Джиоева Г.Х. к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова»

 

реализация этноКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ осетинской семьи в воспитании детей

 

 

Издавна на Кавказе придавали огромное значение формированию навыка самоорганизации семьи, поскольку суровый горный климат, тяжелые жизненные условия требовали от каждого человека развития качеств организованности и требовательности к себе, к окружающим для выживания и подготовки молодого поколения к жизни. В те давние времена выживали и хорошо жили те, у кого уровень семейной самоорганизации был высоким. Народ всегда признавал наличие саморазвивающего начала в семье. Семьи с высокой самоорганизацией всегда вызывали всеобщее признание и восхищение, к ним обращались за советом и помощью, они пользовались заслуженным авторитетом и уважением.

Огромное значение в формировании человеческих отношений имеют традиции семьи. Такие непреходящие ценности народа, как доброта, уважение, почитание, скромность и др. некогда существовавшие во взаимоотношениях людей не должны предаваться забвению, о них необходимо напоминать поколению, их необходимо культивировать в молодых людях в процессе воспитания.

Эффективность воспитания во многом зависит от характера взаимоотношений взрослых и детей. Важно, когда эти взаимоотношения строятся на таких гуманистических идеях, как: доброта, доверие, мягкость и родительская ласка, но вместе с тем и требовательность, любовь, уважительное отношение, внимательность и взаимовыручка. Необходимых результатов в деле воспитания детей достигают при сотрудничестве, сотворчестве, доверительном характере отношений родителей и педагогов, семьи и школы. Однако очень часто отношения между родителями и учителями не складываются должным образом. А в результате конфликтных взаимоотношений родителей и учителей страдают дети. Для преодоления подобных ошибок в педагогической деятельности необходимы систематические контакты учителей с родителями, способствующие изучению особенностей личностной сферы ребенка, его характера, душевных стремлений. В результате такого сотрудничества они смогут больше узнать о ребенке, о характере его отношений с окружающим миром, о развитии недостаточно сформированных в его личностной сфере сторонах, будут иметь возможность вместе советоваться о способах искоренения пробелов в учебе, других очень важных в воспитании вопросах. Такие, по-настоящему заинтересованные в положительном исходе взаимоотношения педагога и родителей, дают желаемые результаты.

Концепция системного подхода к воспитанию, предполагает диалектическое единство общего, особенного и единичного. Одним из основных положений этой концепции является то, что семья и школа – это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику, вместе с тем выступающие в качестве звеньев общей системы воспитания. В современных условиях необходимо добиваться того, чтобы семья и школа объединились в деле воспитания детей, активно используя при этом опыт народного воспитания, этнопедагогический потенциал семьи.

Осуществление взаимодействия семьи и школы в использовании этнопедагогического потенциала осетинской семьи в воспитании детей связано с повышением этнопедагогической культуры родителей. Для реализации этой задачи нами была разработана программа родительского этнопедагогического просвещения. Программа данного курса охватывает совокупность взаимосвязанных проблем, необходимых для формирования их педагогической культуры: история осетинского народа; психологические особенности осетинского народа: национальный характер, национальное самосознание народа; народная педагогика осетин; основные средства осетинской народной педагогики; национальный быт как фактор воспитания и др.

Для организации работы с родителями по данной программе необходимо разработать информационный материал с методическим сопровождением, на основе которого могут быть организованы занятия по этнопедагогическому просвещению родителей. В функционирующих в некоторых общеобразовательных учреждениях республики «этнопедагогических школах», родители имеют возможность знакомится с содержанием народной педагогики, основными средствами, методами и приемами, используемыми в воспитании детей в традиционной семье, им демонстрируется огромный воспитательный потенциал, заключенный во внутресемейном этикете, произведениях устного народного творчества осетин, народных играх, обрядовой, календарно-праздничной культуре народа. На этих занятиях происходит деятельностное усвоение родителями основ традиционной культуры. Они разучивают народные песни, игры, танцы; знакомятся с фольклором, запоминают пословицы и поговорки, загадки, скороговорки; говорят об огромных воспитательных возможностях нартского эпоса, народных сказок и т.д.

