К.и.н. Комплеева Л.Ю.

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, Россия

Женщины-крестьянки Среднего Поволжья

в Советах в 1920-е гг.

 

Женщина на селе издавна являлась главной трудовой и общественной силой. Это касалось как процесса сельскохозяйственного производства, работы в личном подсобном хозяйстве, так и формирования общественного мнения в своей среде. В силу традиционности крестьянской культуры и образа жизни роль женщины в деревенском социуме оставалась неизменной и в начале нэпа.

Положение крестьянки современник М. Горький охарактеризовал следующим образом: «В этом частном хозяйстве крестьянина жена его с незапамятных времен несла и несет на плечах своих каторжный труд, преждевременно истощающий ее силы. Она одновременно прачка и скотница, хлебопек и нянька, пряха и швея, огородница и стряпуха, водонос и банщица – трудно перечислить все ее «домашние обязанности», которые низводят ее, человека, на степень домашнего животного, которое ценится дешевле лошади, хотя лошадь работает неизмеримо меньше, чем женщина-крестьянка»1.

Деревенские женщины, осознавая свое положение, так характеризовали себя в 1920-е годы:

Я и лошадь, я и бык.

Я и баба и мужик.

Я и сею, я и жну,

На себе дрова вожу.

В 1922-1923 годах крестьянкам Среднего Поволжья приходилось трудиться примерно 16 часов в сутки2.

Признавая значение женщины во всех сферах жизни деревни и осознавая ее незащищенное, а порой и бесправное положение, советская власть ставила задачей уравнять женщину в правах с мужчиной, изменить патриархальный характер семейных отношений через вытеснение частного семейного быта, разрушение принципа незыблемости семейных уз, идею общественного воспитания детей, место женщины в общественном сознании деревни, социокультурный облик самой крестьянки посредством вовлечения ее в общественное производство и развитие ее социальной активности.

По этой причине, а также в связи с тем, что крестьянки активно участвовали в формировании общественного мнения, власть в 1920-е годы усиленно стремилась привнести в их сознание социалистические ценности, сделать активными поборницами, защитницами, проводницами этих ценностей на селе. Так, государство диктатуры пролетариата с большим вниманием относилось к участию крестьянок в выборах Советов и выдвижению их самих в члены Советов.

Советы руководили хозяйственной, культурной жизнью на местах, занимались проблемами быта, детских учреждений. Привлечение женщин к решению этих вопросов, предпринятое именно в период нэпа, призвано было убедить их на практике, что новая власть защищает интересы женщин, равно как и мужского населения, создать благоприятную базу для формирования в определенном направлении их политического сознания.

Женщины Среднего Поволжья в большинстве своем не принимали участия в работе Советов, не интересуясь ею, считая не своим делом, не имея времени или опасаясь критики и насмешек, что «не бабье дело соваться в политику», исходивших от мужской части населения, а порой и от сельских руководителей3.

Знать, навыворот на свете все идет:

Баба умную в Совете речь ведет.4

Так, в Пензенской губернии в 1925 году сельские женщины не пользуются и не желали «пользоваться своими гражданскими правами»5. «В Ульяновской губернии ни одной женщины в волисполкоме. Это явление лишний раз подтверждает наличие отрицательного отношения к женщине как к равноправному члену крестьянской общины и заставляет скептически относиться к сообщениям о чрезмерно увеличившейся активности крестьянки»6.

Пятое Всесоюзное совещание заведующих женотделами, проанализировав слабое участие женщин в выборах в Советы, пришло к выводу, что причиной этого была «бытовая культурная и политическая слабость женщин»7. В одном из периодических изданий периода нэпа справедливо отмечалось: «если революция формально дала права женщине, раскрепостила ее, то в жизни доля русской женщины-крестьянки осталась той же, что и была. Правда, есть единицы среди женщин, подхваченные волной революционной бури, их влияние на своих сестер-крестьянок огромно, но это – капля в море женской забитости и невежества»8.

Еще одной причиной недостаточно активного участия крестьянок в общественно-политической жизни на территории Среднего Поволжья являлась слабая «массовая работа среди крестьянок на местах из-за отсутствия кое-где соответствующих работников, а также недостаточного внимания к этой работе со стороны парторганизаций»9, «большинство отчетов указывают на полный упадок работы среди женщин (летняя страда, отсутствие женорганизатора и т. д.)»10.

Круг интересов средневолжской крестьянки продолжал замыкаться на домашнем хозяйстве, соблюдении религиозных постов, церковных обрядов, рождении и воспитании детей.

Литература:

[1]. Горький М. О женщине // Наши достижения. – 1930. – № 3. – С. 9.

2. Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР. 1917-1937 гг. – М., 1978. – С. 144.

3. Беднота. Москва. 1926. 2 марта. № 2348.

4. Клуб и революция. 1929. № 1. – С. 30.

5. Пензенский государственный краеведческий музей (ПГКМ). Ф. IV-2. Н/А № 88. Л. 130.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. Р – 17. Оп. 32. Д. 5. Л. 18.

7. Справочник партийного работника. – М., 1924. – Вып. 4. – С. 188.

8. Топунов А. Работа с книгой среди женщин-крестьянок // Красный библиотекарь. – 1924. – № 4 -5. – С. 138.

9. РГАСПИ. Ф. Р – 17. Оп. 32. Д. 45. Л. 12.

10. Там же. Д. 5. Л. 62.