История/2.Общая история.

К.искусст. Килимник Е.В.

Уральский государственный социальный институт, Россия

Логико-теоретический анализ феодального замка      

в структуре экономической культуры Средневековья

Особенность феодального замка как объекта изучения определяется с одной стороны, междисциплинарным характером его анализа, разнообразием культурологических, философских, исторических, искусствоведческих подходов к его осмыслению, с другой – отсутствием какой-либо конкретной дисциплины, направленной на его исследование как феномена рыцарской культуры. В соответствии с определением понятия "феномен" замок, как явление культуры, предстает в совокупности материальных свойств, определяемых пространством и временем (хронотопом) создавшей его культуры [2], которая наделила это явление ценностными смыслами, то есть духовной сущностью [3, 5].

Именно в рамках культурно-исторического дискурса возможно решить сложную задачу воссоединения всех сфер историко-культурного анализа, а именно: через всестороннее системное исследование материального объекта, каковым является средневековый замок, увидеть синергетический образ средневекового человека, его ментальность, его запечатленность в картине времени.

Концептуально наиболее близкой к подходу, примененному в данном исследовании, представляется методология "Школы Анналов"  и так называемой "Тотальной (глобальной) истории" (М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Л. Февр и др.), позволяющая увидеть в каждом культурно-историческом явлении или артефакте систему мировидения, глубоко своеобразную для данного человеческого сообщества. Сосредоточение внимания на исторически  изменяющемся человеческом сознании, в котором смыкаются все социальные феномены от экономики, структуры общества  до верований и политических процессов, выход через общественное сознание к постижению общества как целостности, – все это позволяет сделать широкий срез состояния общества на определенном культурно-историческом этапе, раскрыть систему его мировосприятия, взаимодействия в нем различных компонентов и отношения к окружающей действительности, то есть фактически выявить особенности социально-культурной практики в ее многообразных проявлениях, в частности, в архитектурном творчестве.

Объекты материальной культуры, создававшиеся с целью выполнять определенные утилитарные функции, в то же время демонстрируют развитие человека конкретной эпохи. Именно с этой точки зрения они становятся объектами культурно-исторического изучения [4]. Явление материальной культуры способно поведать о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, об эстетическом и даже нравственном развитии его творца, запечатлевшего в нем образ своей эпохи и создавшего таким образом своеобразный текст, который современной культурологии предстоит расшифровать, раскрыв, прежде всего человеческую сущность данного феномена.

В современной отечественной и зарубежной  культурологической науке недостаточно разработаны общие объ­яс­ни­тель­ные концепции значения феодального замка в морфологии средневековой культуры как системы (или совокупности систем) [6]. Исходя из этого, возникает необходимость проанализировать организационно-функциональное строение историко-культурных эпох и периодов человеческой цивилизации. Применительно к теме данного исследования это означает анализ основных форм осуществления человечес­кой жиз­­­неде­ятель­но­сти в эпоху Средневековья, представленные различными областями социальной пра­ктики [6], которая пронизывает все зоны социально-культурного пространства, в частности, мир замка. Под миром замка следует понимать не только само крепостное строение, его владельцев и обитателей, но и подвластные замку территории с зависимым населением, а также весь комплекс представлений средневекового человека о замке, выраженный в повседневной деятельности.

Исследование замка в культуре социальной организации и регуляции средневекового общества приводит к необходимости рассмотреть хозяйственную (экономическую) культуру средневековой Европы.

На формирование экономической культуры европейского Средневековья, как модели социального взаимодействия людей в рамках феодальной экономики и замкового домового хозяйства, определяющее воздействие оказывали такие факторы, как благоприятный климат, выгодное географическое положение в зоне плодородных земель, а также исторические условия, связанные с угрозами различного характера, и общекультурные ценностные ориентиры, мотивирующие экономическую деятельность [1], такие как стремление человека к улучшению качества жизни, сохранению своего жизненного статуса и упрочению благосостояния.