Практика функционирования этнопедагогической школы родителей в рамках реализации принципа единства воспитательных воздействий в воспитании детей показала, что для усиления ее эффективности необходимо теоретические положения преподносить, сопровождая практической деятельностью.

По мере того, как родители овладевают искусством традиционного воспитания, они активнее используют его в воспитании своих детей. Это положительно отражается на самоорганизации семей, члены которых с каждым днем становятся организованнее, сплоченнее. Младшие чаще обращаются за советом, помощью к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам, другим старшим родственникам), которые оказываются «настоящими хранителями народной мудрости». Родители советуются со старшими по жизненно важным вопросам, в том числе и по вопросам воспитания детей. Детям нравится такое взаимодействие их родителей со старшими членами семьи. Они охотнее выполняют поручения взрослых, стараются принимать участие в воспитании младших братьев и сестер. Это вырабатывает в них чувство ответственности, приучает к труду, формирует в них нравственные качества. Семьи чаще проводят свое свободное время вместе. У них появляются  общие интересы, которые реализуются в различных видах деятельности: в увлеченном занятии поисково-исследовательской работой, дающей возможность полнее овладеть богатствами этнической культуры; в исследовании своей родословной хотя бы до 5 колена; в поиске информации о знаменитых членах рода, фамилии, села, района; сборе и систематизации фольклора (пословиц, поговорок, благопожеланий и т.д.). Старшие члены семьи (бабушки и дедушки) как бы вновь «обретают смысл жизни», вновь чувствуют себя «настоящими главами семей». Их не просто уважают, почитают, но от них ждут помощи, без их мудрых, нужных советов не обходится ни одно семейное дело. Все это способствует развитию самоорганизующей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. 

В результате подобной организации работы с родителями в ряде школ республики твердо утвердились такие формы традиционного воспитания, которые позволили достичь успехов в формировании этнической культуры родителей и учащихся: встречи учащихся с представителями старшего поколения, со знаменитыми людьми той или иной фамилии, того или иного рода, села, района; круглые столы; спортивные состязания с участием учащихся и их родителей, этнические спектакли по сюжетам нартского эпоса, народных сказок, праздники семьи, дни семьи.

Во время работы этнопедагогической школы родители делилятся друг с другом опытом воспитания детей в семье. Это помогает им в преодолении недостатков, исправлении ошибок в этом деле.

Другими эффективными формами связи школы с семьей являются родительские собрания, научно-практические конференции. В ходе работы с родителями  были проведены родительские собрания на темы: «Народная педагогика – основа воспитания», «Традиции осетинского народа в семейном воспитании», «Нравственное воспитание учащихся на народных традициях». На этих совместных мероприятиях происходил активный обмен мнениями, проходили бурные дискуссии по проблемам этнического воспитания. Это свидетельствует об огромном интересе родителей к обсуждаемому материалу.

Наблюдения за опытом взаимодействия семьи и школы в использовании этнопедагогического потенциала семьи в воспитании учащихся показывают, что в практике своей педагогической деятельности учитель опирается на опыт стабильных семей. Это, с одной стороны, дает возможность пропагандировать их опыт воспитания детей, что является весьма полезным для нестабильных, проблемных семей – они, сами того не подозревая, учатся у первых искусству семейной жизни, искусству воспитания в ней детей. С другой стороны, это дает возможность совместными силами противостоять всему негативному, окружающему их, преодолевать и изживать его.

Наличие интереса у родителей к педагогическим знаниям способствует пониманию ими успехов школы, формирует желание быть рядом с учителем в деле воспитания детей, помогает стать активными участниками школьных дел, в том числе и помощниками учителя в пропаганде этнопедагогических знаний в семьях.

 

Литература

1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего   Востока. – Якутск, 1979.

2. Волков Г.Н., Цаллагова З.Б. Этнопедагогикак как педагогика межнациональной гармонии. – М., 2002.

3. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Учебное пособие. – Владикавказ, 1996.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

5. Хатаев Е.Е Народная педагогика Северного Кавказа. – М., 1993.