Л.Н. Галимова
кандидат
исторических наук, доцент кафедры
гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Ульяновского
государственного педагогического университета
им.
И.Н. Ульянова
Этноконфессиональный фактор
в формировании средневолжского купечества
Немаловажными факторами,
влиявшими на становление российского купечества являлись обрядоверие,
патриархальность и религиозность. В.П. Рябушинский в статье «Судьба русского
хозяина» отметил, что особенностью русских купеческих династий была «глубокая
религиозность» их основателей, идеологи русского купечества считали благочестие
его неотъемлемой чертой [5]. Религиозный фактор насыщал профессиональную
деятельность российского купечества особой духовно-нравственной основой.
Православная этика способствовала развитию таких качеств, как сострадание
окружающим, чем объяснялась широкая благотворительная деятельность купечества,
трудолюбие, терпение [10, с. 110].
Христианская, исламская, иудейская,
старообрядческая религиозность либо какая еще, играла значительную роль в формировании социокультурного облика
российского купца. Известный русский философ И. А. Ильин писал о религиозности:
«...это один из самых тонких и глубоких вопросов, касающихся человеческого
существа. Здесь дело идет о самой интимной сфере внутреннего мира, где многое
оказывается столь «воздушным» и неуловимым, безмолвным и избегающим слов, где
самое ароматное оказывается невыразимым и неописуемым, так что иногда кажется
совершенно невозможным приблизиться к исследуемому предмету, не говоря уже о
его логических определениях и об их исчерпывающей точности» [6, с. 840]. Купец
А. Прозоров в мемуарах, разделе «Письмо отца сыновьям и дочерям» советовал: «Учите детей своих, чтоб они жили
по заповедям Божьим... Веруйте в Бога... Чтобы быть хорошим человеком, надо
быть истинным христианином» [11, с. 150].
Рассмотрим соотношение купцов различных
вероисповеданий в Симбирской и Казанской губерниях по данным переписи 1897
года. По данным Девятой ревизии на 1851 г. в Казанской губернии количество
купцов составляло 2 216 душ мужского пола, а в Симбирской губернии – 1 274 души
мужского пола [7, с. 62, 124]. Купечество делилось на 3 гильдии. Количество купцов 1 гильдии по России на
1851 год составляло – 1916 чел. мужского пола, среди которых магометанского
вероисповедания 9 человек, в Казанской губернии – 25 чел. (19 чел. – христиан и 6 чел. мусульман). В Симбирской
губ. – 7 чел., все из которых были христианами по вероисповеданию. Количество
купцов 2 гильдии по России составляло – 5992 чел. мужского пола. Среди которых
магометанского вероисповедания 96 человек, в Казанской губернии – 121 чел. (83
чел. – христиан и 38 чел. – мусульман). В Симбирской губ. – 61 чел., все из
которых были христианами по вероисповеданию. Количество купцов 3-ей гильдии
составляло – 2.170.204 чел. мужского пола, среди которых магометанского
вероисповедания 4197 человек, в Казанской губернии – 2049 чел. (1338 чел.
– христиан и 711 чел. – мусульман). В
Симбирской губ. – 1202 чел., все из которых были христианами по вероисповеданию
[7, с. 181-185].
Достаточно пестрая конфессиональная
картина наблюдается и в отношении самарского купечества. В ходе анализа
конфессиональной принадлежности купечества можно придти к интересным выводам,
которые были свойственны средневолжским представителям купеческого сословия.
Во-первых, в редких случаях вероисповедание главы семейства было иным, чем у
его членов. Например, самарский купец второй гильдии Шварц Фридрих записался
как лютеранин, а для жены и двух дочерей сделал отметку о том, что они
иудейского вероисповедания [1, Д.85. Л.95.]. Во-вторых, иногда встречались
также и случаи изменения вероисповедания. Купец 1-ой гильдии Аржанов П.С. до
1898 г. записывался как старообрядец, а с 1899 г.: он уже
православный [1, Д.59.
Л.7; Д.61. Л.1.].
В-третьих, обращает на
себя внимание многоконфессиональный состав регионального купечества. Например,
среди самарских купцов в начале XX века находились представители двенадцати
религиозных конфессий: православное, старообрядческое, единоверческое, духовное
христианство, тайное священство, последователи «австрийской секты»,
молокане, иудейское вероисповедание,
магометане, католики, лютеране, приверженцы англиканской церкви [9]. Помимо
православного вероисповедания выделены как основные еще четыре религиозных
направления: мусульманское, старообрядческое, иудейское, лютеранское. Они
значительно уступали православному по численности и удельному весу, но, тем не
менее, превалировали над остальными
религиозными группами.
В Самарской губернии, в
отличие от Симбирской и Казанской, были сильны позиции лютеранского купечества.
В 1895 – 1904 гг. наблюдается даже некоторый рост: с 7 купцов в 1895 г. до 9 в
1902 г. Минимальный Удельный вес этой группы – 3,2% – 6 купцов в 1900 г.,
максимальный – 4,7% – 9 человек в 1902 г. В 1909 г. количество лютеран в
самарском купечестве сокращается до 6 – 4%. Это количество и удельный вес
остаются неизменными до 1912 г. В 1913 – 1916 гг. купцов лютеранского
вероисповедания пятеро, а их удельный вес – 3,9%, 4%, 4,6% соответственно.
