Мукатаев А.А., Поволоцкая С.Г.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Этнокультурное воспитание младших школьников в полиэтнической образовательной среде

 

На современном этапе развития Республики Казахстан сама жизнь требует от образования выполнения социального заказа общества и населяющих его этносов передавать подрастающему поколению богатство языка и культуры родного народа, традиции и духовно-нравственные ценности, опыт жизни народов, обогащать его культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры [1].

В связи с этим в современном обществе для гармоничного развития личности ребенка следует учитывать опыт прошлого, традиции и обычаи.

Следует отметить, что для современных условий характерно увеличение полиэтничности общества. Взаимодействуя в полиэтнической среде, люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иноэтнической системой ценностей, что зачастую обостряет проблему их адаптации, порою приводит к трансформации этнической идентичности человека. Межэтнические взаимодействия рассматриваются как совокупность разнообразных (конструктивных и деструктивных) форм отношений между этническими группами и их представителями. Эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной [1].

Перед современной педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня этнокультурного воспитания. Средством решения проблемы может стать полиэтническое образование. Проведенный анализ литературы показал, что пионерами в истории становления и развития идеи образования в полиэтнической среде являются США, Канада и страны Западной Европы.

Первоначально проблема обучения и воспитания детей из разных этнокультур решалась в рамках концепции «плавильного котла». Согласно ей разные национальности «переплавляются» в новое надэтническое образование. Однако практика ассимиляторскую идею отвергла в силу различных причин. Возникла новая идея – создание национальных школ. В основе ее лежит понимание полиэтнического общества как состоящего из «мозаики» различных культур, сохраняющих свое разнообразие, несмотря на все интегративные процессы [1].

Среди ученых не существует единой точки зрения, касающейся становления национальных школ. Модель национальных школ должна учитывать социальный заказ, ориентированность этнических групп и то непосредственное социально-культурное пространство, в котором они проживают. Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде является концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное понимание полиэтничности. Сущность его заключается в том, что полиэтничное общество – это общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.

Концепция полиэтнического образования вначале существовала как самостоятельная область, однако, затем она была расширена до многокультурного. Многокультурное образование отвечает не только интересам этноса, но также интересам государства, всего мирового сообщества, оно направлено на развитие сотрудничества и взаимодействия.

В последнее время наметилась тенденция к сближению концепций поликультурного и глобального образования вплоть до их объединения [1]. Главной целью образования в полиэтнической среде является формирование у учащихся межкультурной (этнокультурной) компетенции. В этом случае индивиды сохраняют свою этническую идентичность и эффективно функционируют в рамках общей культуры государства.

Следует отметить, что взгляды ученых на организацию образования в полиэтнической среде не имеют принципиальных различий. Заслуживает внимание и то, что современные идеи полиэтнического образования базируются на работах ученых прошлого.

Проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 1990-е гг., когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях, с одной стороны, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов [1].

Наряду с этим, как указывалось выше, усиливается проблема сохранения национально-культурного своеобразия, что наиболее ярко проявляется в понимании поликультурного образования в развивающихся странах.

Таким образом,  развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций философии, педагогики и психологии.

 

Список литературы

1. Розмыслова Л.В. Толерантный подход в обучении поликультурных классов // Известия Уральского государственного университета. – 2011. - № 5. – С. 6-9.

2. Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. – 2008. - № 6. – С. 59.