Педагогические  науки / 5.Современные методы преподавания

 

Д.п.н. Губанова Е.Н., К.п.н. Полянская Е.И.

Борисоглебский государственный педагогический институт, Россия

Примеры освоения дисциплин студентами педагогического вуза с использованием средств музейной педагогики

 

 «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса [1].

Приведем некоторые примеры использования элементов музейной педагогики в рамках образовательного процесса в педагогическом вузе при обучении студентов по программе специализации «Экологическое краеведение».

Студентам педагогического вуза, обучающимся на биологическом факультете, предлагается дисциплина «Экология человека». Сложность при преподавании данной дисциплины является высокая степень ее интеграции. Поэтому преподаватель, читающий данный курс должен хорошо ориентироваться как в вопросах экологии, так, и даже в большей степени, в вопросах социологии, антропологии, философии, истории. В связи с этим мы считаем, при изучении некоторых тем необходима и интеграция в сфере преподавания, с привлечением специалистов из сферы музейной педагогики.

Одним из этапов при изучении дисциплины «Экология человека» является раздел «Социальные аспекты антропоэкологии». Данный раздел предполагает изучение: образа жизни как городских, так и сельских жителей, факторов влияющих на структуру и социально-психологические особенности семьи, воспитание потомства, домохозяйство, исторические изменения, происшедшие с семьей в XVIIIXX вв. Восприятие учебной информации по данному разделу, для студентов, получающих биологическую специальность, вызывает некоторые затруднения, так как раздел не входит в рамки дисциплин профессиональной подготовки. Нами разработана методика изучения данного раздела с использованием элементов музейной педагогики, на базе музея-мастерской при этом учитывается и национально-региональный компонент.

Содержание краеведческих знаний несет более емкую смысловую нагрузку, так как, изучая объекты с позиции краеведения, необходимо раскрыть жизнедеятельность предшествующих поколений, современного поколения, негативные и позитивные традиции, проблемы и пути их решения.

В процессе приобретения эколого-краеведческих знаний о том, какие природные богатства имелись в родном крае еще буквально несколько десятков лет назад, и какие изменения в природе на уровне региона происходят в течении незначительного временного отрезка трансформируется сознание учащегося, происходит становление внутренней мотивации. Приходит понимание важности осуществляемой им деятельности в первую очередь с позиции общественной значимости.

Современные тенденции диктуют переосмысление функций музеев, они становятся не только хранилищем и собирателем ценностей, но и активно включаются в образовательный процесс. Поэтому, наряду с традиционными формами музеев, такими как: художественный, архитектурный, историко-краеведческий, создаются музеи-мемориалы, музеи-парки, где посетитель может не только созерцать, но и принять непосредственное участие в создании экспозиции, в сохранности экспонатов, в сборе материала.

Огромную учебно-воспитательную функцию осуществляют и так называемые музеи-мастерские. Опыт работы таких музеев пока недостаточно освещен как в специальной музееведческой литературе, так и в педагогической.

Музей - мастерская «Истоки», расположенный на станции юных туристов г. Борисоглебска имеет достаточно большой этнографический материал: это и предметы утвари, крестьянской одежды, имитация русской печи, как и в любой русской избе, есть здесь красный угол, отреставрированные музыкальные инструменты, элементы домовой резьбы. В фондах музея имеется богатый краеведческий материал в форме отчетов, исследовательских, конкурсных работ школьников, по истории становления сел района и области, накопленный бывшим руководителем музея Иванниковым И.И., который иллюстрирует культуру, занятия, и быт жителей с начала 19 до середины 20 века (сегодня руководит музеем О.И. Недорезова).  Уроки – экскурсии, которые проходят на базе музея-мастерской включают следующие направления: ремесла 19-20 века, быт сельских жителей середины 19 века, образ жизни семьи, местные обычаи, народный фольклор.

Изучение курса «Экологии человека» с использованием такой методики способствует развитию духовных сил, становлению личности, формированию характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной среде. Такая методика позволяет включить в образовательный процесс гуманитарные, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности.

