К.п.н., чл.-корр. АПСН  Беляев Г.Ю.

Федеральное государственное учреждение РАО «Институт теории и истории педагогики», Москва, Российская Федерация

Социокультурные матрицы социализации – культурно-исторический субстрат культурных форм воспитания*

 

         Анализируя направления образования и воспитания, допустимо сделать вывод о функционировании в пространстве культуры так называемых социокультурных матриц социализации и воспитания, которые служат как бы «культурно-историческим субстратом» форм воспитания.

        С другой стороны, иногда и сами направления воспитания существуют в виде культурных его форм (особенно это характерно для таких локальных образовательных феноменов как историко-культурные традиции Великобритании и Японии). Социокультурные матрицы воспитания представляют собой совокупность социальных и культурных институтов, учреждений, традиций, ритуалов и форм семейного и школьного воспитания данной конкретной страны (Япония, Германия) или историко-культурной области (напр. Страна Басков, Уэльс, Квебек и т.д.), как институционального, так и внеинституционального.

       Механизмом передачи образовательной, социализирующей культурной, воспитательной традиции служит так называемый культурный (культурно-поведенческий) стереотип в образовании (обучении, воспитании). Это принцип опоры на культуру и культурный стереотип, выдвинутый А.А.Леонтьевым.      Из факта полисубъектности социально-педагогической реальности следует необходимость системного анализа как традиционных, так и новых субъектов социального воспитания в рамках междисциплинарного подхода к анализу культурных форм воспитания (с философских, культурологических, психологических и педагогических позиций). Концептуальный уровень анализа соотношения всеобщего, частного, особенного и единичного необходим и в социально-идеологической феноменологии процессов и векторов современной социализации.

         Примерами современных культурных форм воспитания служат  поликультурное воспитание (multicultural education) как официальный курс Европейского Союза, моральное воспитание (moral education), открытое обучение, свободное воспитание (alternative education), воспитание коренных национальных меньшинств, воспитание иммигрантов, неформальное или дополнительное воспитание (non-formal education), функциональное воспитание (funkzionale Erziehung, functional education) и др. 

          Эти векторы и модели проявляются в декларируемых целях, в культивируемых ценностях и мировоззренческих идеалах, в деятельности, в отношении к обществу и социальному индивиду, к пониманию собственной индивидуальности и ее перспектив в социальном окружении, к старшему поколению, к своей Родине, к миру в целом, к природе,  культуре и цивилизации, к трансцендентным комплексам идей религиозного или светского  плана (моральные кодексы, религиозные заветы и нормы, заповеди и нормативные поведенческие установки). Идея культурно-исторического субстрата здесь такова: ценности и цели передаются воспитывающим комплексом, социализирущим не стихийно, а целенаправленно. Однако и меняющееся социальное окружение обладает сильнейшим культурным или контркультурным нормирующим воздействием, притягивая к себе и втягивая в себя молодежь,  перевоспитывая их, бросая порой вызов и семейному, и религиозному, и школьному воспитанию.

         Матрицы социального воспитания могут быть интерпретированы как модели социального воспитания, на основе которых возможен весьма продуктивный и перспективный системный анализ культурных форм воспитания в региональных системах  образования, имеющих свою социокультурную специфику а, в дальнейшем, могут быть определены  принципы, на основе которых может планомерно осуществляться системный анализ новых для двадцать первого века культурных форм воспитания.

           Автором выделены существенные социокультурные черты целого ряда матриц социального воспитания, определены и  охарактеризованы контексты, имеющие ключевое значение для анализа актуальных культурных форм воспитания:

         -    Матрица социального воспитания – формирование наднациональной социокультурной суперэтнической общности "Европейский Союз";

         -  Матрица социального воспитания – модернизированный кастовый индивидуализм воспроизводства управленческой элиты (британско-североамериканская модель);

        -    Матрица социального воспитания – традиционный кланово-культурный эгалитаризм (японская модель социально-педагогического патернализма);

         - Матрица социального воспитания – тоталитарно-фашистская модель «корпоративного общества» (Италия, Германия – 1922-1945 гг);

        -     Матрица социального воспитания – советская социокультурная модель в СССР, с проекцией на Восточную Европу, КНР, в 1970х гг. – на общества Азии и Африки, практиковавшие некапиталистическую ориентацию (Куба, Ангола, Лаос, Вьетнам и т.д.);

     -    Матрица социального воспитания – евразийская социокультурная модель, опирающаяся на опыт традиционного российского образования  девятнадцатого-двадцатого веков.

   -    Матрица социального воспитания – "конфуцианский социализм" модернизирующегося китайского общества

Библиография:

1.      Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Вып.1. , 1997, С.9-23., См. стр.110-115. «Школа 2000…» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. / Под научной  ред. А.А.Леонтьева.- М., ,Выпуски 1,2,3,4 – 1997, 2000.

 

2.        Рахкошкин A.A. Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса: Дис.канд.пед.наук. Великий Новгород, 2000. - 164 с.

3.       Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы, 1983, № 4, с. 141-151.

4.       Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции.- М.:РОУ,1995.- 272 с.

5.       Реформы системы образования в новых землях ФРГ. — М.: НИ-ИПВШ. Вып. 3. - 1994. - 32 с.

6.       Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. — 2003. выпуск 2(13). - 120 с.

7.       Роджерс К. Несколько важных открытий //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология,- 1990.- №2.- С.58-65

8.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.31.- 159 с

9.       Barrow R. Radical Education: a Critique of Freeschooling.- Lon-don:Martin Robertson, 1978

10.  Dewey John. The School and Society. Chicago, 1965. — 285 p. 

11. Ivan Illich. Deschooling Society. Perennial Library, Harper & Row Publishers, New York, 1978

12. Jürgens, E.: Die "neue" padagogik und die bewegung offener Unterricht. Theorie, Plaxis und Forschungslage. Sankt Audustin: Acad. — Verl. 1994, 138 S.

13. Kohlberg L. The Just Community: Approach to Moral Education in Theory and Practice // M.Berkowits and F.Oser (eds) Moral Education: Theory and Application. Hillsdale, N.J., 1985.

14.. Lamb A. Ed. Of The New Summerhill: Penguin Books, London, 1992

15. Neill A., Theorie und Praxis der antiautoriataren Erziehung. — Hamburg, 1969.-216 S.500. Bettelheim B. InA Pour ou contre Summerhill (collective work)/ ParisA Payot, 1972.-247 p.

16. Mazure J. Enfant a l'ecoles(s) pour (l')enfant(s). Tournai: Castermann, 1980. - 220 p.

17. Polk-Lillard P. Maria Montessori Erziehung zum Menshen. - Frankfurt am Mein: Eischer, 1984. 256 S.

28. Raina V.K. Indigenizing teacher education in developing countries: the Indian context // Prospects, 1999. Vol. 29, No. 1. - P. 5-25



*              Работа выполнена при поддержке РГНФ  11-06-00948а Системный анализ актуальных культурных форм воспитания – определение и характеристика контекстов, имеющих ключевое значение для анализа актуальных культурных форм воспитания. Новые проекты в теории и практике воспитания: современная проблематика.