Д. пед. н. Коршунова О. В.

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», Россия

Возможности образовательных технологий

в развитии творческого потенциала педагогов и учащихся

 

Одним из признаков современного образования является использование образовательных технологий. Несмотря на то, что современная наука в процессе дискуссий продолжает идти к единому общему представлению и определению образовательной технологии, учителя и педагоги в реальной педагогической практике успешно применяют феномен, обозначаемый категорией «образовательная технология». К понятию образовательной технологии близко понятие педагогической технологии, которое, по мнению Г. К. Селевко, включается в содержание первого. Однако данные понятия часто используются и как синонимы. Разнообразные трактовки понятий «образовательная технология» и «педагогическая технология» свидетельствуют о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики [1].

Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, «систематизацию мышления» (Т. Сакамото).

Образовательную технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели (М. Махмутов).

Законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации (В. В. Сериков).

Критериями образовательной технологии являются (по Н. М. Борытко):

1.                Определение конкретной и узкой цели деятельности.

2.                Наличие средств диагностики не только результатов, но и самого хода педагогического процесса.

3.                Законосообразная определенность структуры и логики применения средств.

4.                Выделение не только средств, но и условий, при соблюдении которых технология обещает быть эффективной.

По мнению Г. К. Селевко, образовательная (педагогическая) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [1, С. 50–51].

Таким образом, образовательная технология всегда выступает как система взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся. Необходимо заметить также, что образовательная технология обязана учитывать двуперсональность образовательной ситуации, которая определяется присутствием в обучении обязательно двух субъектов – УЧЕНИКА и УЧИТЕЛЯ. И это значительно осложняет применение технологии, внося в каждый конкретный случай элемент неопределенности. А в неопределенных условиях, как правило, действовать всегда сложно.

Какие технологии наиболее известны современному учительству (всего только около 500 таковых описано в Энциклопедии Г. К. Селевко [1, 2])? Основываясь на многолетнем опыте экспериментальной работы в образовательных учреждениях и личного преподавания, выделим такие технологии, как дифференцированное обучение (чаще всего – уровневая дифференциация); модульное обучение; проблемное обучение (и его высший уровень – проектное обучение); технология интегрированного урока; игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На рис. 1 отражена, по нашему мнению, взаимосвязь между перечисленными технологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Важной проблемой использования образовательных технологий являются их возможности для развития творческого потенциала как педагогов, так и обучающихся в соответствии с требованиями к современному образованию. В связи с этим покажем ресурсы перечисленных выше технологий для решения задачи развития готовности к творчеству.

Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Творческий потенциал учителя понимается как интеллектуальная структура, состоящая из совокупности психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Педагогическое творчество рассматривается как особый вид деятельности учителя, направленный на создание качественно новых для него продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность. Новизна продукта творческой педагогической деятельности имеет два аспекта: объективный и субъективный. Первый аспект характеризуется новизной и ценностью полученного продукта вообще для педагогической науки, а второй определяется новизной для самого субъекта деятельности. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, объективный встречается гораздо реже.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Этот вопрос нашёл отражение в работах отечественных исследователей [3, 4, 5].

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

§                    временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

§                    сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

§                    отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

§                    атмосфера публичного выступления;

§                    необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что имеются различные подходы к изучению педагогического творчества; исследования продукта творческой деятельности, творческого процесса, свойств и особенностей творческой личности, характеристик творческой атмосферы творческого коллектива [3, 4, 5]. Основы творческого потенциала учителя формируются, закладываются в процессе профессиональной подготовки и в дальнейшем развиваются в его профессиональной деятельности.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует реализации творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству. Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит развитие творческого потенциала учащегося. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования [6].

Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности. И тем не менее вопрос «что и как развивать в творческом потенциале ученика?» остается проблемой первостепенной важности, которую пытаются решить передовые педагоги, понимая всю важность развития интеллектуальной структуры – творческого потенциала ученика – для позитивного и прогрессивного развития современного общества.

Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся – содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

 Современные учителя все чаще на уроках используют проблемное обучение, метод проектов, анализ дифференцированных образовательных  заданий–ситуаций. В ходе многих психолого-педагогических исследований установлено, что проблемное обучение способствует творческому развитию личности, так как оно строится в соответствии с закономерностями процесса продуктивного мышления, предполагает включение обучающегося в творческую деятельность. Оно требует от педагогов умения по-новому организовать всю познавательную деятельность субъекта обучения в соответствии с психологическими закономерностями творческих процессов мышления. А между тем, именно способность создавать на уроке проблемные ситуации является важнейшим показателем эффективного развития творческого потенциала учителя. Способность эта основана на умении видеть противоречия в окружающей действительности, в изучаемых явлениях, а также предвидеть те противоречия, которые могут возникнуть в сознании ученика при изучении конкретной темы урока. Это проблемное видение, умение формулировать и решать проблемы составляют важнейшие качества творческой личности, которые развиваются лишь в творческой деятельности [7, 8].

Творческий потенциал ученика – сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности ученика преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, (а также решение задачи, написание сочинения и др.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в т. ч. осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Процесс развития творческого потенциала учащихся тесно связан с формированием ключевых компетенций. Поскольку ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения вычленить проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию, определить недостающую и т. д., вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой ключевой компетенции. Такие умения можно назвать организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что одним из критериев в системе мониторинга качества образования важное место должна занимать ориентация образовательного процесса на формирование у обучаемых готовности к развитию своего творческого потенциала.  Возможности ряда образовательных технологий для развития творческого потенциала педагога и обучающегося представлены ниже в таблице.

Литература

1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

3. Каширская, Т. А. Педагогический совет «Творчество педагога и педагогическое мастерство». Режим доступа: http://sddha.narod.ru/biblio/tvor_ped_master_kta002.html.

4. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский. М., 2001. 253 с.

5. Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве// Педагогика. 1992. 7–8.

6. Батоврина, Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. 2004. № 20.

7. Сергейчик, Л. И. Педагогичсекие условия формирования креативности. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ConfEng/articles%5Carticle14.htm

8. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.

 

 

Таблица

Возможности образовательных технологий

для развития творческого потенциала

обучающихся

педагога

Технология проблемного обучения

– обучение методологии решения проблем различного рода;

– возможность применения всех методов решения творческих задач (эвристических и логических) в обучении;

– активное развитие мышления, интеллекта, интуиции;

– развитие исследовательских умений

Технология уровневой дифференциации

– учет индивидуально-личностных и психофизиологических особенностей школьников позволяет для каждого определить доступный уровень творчества на текущий момент интеллектуального развития ребенка и создать адаптивные условия для выполнения творческих заданий соответствующего уровня

– развивает такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, конкретизация, дифференциация, интеграция;

– использование технологии делает учителя профессионалом в области определения различных уровней проявления творческих способностей школьников и создания ситуаций успеха для каждой личности

Технология модульного обучения

– выполнение творческих заданий, включенных в модули всех уровней сложности;

– формирование умений самостоятельного поиска информации, оргдеятельностных и регулятивных умений, методологических учебно-познавательных умений

– при определении оптимальной структуры модульной программы предмета учитель проявляет творческие способности;

– разработка модулей, в обязательном порядке содержащих творческие задания и проблемные задачи;

– творческий подход к формулировке руководства по усвоению учебных элементов модуля

Технология дидактической игры

творческий потенциал ученика может быть задействован на всех этапах подготовки, проведения и рефлексии игры:

– придумывание игры по теме;

– подготовка игрового поля;

– подготовка костюмов;

– защита фантастических проектов;

– составление других заданий для аналогичной игры

– на всех этапах подготовки игры производится творческая «подгонка» даже уже имеющихся опорных материалов под конкретную ситуацию класса;

– оригинальное начало игры (интересное, захватывающее, удивляющее) определяется учителем;

– оригинальное поведение на занятии, проявление педагогической интуиции, импровизация;

– подготовка творческих заданий для школьников;

– творческое окончание дидактической игры (призы)

Технология интегрированного урока

– рост объема межпредметных сведений, как следствие, развитие умения решать комплексные проблемы, рост уровня творчества;

  развитие умения анализа и синтеза с точки зрения содержательной интеграции;

– развитие умений самостоятельной работы (при подготовке к интегрированному уроку);

– развитие умения решать творческие нестандартные задания

– рост объема межпредметных знаний учителя имеет следствием рост возможности комплексного представления об изучаемых явлениях, творческого решения комплексных проблем по формированию у обучающихся целостного представления об изучаемом объекте;

– развитие умения анализа и синтеза при разработке урока с межпредметной интеграцией;

– развитие умения объединения дидактических компонентов;

– развитие умения ставить перед учащимися комплексные проблемы