Рассматривая историко-культурные традиции родного края, с опорой на краеведческий материал студенты, делают открытие в самих себе, при этом у них возникает пробуждение новых умственных и душевных сил. Таким образом, соответствующая область культуры становится «их миром», пространством возможной самореализации, а овладевшие ею получают такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может [2].

Другой пример связан с проведением полевой практики по курсу «Генетика». В этом случае мы используем особый вид музея - музей под открытым небом, получивший интенсивное развитие в двадцатом столетии, особенно за рубежом. По мнению Е.Л. Галкиной, музеи под открытым небом – свидетельство  дальнейшей интеграции наук, способствующей достижению зрительного сочетания  народной архитектуры и народного быта. Популярность экомузея объясняют соответствием его идеям охраны окружающей среды. Главные идеи такого музея  - охват территории и участие населения  в организации и управлении. Главная цель  экомузея – развитие «общины» - достигается  на стыке экологии и региональной этнографии. В этом случае экомузей становится инструментом преобразования общества [5].

На востоке Воронежской области, словно специально  собраны и усилены  ландшафтные контрасты южной лесостепи. Здесь, совсем рядом размещаются нагорные дубравы и обширные распаханные поля, пойменные ольховые леса и сосновые посадки песчаных террас, полноводные реки и зарастающие озера. Леса занимают преимущественно лесные долины. Исключение составляет Теллермановская нагорная дубрава, размещающаяся на высоком правобережье Вороны и Хопра. По-разному складывалась судьба природы Прихоперья. Однако до нашего времени сохранилась неповторимые прекрасные  естественные уголки природы.

Одним из таких уголков по праву можно назвать  место близ города Борисоглебска, расположенное на территории Теллермановского опытного лесничества Института лесоведения РАН ГУ.

Экокомплекс «Музей-усадьба Г.А. Корнаковского», включает  аллею лиственниц и можжевельника, недалеко от дома, где жил и работал ученый-лесовод. Аллея имеет протяженностью 248 метров. По обе  ее стороны растут 99 стройных стволов хвойных деревьев. Лиственница была посажена Корнаковским в год освоения питомника. Типичные и наиболее сохранившиеся участки нагорных дубрав в Теллермановском лесу выделены как памятники природы. Есть здесь, самые старые,  уникальные по возрасту и сложной структуре древостоя. Растут вперемежку 200-250 – летние дубы, наиболее крупные из них имеют стволы толщиной в три обхвата [4].

Преподаватели ФГБОУ «БГПИ» активно  используют образовательный  потенциал предложенного комплекса природы родного края.

На территории экокомплекса «Музей-усадьба Г.А. Корнаковского»,  мы используем природные объекты, для изучения отдаленной гибридизации на примере ели, которые представлены в данном экокомплексе.  В исключительно давние времена произошло разделение двух видов ели - европейской (Pioea abies) и сибирской (P.obovata), которые отличаются друг от друга по многим признакам строения хвои, шишек и в целом растений. Используя специальную методику, мы изучаем интрогрессивную гибридизацию у Picea abies или P.obovata.

Литература:

1.                      Волкова Е.В. Зритель и музей (понимание и объяснение, сопереживание и созерцание) / Е.В. Волкова. – М: Знание,1989.-64с.

2.                      Полянская Е.И. Методика преподавания курса  «Экология человека» с использованием элементов музейной педагогики.   / Е.И. Полянская / Проблемы биологии, экологии и образования: история и современность: материалы международной научной конференции // Санкт-Петербург 2006 г. – 345 с.

3.                      Хицова Л.Н. Роль локальных экомузеев в становлении адекватного восприятия значимости природных  экосистем и понимания  необходимости их сохранения Состояние особо охраняемых территорий европейской части России / Л.Н.  Хицова, Е.И. Полянская / Сборник научных статей, посвященных 70-летию Хоперского государственного природного заповедника  Воронеж: 2005, С.

4.                      Суркова Л. О Корнаковском Г.А. Коммуна, 2004, 24 апр.-С.7.

5.                      Хицова Л. Н. Музеи природы в оптимизации обучения / Л.Н. Хицова, А.Н. Тульнов. – Изд-во ВГУ, 2004 – С.24.