Первоначально созданные для защиты регионов с помощью зарождающегося сословия феодалов, теперь, став резиденциями рыцарства, замки более очевидно символизировали статусное политико-экономическое различие между правящим классом, горожанами и зависимыми крестьянами.

С развитием  феодальных поземельных отношений, непременным условием которых было возведение укрепленных жилищ, владельцы земли переходят на новую форму хозяйствования. Если раньше основу замковой экономики составляли крестьянские повинности в натуральной форме, то теперь феодал увеличивал свои доходы за счет денежных поборов с крестьян, что позволяло ему приобретать оружие, которое было очень дорогим, содержать и реконструировать замок, а также иметь гарнизон профессиональных воинов, численность которого определялась доходами владельца.

В раннем Средневековье короли и рыцари-землевладельцы по традиции, дошедшей от римских времен, проживали и управляли хозяйством в больших усадьбах или дворах (curtes). Процветающее хозяйство такой "усадьбы" или "двора" гарантировало выживание благородного семейства во время неурожаев или военных действий, при этом стабильное экономическое благополучие служило определенным основанием права владения и политической власти в регионе.

Как показывают проведенные исследования, во многих случаях укрепленное жилье для благородной семьи обустраивалось на месте прежней усадьбы или фермерского двора. Обычно подобный фермерский двор был небольшим поселением, которое сохранялось в экономических целях и продолжало стоять рядом с главным замком или ниже замка на склоне холма или в долине.

В тех случаях, когда замок появлялся в пустынном, ранее не обжитом районе, выбор места для строительства также не был случайным. Как показывают проведенные исследования, топография замков определялась важной ролью сельскохозяйственных доходов для феодалов. Так, например, цепь рыцарских замковых укреплений, идущих по всей линии Западных (Белых) Карпат, служила рубежом пограничной обороны вдоль границы между Словакией и Моравией (Чехия). Но местоположение этих замков было определено заказчиками на основании экономических критериев. Природно-климатический и почвенный анализ выявляет здесь узкую полосу высокодоходной пахотной земли, тянущуюся вдоль реки Ваг, на которой и была возведена цепь карпатских рыцарских замков, что свидетельствует и объясняет происхождение богатства хозяев этих владений. Такое расположение укреплений подчеркивает важность экономического фактора при выборе места для их сооружения, поскольку на этом этапе закладывалась основа успешного домового замкового хозяйства и экономики феодального поместья в целом, так как получаемые рыцарем доходы от ленного владения зависели, прежде всего, от благоприятных природно-климатических условий и плодородия почв.

Несмотря на сохраняющуюся усадьбу и крестьянские подворья, для экономического развития феодального хозяйства на территории замков их благородные владельцы создавали огороды, где выращивались овощи, травы и цветы. Повинности крестьян были, как правило, натуральными, но их объем редко соответствовал потребностям владельцев замков, поэтому достаток феодала зависел от производительности многочисленных садов и огородов, а также от прироста скота на замковом подворье. Именно поэтому во время феодальной вражды и междоусобицы главной задачей противника становилось уничтожение садов, виноградников, посевов и угон скота, что приносило хозяйству гораздо больший урон, нежели захват и разрушение самого замка, связанные с большими временными, финансовыми и людскими потерями.

Феодальная экономика по существу базировалась на выращивании домашнего скота и возделывании хлебных злаков. Как показывают полевые исследования, в рыцарских хозяйствах повсеместно строились крупные амбары для хранения зерна с целью его продажи в городах, что обеспечивало феодалу важный источник дохода. При этом в неурожайные годы, когда цена хлеба на городском рынке была более высока, феодал получал значительно больше денег, что обеспечивало его более или менее стабильное материальное благополучие.