Таким образом, при некотором снижении численности и незначительном уменьшении
удельного веса представители этой конфессии отличались заметной стабильностью
среди остальных вероисповеданий самарских купцов [2].
Так как менталитет дореволюционного
купечества основывался, преимущественно,
на вере, можно говорить о ментальности купцов – православных христиан,
купцов-мусульман, купцов-старообрядцев, купцов – иудеев, как определяющем и
подавляющем их присутствием в предпринимательской жизни России. В последнее
время в научных и популярных работах большое внимание уделяется рассмотрению
проблем комплексного духовно-нравственного облика купца, роли религии в системе
нравственных ценностей, ее влияния на особенности национального характера
российских купцов. Отмечая особенности национального типа предпринимателя,
некоторые авторы указывает на «патриотизм и приверженность религиозным
ценностям» [8, с. 443]. Что же касается предпринимателя, то религиозность не
столько «облагораживало его социальный облик» [8, с. 443], сколько формировало
особую шкалу ценностей, в которой богатству, его накоплению отводилась далеко
не первая роль. Второй тезис более точно отражает одну из особенностей
менталитета российского предпринимателя, купца и фабриканта [8, с. 328-329].
Российской христианской
народной этике были присущи преобладание духовно-нравственных мотивов
жизненного поведения над материальным. Труд как добродетель, а богатство как
источник делания добра людям. Фамильное дело всегда окружало то, что сегодня
мы называем социальной инфраструктурой – практически при всех производствах
были ремесленные училища, работные дома, библиотеки, школы, клиники, больницы,
санатории, аптеки и дома бесплатных квартир для рабочих, богадельни – все это
считалось обязательным атрибутом жизнеустройства [4, с. 88-91].
За счет добровольных
пожертвований строились храмы и развивалось меценатство, благодаря чему
возникла масса музеев, галерей, театров, различных собраний, осуществлялся
выпуск художественных журналов и книжных серий, открытие оперных студий, финансировались
новые географические экспедиции. Основная масса университетов, институтов и
научных лабораторий также была открыта на средства купеческих семей. Таким
образом, расцвет российской культуры конца XIX – начала XX в. был
в полной мере подготовлен русским купечеством. Здесь надо упомянуть о негласной
купеческой иерархии, о которой писал В. Рябушинский: «На вершине уважения стоял
промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек,
который давал деньги, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не
очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни
был...» [3, с. 199-200].
Говоря о роли и месте религии вообще,
выделяя конкретные конфессии, религиозность можно разделить на две составные
части: 1) внешняя, обрядовая, заключающая в себе посещение церкви, мечети,
синагоги, соблюдение всех предписанных религиозных таинств, видимое почитание
священнослужителей и религиозной организации в целом. Это формальная сторона.
2) внутренняя часть религиозности, духовная сторона, всегда присутствует в
конфессиональном общественном сознании и чрезвычайно важна при оценке
религиозности населения. Однако этот показатель труднее измерить в цифрах,
визуально его легко можно не заметить, недооценить или переоценить, это весьма
тонкая материя. Отношение к религии было чрезвычайно важным в деятельности
купечества, так как именно религиозность во многом определяла нравственный
облик этого сословия. В ходе исследования нами установлено, что у российских
купцов, принадлежащих к разным конфессиям,
религиозность также проявлялась по-разному.
Список литературы
1.
Государственный
архив Самарской области (далее ГАСO) Ф. 146. Оп. 1.
2.
ГАСО
Ф. 5. Оп. 2. Д. 67. Л. 78-79.
3.
Ерманский
А. Крупная буржуазия до 1905 г. /А. Ерманский //Общественное движение в России
в начале XX в. СПб., 1909–1910.
4.
Жиров
А. А. Социально-психологические аспекты и вопросы менталитета в характеристике
провинциального купечества Сибири // Проблемы историографии и истории :
сб. науч. ст. Омск, 2002.
5.
Зарубина
Н.Н. Благочестие и предпринимательство. Храмоздатель и русский хозяйственный
мужик и купец – это почти синонимы // Независимая газета.№ 14 (122) 20 августа
2003 г.
6.
Ильин И. А. Путь к очевидности. Сочинения. М.,
1998.
7.
Кеппен
П.И. Девятая ревизия. Исследование о
числе жителей в России в 1851г. СПб., 1857.
8.
Кошман
Л.В. История предпринимательства в России. Кн. 1. От средневековья до середины
XIX в. М.: РОСПЭН. 2000.
9.
Никольский
Н.М. История русской церкви. М., 1988.
10. Судовиков М.С. Деловые
качества Российского купечества: источники формирования, особенности // Третьи
Стахеевские чтения: Материалы междунар. науч. конф. Елабуга: Изд-во ЕГПУ,
2008.
11. Судовиков М.С. Мемуары
вятских купцов XIX- начала XX вв. //Вопросы истории. 2007. № 2.