К проблеме развития творческой личности через интегрированное обучение иностранному языку

 

Как известно, язык является средством познания окружающего мира, осваивания культурных ценностей своего и чужого народа, основным средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, нравственных ценностей, которые передаются как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Необходимость поиска новых, эффективных методов обучения, средств, стимулирующих усвоение учебного материала, всегда осознавалась в методике обучения иностранному языку. Одним из таких методов является интегрированное обучение иностранному языку через фольклор, произведения искусства и культуры, инсценирование, драматизацию и театральные представления текстов культуры. Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной и других видов активности ребенка.

Под интеграцией (от лат. integratio – соединение, восполнение, восстановление) в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое дифференцированных частей на основе их взаимодействия, взаимозависимости и взаимодополняемости. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в педагогическую систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, методологические и концептуальные возможности отдельных наук. По мнению ряда ученых (Г.М. Стрижкова, Н.Е. Астафьева, Л.В. Филатьева, Л.Л. Юрова), – это важнейшее средство достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-семантическом, обще- и частнометодологическом, педагогическом аспектах.

Проведенный анализ вышеуказанных исследований позволил выделить три основных направлений становления междисциплинарной интеграции: обновление содержания образования за счет включения интегрированных курсов; усиление процесса интеграции знаний на основе разработки регионального компонента; создание и функционирование образовательных учреждений интегративного типа.

Касаясь проблемы интеграции наук, В.И. Вернадский писал: «...рост научного знания в ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой – расширять охват его со всех точек зрения».

Принцип междисциплинарной интеграции, – пишут Т.А. Яковлева и И.Ю. Степанова, – должен выступать как основной механизм оптимизации структуры модели знаний и системы дисциплин, преобразующий всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности.

Междисциплинарная интеграция, по мнению Е.Б. Шоштаевой, – это процесс согласования содружества учебных дисциплин с точки зрения отражения ими единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности.

Н.К. Чапаев определяет междисциплинарную интеграцию как процессы объединения учебных дисциплин относительно познавательных и технологических проблем.

С.В. Черемных и С.И. Золотова применительно к ситуации вуза интеграцию трактуют как высшую форму глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин, единства целей, принципов, содержания образования, создания укрупненных педагогических единиц на основе принципа целостности учебного процесса.

Первый путь интеграции иностранного языка на начальном этапе осуществляется в самых привычных, традиционных формах: в подготовке и проведении праздников, утренников, концертов на иностранном языке. Перспектива подготовки праздника сразу создает положительный эмоциональный настрой, даёт ясную цель их занятия языком и, как правило, стимулирует их усилия. Подготовка праздника позволяет воплотить полученные знания, умения, навыки в различных типах деятельности, а ситуация успеха, пережитая в процессе проведения праздника, создаёт положительные эмоции и служит дополнительным стимулом для дальнейшей работы, способствует расширению творческой активности, развитию желания и умения выступать, расширять знания о мире.

Формируемая на интегрированных уроках начального этапа фольклорная ситуация становится своеобразным фундаментом образования на языке. Благодаря своей цикличности, повторяемости, отсутствию деления на исполнителей и зрителей, она уравнивает участников в едином круговороте – хороводе. Одновременное решение многих задач становится возможным в силу присущего исключительно детям этого возраста цельного образного мировосприятия. Обучение детей иностранным языкам в такой среде проходит естественно, как проходило овладение родным языком.

Дети младшего возраста обладают исключительной механической памятью, способностью без особого труда запомнить услышанное. У них очень хорошо развита способность к имитации. В усвоении лексики очень помогает такой материал как рифмовки, стихи, загадки, поговорки, пословицы, песни страны изучаемого языка. Разучивая этот материал, дети легко, с удовольствием усваивают лексические единицы, получают определённые произносительные навыки. Обработка звуков, интонации, ритма проходит в виде звукоподражания, игр и имитации. Важно, чтобы разучивание и разыгрывание считалок, песен происходило в подвижных играх, цель которых – соотношение звукового содержания с движением, ритмом, интонацией.