Как и продажа урожаев хлеба на городских рынках, разведение домашнего скота для получения мяса, шерсти и кожи было важной статьей дохода замкового хозяйства. Внимание этому со стороны феодалов уделялось  даже в тех географических районах, где выращивание овец было затруднительным. Большое количество костной муки, найденной при археологических раскопках замков, показывают, что потребление мяса жителями замка было велико [9], что может объясняться постоянными военными упражнениями и поддержанием боевой формы, для чего рыцарям требовалась по преимуществу белковая пища.

В условиях ведения натурального домашнего хозяйства замка и феодальной экономики поместья в целом, основанной на полной хозяйственной самостоятельности, рыцарь-землевладелец был заинтересован, чтобы в его владениях селились ремесленники – плотники, прядильщики, ткачи, кожевники, которым феодал готов был предоставить различные экономические привилегии в обмен на качественную продукцию по цене ниже городской. Это были самые квалифицированные работники в замке. Уже в раннем Средневековье в архаичных замковых комплексах проживали мастера-ремесленники разной специализации [8]. Благодаря археологическим раскопкам в ряде руинированных замков Гориции (Крайна – Словения) были найдены   печи для производства железа и штамповочные прессы, на которых производили высококачественные изделия – орудия труда и боевое оружие [7].

В небольших замках, принадлежавших мелким феодалам, имевшим небольшие угодья, в замковом хозяйстве и сельскохозяйственных работах обычно были заняты около двадцати человек, включая подростков. Рядом с семьей небогатого рыцаря – владельца небольшого феода в замках проживало несколько слуг (редко больше десяти). Они предназначались для работы по хозяйству и на кухне, а при необходимости были обязаны помогать в защите замковой крепости. Это небольшое количество обитателей крепости подтверждает замковая хроника австрийского замка Бервертштайн 1411 года. В ней упоминается замковый эконом, который вел хозяйство и заботился о финансах; также в замке был человек, ответственный за обеспечение дровами и кормление основной тягловой силы – ослов; еще на службе феодала состояли два привратника, ответственные за охрану ворот, кроме этого был пастух для замкового скота, мальчик-служка и служанка для госпожи.

Сохранившиеся замковые хроники небольших феодальных владений повествуют, что в ряде случаев даже члены рыцарских семей занимались работой на огороде, а также ручной работой, например, прядением шерсти для последующей продажи ее на рынке. Это подтверждает и другая замковая хроника 1462 года австрийского замка Aльтспаур. В ней  жена рыцаря – владельца феода упоминается как работница при замковом огороде, а также в доме и на кухне, а в помощниках у нее были повар и две служанки [10].

Более того, несмотря на обязательные феодальные отработки и налоги, получаемые с зависимых крестьян, наличие слуг и жены-работницы, личные усилия рыцаря содержать свою семью очень часто были намного более значительными, чем это можно предположить. Например, небогатый владелец замка мог быть ответственным за разведение и содержание домашнего скота, что можно узнать из хроники XV в. замка Тагштайн, в которой описывается тяжба между крестьянами и рыцарем, пытавшегося пасти замковый скот на общинных землях [9].  Хозяин замка вместе с женой должны были работать, как простой люд, для создания материальной основы своего благополучия. Разумеется, чтобы защитить достоинство своего благородного происхождения, рыцарь не занимался, как крестьянин,  ручным трудом, но мог выступать в роли торговца  и продавать на городском рынке скот, сельхозпродукцию и ремесленные изделия, произведенные в его владениях. Несомненно, сельское хозяйство играло столь решающую роль в экономике феодального владения, что, несмотря на близость врага и обязанность служить в войсках сюзерена, рыцари в феодальных армиях часто просили у своего сеньора разрешения возвратиться домой в поместье, чтобы вовремя собрать урожай и получить приплод скота [9].

Таково было типичное домашнее хозяйство замка, принадлежавшего феодалу средней руки.

