постоянно подвергается оценке как его самого, так и окружающих. Самооценка, равно как и оценка со стороны, является важным регулятором поведения человека. Это тот компонент самосознания, который включает в себя знание о собственной самости и оценку человеком самого себя, а также шкалу значимых ценностей, относительно которой даётся эта оценка.

Самооценка и оценка тесно связаны с социальными взаимодействиями человека, которые отражаются в «рефлексивном, зеркальном «Я». «Зеркальное Я» является также одним из компонентов самосознания. Этот компонент важен для человека, так как вне коммуникации он не существует, а в процессе коммуникации люди так или иначе оценивают друг друга, поскольку общение включает в себя «процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения» (А. Залевская): «Your friend and mine, Mr. Peter Hawkins, from under the shadow of your beautiful cathedral at Exeter, which is far from London, buys for me through your good self my place at London».

Н.Д. Арутюнова, рассматривая теорию оценок фон Вригта, отмечает, что «добро» может иметь различные формы. «Оценка благоприятствования» представлена употреблением слова good в сочетании to be good to somebody (приносить пользу кому-либо) (Арутюнова: 189). В вышеприведённом примере «Я» человека предстаёт, таким образом, как «доброе», «отзывчивое», «готовое прийти на помощь».

Однако оценка человека другими не всегда совпадает с его истинным Я. Так, в следующей ситуации оценивается женщина, которая стала ненавистна собственному мужу, хотя в действительности она порядочная женщина, хорошая хозяйка, заботливая жена:

·        Why don’t we name her Lara? That’s such a pretty…

·        Suit your bloody self. And so she was christened Lara (Sheldon: 204)

Человек способен сам неправильно оценивать себя, вследствие чего его поведение становится неадекватным, что отражается на восприятии и оценке человека окружающими, например: «I was in turn berated by my mother, Eugenia, and her awesome self, all of whom declared loudly and hotly about loss of dignity, lowering of standards, mining with the masses» (Sheldon: 206).

Человек концептуализируется здесь как обладающий способностью проявлять качества, вызывающие отрицательную оценку у окружающих. В некоторых жизненных ситуациях «Я» человека может приобретать «специфические роли», и тогда возникает совершенно неожиданное для окружающего «Я»: «Her petty self came out» (Lakoff: 109).

В предложенном примере концепт «Я» включает в себя «мелочное Я». Вероятно, данное свойство человека существует где-то глубоко внутри, но в определённой ситуации оно «всплывает» на поверхность. В следующем примере оценку человеком своего эмоционального компонента концептуализирует лексема side: «Moore, as always, laughed at the parody. He was endearing able to see the comic side of himself» (The Sunday Times).

Такую оценку Н.Д. Арутюнова называет «частнооценочной», выделяя в ней различные категории. В приведённом примере оценка относится к «психологической», а именно: к одной из её субкатегорий – «эмоциональной» оценке. Эмоциональные характеристики способны изменяться: «In the last years of his life intermittently feverish and sometimes high on drugts he was being prescribed, he appeared as hyper-Bruce, an exaggerated, speeded-up version of his already emphatic self» (The Sunday Telegraph).

Итак, в настоящей статье концепт «Я» рассматривается как ячейка культуры в ментальном мире человека, отражающая окружающий мир через призму сознания, как базовое понятие философии, которое передаёт обобщённые мысли человека о сущем и о явлениях природы.

Несомненно, что концепт и его формирование напрямую связаны с психологическими процессами, происходящими в мыслях человека постоянно, в связи с этим и вербализация концептов происходит по-разному с помощью разнообразных языковых средств.

 

Литература

1.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1988.

2.Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1985.

3. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С.36-44.

4. Караулов Ю.Н. О единицах знания. Полифония образования и англистика в мультикультурном мире. М., 2003. С. 19-20.

5. Кон И.С. Человек и общество. М., 1984.

6. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира. Роль человеческого фактора в языке. М., 1988.

7. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике: о концепте контейнера и формах его объективации в языке. Изв. АН СССР. Сер. Лит-ры и яз., 1999. Т. 58. №5-6. С. 3-12

8. Кузикевич Г.П. Понятие «концепт». Вестник МГУ, № 7. М., 2000. С. 40-59.

9. Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М., 1995.

10. Телия В.Н. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты фразеологии. М., 1996.

11. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

13.Christie A. Murder On The Orient Express. M, 1970.

14.Christie A. And Then There Were None. M, 1980.

15. James H. Complete Stories. New York, 1996.

16. Maugham W.S. Stories. M., 1950.

17. Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Dictionaries, 1995.

18. Lakoff J. Conversational Implicature. Handbook of pragmatics. M., 1991.

19. Sheldon S. Rage of Angels. New York, 2000.

20. Stocker B. Dracula. New York, 1999.

21. The Sunday Times. #39-43, June, 2001.

22. The Sunday Telegraph. #41, June, 2000.