кандидат культурологии О.В. Чудосветова

доцент кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

РОЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Глобальные изменения в духовной, социальной, экономической и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических и технологических аспектов высшего образования. Методы обучения и педагогические технологии должны учитывать индивидуальное развитие личности студента, творческую инициативу, навык самостоятельного движения в социокультурном пространстве.

Высшее образование – не набор конкретных знаний, а иной метод мышления, исследовательский поиск, поэтому важно дать студенту возможность проявить себя, создать условия для развития интеллектуально-личностного и творческого развития. Сейчас многие студенты не в состоянии различить в текстах главное и второстепенное, не способны выделить в содержании самое важное. Всё это следствие масштабного влияния современной экранной культуры на сознание молодого человека, поэтому преподавателю важно обращать внимание на формирование у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы и обязательного критического подхода к материалу. В преподавании культурологии, как представляется, лучше всего это делать на семинарских занятиях. Как показала практика, проведение семинарских занятий, даёт эффективный результат с познавательной точки зрения, приводит к более успешному усвоению знаний, как и для более качественного изучения нового материала, так и для закрепления пройденного; позволяет расширить общеобразовательный уровень, активизирует самостоятельную деятельность и развивает творческий потенциал студентов.

Культурология, как учебная дисциплина, должна научить студентов устойчивым навыкам освоения фундаментального знания. Если вспомнить Ж.-Ф. Лиотара, выделившего два вида знания: позитивное, которое может быть использовано в качестве необходимой производительной системы, и критическое, которое ставит вопрос о ценностях и целях, то культурология призвана дать  знания второго типа: критические, т.е. противостоящие всякому «повторному использованию».

Изучение культурологии, посредством организационной, нормативной и научно-методической деятельности должно быть направлено на формирование универсальной, функциональной грамотности и компетентности будущего специалиста, позволяющей гибко ориентироваться в сложных ситуациях современности, быть готовым к самообразованию и саморазвитию.

 Студенты первого курса, изучающие культурологию, сталкиваются с различными подходами к определению понятия «культура». Изначально они  держатся позиции, что эта дефиниция не имеет чёткого толкования и пассивно принимают тот смысл, который вкладывает в неё педагог. Но необходимо сформировать индивидуальное отношение студента к данной проблематике, чтобы каждый человек, начинающий свой жизненный путь, познал подлинный мир, который здесь и сейчас, а не только технический мир современной повседневности. Важно донести до студенческой аудитории, что индустриальное развитие завершилось тупиками техногенной цивилизации и крушением утопических проектов преобразования общества, сейчас начинается эра культуры, эра культурного мышления, поэтому вопрос «Что такое культура?» будет самым главным для развития человеческого сознания. Именно ответ на этот вопрос способен разрешить те противоречия, с которыми столкнулось человечество в настоящее время. И новое образование должно быть ориентировано на то, чтобы  каждый студент увидел мир с позицией ценности, постигнул бытие природы и своё собственное как значимое, за которое он несёт ответственность. Логика такого понимания должна стать определяющей логикой самоопределения и действий современного человека.

На одном из семинарских занятий студентам было предложено дать собственное определение понятия «культура». По результатам выполнения этого задания можно сделать некоторые выводы. Конечно, большинство студентов обратились к той трактовке, которую обосновали выдающиеся мыслители и ограничились известными цитатами из Н. Бердяева, Й. Хёйзинга, Л. Уайта, Э. Тайлора, Ю. Шора и др. Немногие студенты дали самостоятельную оценку и критическое осмысление. И лишь единицы подошли к заданию творчески и дали нестандартные тексты. Так, было выявлено несколько интересных подходов, в которых проявились индивидуальный взгляд на проблему и творческая интерпретация. В целом, можно сделать следующую структуру некоторых видов творческих работ студентов:

·                   Описательные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников.

·                   Исследовательские – работы, в которых были сопоставлены данные разных источников и на основе этого выработана собственная трактовка поставленной проблемы.

·                   Экспериментальные – работы, написанные на основе творческого подхода и предполагающие самостоятельную трактовку некоторых аспектов предлагаемой темы  в зависимости от мышления, опыта и индивидуального самовыражения.

К данному виду можно отнести и те работы, в которых встречаются определения, не рассматриваемые в основном содержании лекционных занятий. Если студент начинает с цитаты из Т. Элиота, который рассматривал культуру как специфический способ чувствования, то дальнейшее исследование студента становится значительно интереснее, масштабнее и выделяется особым настроением.

Следует обратить внимание, что подобные творческие задания не имеют научной новизны, но, для гуманитарных наук очень важно именно смыслопорождение. Поэтому для студентов-первокурсников важнее было выразить своё понимание культуры в тех определениях, которые проявляются в спонтанных высказываниях, например, таких, как: «Культура – таинственная координация между человеком, обществом и космосом».

В целом, все определения понятия «культура», которые приводили студенты, можно выделить по трём направлениям:

·                   Информационное, где культура – это нормы, ценности, традиции, способ организации человеческой деятельности, представленных в материальных и нематериальных продуктах.

·                   Духовно-нравственное, где культура – это способ творческой самореализации и самопознания человека, проявления его духовного начала на различных пластах бытия: природном, социальном, историческом.

·                   Эмоциональное, где культура – это радость и боль жизни человека, глубокое восприятие мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности.

«Культура в моём понимании, пишет студент 1-ого курса факультета искусств Виктор Сайко,  - это совокупность норм, придуманных человеком  человеку для обогащения и исцеления духовного и физического мира. Изучая культуру, которая включает в себя мировой опыт, мы ищем свою свободу, свой смысл жизни, свою мудрость. Для того, чтобы помочь остальным не впасть в пропасть небытия, научить их дышать, чувствовать и радоваться каждому моменту жизни, благодарить этот мир, так как только он у тебя и есть».

Опыт педагогической практики показал, что гуманитарная культура, гуманитарное образование обладают целым рядом свойств в системе мировоззрения студента: это целостность, экзистенциальность, духовность, обращённость ко всему многообразию человеческого в человеке. Гуманитарное образование – это, прежде всего, формирование личности студента, а не просто специалиста и будущего функционера, это способ вхождения человека в науку и культуру. Значимость гуманитарного знания будет неуклонно возрастать, так как оно ориентировано на понимание, постижение, осмысление мира и человека, оно базируется на аксиологии, неразрывно связано с системой исторически меняющихся ценностей, оно призвано подготовить студента к жизни, к цивилизованному способу решения разнообразных профессиональных и жизненных проблем.