Очевидно, что сведения экономического характера, полученные из замковых хроник, нарушают современное стереотипное представление об изящной повседневной жизни феодалов в их замках. Уже в позднесредневековых хрониках XV в. современниками отмечался разрыв между идеализированной жизнью рыцарей и благородных дам, описанной в средневековой литературе, и реальной действительностью, которая была намного более сурова и далека от роскоши. Романтическая литература XIX в. усугубила эту идеализацию, перенеся навеянные ею и выдаваемые за правду образы в наше время.

О действительном материальном положении владельцев рыцарских замков и получаемых ими от феодального хозяйства доходах можно судить по довольно аскетичному убранству их родовых укрепленных жилищ, о чем повествуют редкие сохранившиеся замковые хроники. Одна из них – старинная рукопись двенадцатого столетия хозяйства замка Фалкенштайн, содержащая самый ранний из известных инвентарный перечень имущества благородного рыцаря, – описывает  строгую и отнюдь не богатую обстановку замка. В те времена, когда замки были еще новым явлением в средневековой культуре, жизнь в них, должно быть, казалась достаточно приятной с точки зрения представлений средневекового человека о комфорте. Редкие реконструкции замков XIXII вв., представляют собой обычную башню с малым количеством окон и несколькими комнатами, размещенными на трех-четырех этажах этого башнеобразного здания и наполненными незатейливой средневековой мебелью. По-видимому, знать была вполне довольна своими скромными укрепленными жилищами, которые в их восприятии были удобны и даже, может быть, роскошны, по сравнению с жилищами большинства людей того времени. Неслучайно разбогатевшие горожане стремились обзавестись подобными башенными постройками за городской чертой. Вполне вероятно, что и позже, в тринадцатом, четырнадцатом и даже пятнадцатом столетиях обстановка в замках среднепоместной знати была проста и лишена пышности, что опять же свидетельствует о небольших доходах, получаемых в рыцарских поместьях. Об этом же  говорят и замковые хроники XIII – XV вв. Так, в инвентарной хозяйственной описи графского замка Нойбург XIV в. из имеющегося дорогого имущества упоминается лишь немногочисленное оружие графа и шесть неполных серебряных приборов для еды и питья.

Вопросы улучшения материального положения и развития хозяйства не могли не интересовать рыцарство на фоне удручающего роста долгов и, как следствие, наложения ареста на имущество при невыплате сюзерену налогов с вассального лена, что было обычной практикой для феодальной экономики, особенно в XIIIXV вв. В результате, рыцари предпринимали попытки  повысить свой экономический статус, нарушая прежние обязательства и принося вассальную присягу другим сюзеренам – крупным земельным феодалам, от которых новообращенные вассалы получали ежегодное денежное вознаграждение и обещание поддержать и защитить жителей замка и их имущество. "А если рыцарь понесет любую потерю, ему дадут компенсацию" [11]. Взамен сеньору предоставлялось право посещения родового замка вассала в любое время и размещения в нем своей стражи. Впоследствии, если это могло принести новые доходы, рыцарь или его потомки могли вернуться в вассальную зависимость к прежнему сюзерену или обрести нового за еще большие пожалования и денежные выплаты. И такие случаи вассальной неверности были нередки в условиях средневековой системы децентрализованной власти, основанной на политико-экономическом приоритете замков.

Для того, чтобы избавится от экономических трудностей и способствовать развитию своего замкового хозяйства, феодалу нужно было попасть в обслуживающую сюзерена свиту или поступить на военную службу, сулящую денежное довольствие или новые земельные пожалования. В этих случаях для небогатого малознатного рыцаря открывалась возможность приблизиться к той изысканной,  не обремененной тяготами жизни, что протекала в поместьях крупноземельной знати. Аристократическое времяпровождение в роскошных замках земельных владык – графов и герцогов – служило резким контрастом трудовым будням обитателей сельских рыцарских замков. Помимо получения прибыли от собственного обширного хозяйства, владельцы больших княжеских замков извлекали значительную экономическую выгоду из растущего богатства городской буржуазии, получая свою долю прибыли от процветающей торговли в подчиненных городах.

