Философия/2.социальная философия

 

Живцова Анна Андреевна

       НУ ЮАУ (бывш. НЮАУ) им. Ярослава Мудрого

Мораль и теория сверхчеловека

По мотивам произведений Ницше.

 

Философия Ницше не определена в систему. Фридрих Ницше в своих работах делал акцент на человеческом факторе. 

В работе «По ту сторону добра и зла» он писал: «В человеке есть …  глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель – понимаете ли вы это противоречие?»

Таким образом, Ницшеанская теория о сверхчеловеке, есть  теорией о человеке, который способен подавить в себе тварь  и развить свое творческое начало.  Человек, по его мнению, может нападать лишь на самого себя, тем самым отрицая агрессию.

 Сверхчеловек, по мнению Ницше, должен быть свободен от морали,  ибо, по его мнению: нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов, тем самым подвергаются все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочная, есть симптом болезни, decadence.» Ницшеанское учение о сверхчеловеке, являющееся закономерным продолжением метафизики Ницше в  художественной форме, предлагает идеал автономной человеческой личности устремленной в будущее  и способной активно взаимодействовать  с окружающим миром в эпоху глобальных перемен.

Выдвигая теорию сверхчеловека, Ницше рассматривал людей, среднестатистических со среднестатистическими проблемами рассматривает человека под влиянием общества, общественного мнения, и то, как человек зависит от всех окружающих факторов: морали, нравственности, человечности.

 Мораль – нечто субъективное, ибо никто вам точно не скажет, что есть хорошо, а что есть плохо, потому что у каждого свои мерки.

Ницше утверждает, что «Качество хорошего или дурного вкладывают в мотивы и сами действия рассматривают как нравственно неопределенные. Идут еще дальше и предикат добра или зла приписывают уже не отдельному мотиву, а всему существу человека, из которого произрастает мотив, как растение из почвы. Так поочередно человека делают ответственным сперва за результаты его действий, затем за его поступки, затем за его мотивы и, наконец, за его существо. Но в заключение обнаруживается, что и это существо не может быть ответственно, поскольку оно всецело есть необходимое следствие и произрастает из  элементов и  влияний прошедших и  настоящих условий; что, следовательно, человек не ответствен ни за что - ни за свое существо, ни за свои мотивы, ни за свои поступки, ни за результаты своих действий» значит человек, совершающий определенный поступок мотивирует это тем, что нужно выживать, при этом руководствуясь своей субъективной моралью, при этом, обращая внимание на общественное осуждение, и т.п.

В теории сверхчеловечества, Ницше подразумевал, «свободные умы» - которые при этом имеют основные ценности, предлагаемые, в концепции сверхчеловеку совпадают с ценностями совершенного гуманизма.

Возвращаясь к обществу и человеку, можно найти и положительные стороны в том, что общество – это весы, которые придерживают равновесие между человеком и человеком ( его «я»  и его вторым «я») теми самыми моральностью и нравственностью, которые есть регуляторами так называемого добра и зла, вечной борьбы человека с самим собой.

В связи с этим Ницше указывает, что принятый некогда порядок ценности благ, смотря по  ому, хочет ли того или иного низший,  более высокий или высший эгоизм, определяет теперь нравственность или безнравственность стремлений. Предпочитать низкое благо более ценимому (например, чувственное наслаждение здоровью) считается безнравственным, как и предпочитать благополучие свободе. Но порядок ценности благ непостоянен и неодинаков во все времена; если кто-либо предпочитает месть справедливости, то по мерилу прежней культуры это нравственно, по мерилу нынешней - безнравственно.

Общество изобрело моральные ценности, чтобы обмануть зверя в нас. По мнению Ницше зверь в нас должен быть обманут; мораль есть вынужденная ложь, без которой он растерзал бы нас. Без заблуждений, которые лежат в основе моральных допущений, человек остался бы зверем. Теперь же он признал себя чем-то высшим и поставил над собой строгие законы.
И тогда, вполне логично, можно задать себе вопрос: «Нужна ли мораль? Истинна ли она? Служит ли она своей цели?» Ведь цель морали – регулировать порядок. Следовательно, по мотивам произведений Ницше – мораль выполняет свою задачу, то есть мораль является фундаментом права, а право в свою очередь исполняет функции «регулировщика», который по общепринятым правилам регулирует общественные отношения в разных сферах жизнедеятельности.  
Из вышесказанного можно сделать вывод, что если общество переступит через свой сверх эгоизм, руководствуясь моралью – станет на новую ступень – сверхчеловечества, где человек будет сам за себя, но при этом не агрессивен, тогда наступит время свободных умов. Руководствуясь моралью – станет на новую ступень – сверхчеловечества, где человек будет сам за себя, но при этом не агрессивен, тогда наступит время свободных умов.