Педагогические науки/4.Стратегические направления реформирования системы образования.

Мефодьева М.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Перспективы адаптации идей духовно-нравственного воспитания Индии в отечественной школе

         Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. Доминирование материальных ценностей над духовными приводит к искаженному представлению у детей о добре, великодушии, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме, что деструктивно воздействует на общественную нравственность, гражданское самосознание, социальную сферу и является результатом роста агрессивности и жестокости в обществе.

Многие российские граждане не считают Россию привлекательной для жизни страной, только 35% респондентов, по данным Института социологии РАН, отождествляют себя с россиянами. Одной из причин является, по нашему мнению, то, что граждане не осознают актуальность и важность общенациональных ценностей и приоритетов, и не имеют достаточно информации по вопросам корректного социального поведения и правильного образа жизни. И как следствие,  не создается представления о едином русском народе, сплоченным чувством патриотизма, которое берет начало в национальной истории и культуре.

Духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка невозможно без совместных усилий семьи, школы и государства. В нашей стране, к сожалению, наблюдается разрушение традиционных устоев семьи, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценной молодежи и в итоге подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

В России семья считалась и остается основным воспитателем ребенка. Непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками является определяющим условием развития ребенка, поэтому взаимоотношение этих трех поколений позволяют полноценно воспитывать и развивать ребенка, привлекая его к делам и заботам семьи.

Кроме того, полноценное воспитание, по мнению многих ученых, зависит от типа и структуры семьи, материальной обеспеченности, места проживания, психологического микроклимата, традиций и обычаев, уровня культуры и образованности родителей и многого другого. Необходимо  отметить, что рассматривая вопрос о воспитании и развитии ребенка, все эти факторы следует рассматривать в совокупности, так как ни один из них сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье.

В России преобладающим типом является нуклеарная семья, а в последние годы увеличилось количество неполных и материнских семей. А если и есть семьи, состоящие из трех поколений, то, как правило, такие семьи носят вынужденный характер из-за отсутствия жилья. Поэтому в условиях экономической и бытовой неустроенности и стрессов у российских ученых возникает опасение в способности семьи выполнять одну из важнейших функций – воспитательную, поскольку дефицит человеческого тепла, душевной близости может привести к отчуждению.

В связи с этим, опыт Индии может послужить хорошим примером общественной осознанности традиционной ценности семьи. Индийские семьи очень большие и в одном доме могут проживать несколько поколений. Индийцы не стремятся жить отдельно от родителей, так как осознают свою ответственность перед родителями быть им поддержкой и опорой в старости. Характерное для индийцев уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций, обычаев и идеалов является отличительной чертой  этого народа. Дети в индийской семье воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий (особенно мальчики). Именно  в семье дети осваивают основы духовно-нравственной культуры, а в общении с родителями и родственниками формируются навыки мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы [4].

В индийской семье основу воспитания составляет религия, так как мировоззрение индийцев основывается на религиозном мировоззрении и соответствующей системе морали. Религиозное воспитание, являясь частью духовно-нравственного воспитания, направлено на освоение детьми религии, религиозных традиций и культуры и приобщение к этой культуре. Таким образом, жизненный путь истинного индийца определяет любовь, ненасилие, праведное поведение и закон дхармы, поэтому они верят, что жизнь священна и должна быть любима и почитаема [3].

Что касается российской семьи, то многие родители, по мнению Игумена Гавриила, не вполне осознают тот факт, что религия может стать фундаментом для нравственного мировоззрения, поскольку они не имеют достаточно представления о вере и ее проявлениях. Кроме того, многие родители безразличны к вопросам духовности в воспитании детей. Игумен Гавриил утверждает, что потеряв духовный стержень, или не приобретя его совсем, человек не имеет целостность, его личность деградирует, даже если это трудно определить по внешнему отражению его внутреннего мира. Таким образом, самым действенным методом воспитания является, по его мнению, личный пример и любовь. Пример является стандартом или программой, которую наследует ребенок от родителей, а любовь, являясь самой важной добродетелью, проявляется, с одной стороны, в терпении, кротости, снисходительности, а с другой – в твердости и строгости.

Итак, можно утверждать, что религия является неотъемлемым элементом культурно-исторического развития и духовного мира человека, а знание и понимание этого феномена и приобщение к религиозной культуре важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности. В этом контексте мы полагаем, что семейное воспитание в Индии является примером для подражания, а преобладание в России нуклеарных и неполных семей является, по нашему мнению, одной из причин частичного или полного отсутствия религиозного воспитания в российской семье. Следовательно, педагогическая культура родителей является одним из факторов духовно-нравственного воспитания и развития детей. Повышение педагогической культуры родителей должно рассматриваться как один из направлений реализации любой программы духовно-нравственного воспитания и развития детей. При этом могут использоваться различные формы работы – ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, проведение совместных с родителями мероприятий и занятий, консультации с медиками, педагогами и священнослужителями, создание и распространение книг, брошюр и СD дисков «Духовно-нравственное воспитание в семье», создание семейных клубов на базе общеобразовательного учреждения.

Что касается российской общеобразовательной школы, то она должна стать фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, так как именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Поэтому в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», была разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами

массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

 Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы  и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, хранимыми в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1].

В России, как и в Индии ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, поскольку они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад жизни школьника как человека, личности, гражданина. Так как система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности, то в этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания в Индии предусматривают добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и других проблем семьи, школы, деревни, района, города, страны [2].

По мнению российских и индийских ученых, духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Литература

1.     Данилюк А.Я., Конда А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.

2.     Department of school education and literacy. – www.education.nic.in

3.     Dosanjh J.S., Ghuman Paul A.S. Child-rearing in ethnic minorities. – Great Britain: WBC Book Manufacturers Ltd, 1996. – 228p.

4.     Roopnarine J.L. Parent-child socialization in diverse cultures V.5. – Norwood, New Jersey: Ablex Publishing Corporation, 2002. – 262p.