Городские поселения средневековой Европы часто возникали вблизи наиболее крупных феодальных замков. Сначала в одном из малоосвоенных районов возводился замок. Являясь защитой в неспокойные времена, он притягивал к себе новых поселенцев, которым феодал предоставлял землю для обустройства и пропитания. С течением времени на склоне холма или скальной возвышенности вниз до равнины ступенчато сооружались дома местного населения, образуя в итоге небольшие городки или поселки под охраной замковых комплексов. Если ленное поместье рыцаря приносило достаточный доход, то вокруг селения возводилась обводная стена с башнями, с внешним рвом и насыпным валом. Это укрепление помимо замка должно было дополнительно защищать все поселение в периоды феодальной междоусобицы и внешних нападений.

Если поселение в дальнейшем развивалось и разрасталось в своих границах, то король мог предоставить ему особое Магдебургское право, представлявшее собой королевскую грамоту на образование при замке нового города, что давало жителям привилегии экономического и политического характера.

Таким образом, замок становился ядром образования новых поселений, распространяя на них свой феодальный статус и придавая им облик небольшого укрепленного города. В результате, многие укрепленные замки становились урбанизированными центрами экономического развития регионов средневековой Европы.

В период позднего Средневековья одновременно с развитием городов как центров ремесла и торговли происходит постепенный упадок небольших феодальных хозяйств. Во многом это происходило потому, что сельские районы, где сохранялись прежние натуральные крестьянские хозяйства, и где работы велись старыми методами, практически не знали экономических и технических усовершенствований, в отличие от городов и крупных сеньоральных замков. Рыцари-землевладельцы, глядя на жизнь и быт горожан, пытались изо всех сил бороться с экономическими трудностями и достигнуть более высокого уровня жизни. Но в условиях усиливающейся конкуренции на городских рынках денег, полученных от продажи сельхозпродукции феодального поместья, становилось все меньше; с другой стороны, расходы рыцарства на содержание своих обветшавших замков и приобретение нового оружия существенно возрастали [8]. Однако, традиционные феодальные налоги и поборы, ровно, как и натуральные крестьянские повинности и оброк все же не могли обеспечить доход выше, чем в прежние времена.

Кроме того, существовавшие экономические трудности феодальных экономик и замковых хозяйств были в ряде случаев усугублены несоблюдением права первородства и приверженностью родовым традициям. Согласно одной из них полученное наследство делилось между всеми родственниками (например, в замке Эльтц одновременно проживало до 100 рыцарских семейств, имевших общего предка).

В период позднего Средневековья города процветают за счет заморской торговли, и богатство горожан увеличивается благодаря расширяющимся торговым операциям и развитию ремесел. Это было время, когда скромные городские дома превращались в первые дворцы, когда начал развиваться интерьер жилищ и люди стали уделять больше внимания комфорту повседневного быта. Эти экономические изменения в жизни горожан и крупной феодальной знати явились ярким контрастом примитивному образу жизни небогатых рыцарей – владельцев сельских замков. Из-за хозяйственной отсталости мелкая и средняя знать не могла позволить себе тот образ жизни, что вели богатые горожане и обитатели новых дворцов. К тому же вынужденные исполнять свою непременную обязанность защищать некогда пожалованные земли, феодалы не могли надеяться переселиться в город и тем самым обрести желаемое благополучие. Таким образом, социальное положение рыцарства, выраженное титулами, замками, властными и управленческими функциями, стало постепенно утрачивать соответствующее экономическое подкрепление, которое становилось все слабее.