Содержание уроков варьируется от двигательных разминок, сопровождающихся элементарными текстами, до постановок небольших импровизированных пьес в режиме неподготовленного диалога, от артикуляционной гимнастики до мини – опер, от релаксационных пауз до простодушных домашних ритуалов.

Первый год обучения иностранным языкам представляет собой своеобразный музыкальный сериал на тему впечатлений раннего детства: у школьника происходит резкое расширение сферы обитания, общения, деятельности. У него появляется шанс начать свой коммуникационный опыт на иностранном языке как будто с чистого листа. Следует отметить, что природные задатки, необходимые для владения языком в совершенстве, редко достаются кому-то одному, к тому же они мало-помалу утрачиваются с возрастом, если их не развивать и не поддерживать. Но зато, как может убедиться каждый учитель, они щедро рассыпаны по всему классу. Все дети талантливы, хотя каждый по-своему.

Театральные постановки – это вид детского творчества, связывающий художественное творчество с личными переживаниями. Не следует забывать, что основной закон детского творчества состоит не в результате, не в продукте, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Инсценирование песен, приготовление для спектакля костюмов, масок, переодевания способствуют не только усвоению знаний и формированию, но и всестороннему развитию личности ребенка с ее возрастными особенностями и индивидуальными возможностями. У детей появляется возможность для их собственной фантазии, импровизации.

Уроки – это не подготовка к утренникам и концертам, не мероприятия, приуроченные к праздникам. Это даже не игра в обыкновенном смысле этого слова. Скорее, это продуктивная деятельность, работа над собой, в принципе не чуждая никакому возрасту, но особенно важная и эффективная в первые школьные годы. Возраст первоклассников находится как раз на стыке двух психологических доминант – игровой и учебной деятельности. Использование текстов культуры, музыки на уроках помогает совершить этот переход плавно и безболезненно, но при условии полной серьёзности и самоотдачи. Вот почему основной формой педагогического общения остаётся урок и не просто урок, а урок – спектакль.

Таким образом, используя на уроках тексты культуры страны изучаемого языка, объединяя на уроках мыслительную, эмоциональную и двигательную сферы, мы направляем усилия на воспитание целостной личности в единстве её природных задатков и социального опыта. Соединение песен и стихов может стать основой для обучения общению на изучаемом языке, для знакомства с культурой страны изучаемого языка.

Использование песен на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения по ряду причин: учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. При работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Этому способствует, в частности, и достаточно высокий врождённый уровень музыкальных способностей детей данного возраста.

Овладение иностранным языком как средством общения предполагает сформированность таких умений, которые позволили бы учащимся строить свои высказывания в соответствии с намеченной коммуникативной целью, определёнными условиями общения и правилами речевого поведения. При коммуникативно-ориентированном обучении, протекающем вне естественной языковой среды, формированию таких умений во многом способствует правильно организованная работа с текстами пьес, авторы которых являются носителями языка.

В этом материале фиксируется язык и структурные особенности разговорной и литературной речи, а также отражаются наиболее важные лексические, грамматические и стилистические изменения, происходящие в языке. В пьесах наблюдается максимальное приближение языка персонажей к образцам разговорно-литературной речи, поэтому они могут быть использованы как источник языковой информации, как иллюстрация правил ситуативно обусловленного употребления лексических единиц и грамматических явлений. В них предоставлены разнообразные ситуации общения, они могут служить образцом для адекватного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Таким образом, исполнение песен, стихов – это один из приемов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе. При их разучивании уделяется большое внимание использованию жестов и мимики. Исполняя песню, дети сопровождают слова соответствующими действиями, демонстрируя все то, о чем они поют (покачивания головой, руками, ходьба, прыжки, отстукивание ритма). Такое использование песен на иностранном языке способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала. Содержание песен позволяет организовать различные, инсценировки. Песня, с ее текстом, мелодией, является такой же неотъемлемой частью социокультурного достояния страны, как и ее памятники, она отражает жизнь разных слоев общества, а музыка воспитывает, заставляет прислушиваться к другим. Содержательные и целенаправленные интегрированные занятия и блоки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества для школьников: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности учащихся; позволяют систематизировать знания; способствуют развитию, в большей степени, чем традиционные занятия, внимания, памяти, мышления; формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.