Рыцарская культура, связанная с замком, была на закате. Особенно это демонстрируют процессы, связанные с централизацией государств и усилением роли монарха, когда на излете Средневековья  короли и императоры предпочитали иметь в своем подчинении надежные армии  и города-крепости вместо прежнего вольнолюбивого и ненадежного рыцарства. В этих условиях замок, и рыцарь начинают терять свои военно-административные функции в регионах. Малодоходные имения покидаются своими владельцами, которые получают отныне больше материальных выгод от служения при дворе императора или короля, а их покинутые замки приходят в запустение. Замковое домашнее хозяйство постепенно угасает и становится ненужным своему владельцу, получающего совокупный доход от служения при дворе монарха и ренту с крестьян своего имения (бывшего феода).

Таким образом, с одной стороны, благоприятный теплый климат и большие пространства плодородных почв создавали задел для эффективной экономики средневековой Европы. С другой стороны, "антитехническая цивилизация", каким было Средневековье, в условиях вассально-ленных отношений и натурального хозяйства обуславливала слабость и непрогрессивность феодальной экономики замковых владений.

Подводя итоги рассмотрению роли феодального замка в экономической культуре Средневековья в той ее части, которая непосредственно связана с хозяйством феодального замка и экономикой подвластных земель, можно констатировать, что в условиях децентрализации власти именно феодальные поместья мелких и средних рыцарей являлись основой  экономики европейских регионов. Между тем, ведение хозяйственной деятельности, удовлетворявшее в итоге лишь самые насущные потребности рыцарства, требовало немалых усилий, как от зависимого крестьянского населения, так и со стороны самого владельца феода и его семьи, если только не иметь ввиду церковную и светскую знать с их крупными аристократическими замками и жизнью, полной излишеств. 

Очевидно также, что замок с его статусом политико-административного и защитного центра сыграл определяющую роль в формировании новых городов, стимулируя миграцию ремесленного населения и его оседание в зоне экономического взаимодействия феодального хозяйства с ремесленно-торговыми поселениями. Замок в этой второй фазе своего развития преобразовывается из чисто оборонительной структуры в производственную и организационную структуру территории. Реализация на городском рынке прибавочного продукта, произведенного в  феодальном хозяйстве, а затем приобретение феодалом ремесленных изделий и услуг способствовало экономическому развитию города как центра ремесла и торговли.

И все же реальность средневековой феодальной экономики такова, что производство продукции в крестьянском хозяйстве, являвшемся основой экономики замка, не могло быть высокорентабельным и не приносило феодалу больших доходов, которые позволяли бы ему экономически развивать свое поместье. Усиление центральной власти и, как следствие, постепенная утрата замком прежнего политического статуса, а также конкурирующее давление городской экономики, – в этих условиях экономика феодального хозяйства среднего и мелкого рыцарства в полной мере проявила свою слабость и неспособность к прогрессивной эволюции, а, значит, ее угасание к концу Средневековья было неизбежно и закономерно.

Литература:

1. Багдасарьян Н.Г., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для студентов технических    вузов. М.: Высшая школа, 2007. – 709 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.С. 234-407.

3. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Слово.  1990. – № 1.  – С. 58.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 803 с.

4. Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург: УрГУ им. А. М. Горького, 1993. – С. 31.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 55, 175.

7. Bierbrauer V. Invillino-Ibligo in Friaul. – Munich: Beitrage zur Vor- und Fruhgeschichte, 1988. – P. 161.

8. Goetz W. Das Leben auf der Ritterburg. Ed. C. Meckseper, E. Schraut. – Gottingen: Gottingen, 1991. – S. 13.

9. Meyer W. Die Burg representatives Statussymbol. Ein Beitrag zum Verstandnis der mittelalterlichen Adelsburg. Zeitrschrift fur schweiz. Adelsburg: Archaologie und Kunstgeschischte, 1976. P. 131, 135, 136, 138.

10. Satrapa – Schill A. Das Leben und die Versorgung auf mittelalterlichen Hohenburgen, in Burgen und Schlosser. – Stuttgart: Stuttgart, 1979. – P. 136.

11. Ulmer K. Castles, history and civilizatiоn. Ljubljana: Mladinska knijga Tiskarna, 1997. P. 89.