Филологические науки/ 3 Теоретические и методологические проблемы исследования

 

Асс. Минасян М. К.

ОГОУ ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт», Россия

 

Философия языка и философия лингвистики

 

Интерес к языку философия проявляла, начиная со времен досократиков. Аристотель—основатель логики, внес огромный вклад в изучение языка. Но особое внимание лингвистике было уделено в прошлом столетии.

Сегодня философы стремятся представить язык в виде точной математической системы; эти философы так или иначе являются последователями Готлоба Фреге, Бертрана Рассела, Людвига Витгенштейна и логических позитивистов, целью которых являлось использование точного представления логики и значения слова в попытках постичь, а в некоторых случаях и переосмыслить традиционные философские вопросы. Пристальное внимание современных философов также уделено роли таких философски значимых слов как «знание», «истина», «благо», «свобода» в обиходно-бытовой лексике. Эти философы унаследовали от философов, занимающихся проблемами обыденного языка, включая Дж. Э. Мура, Джона Остина и также Витгенштейна, стратегию поиска ключей к глубоким философским вопросам  через скрупулезное изучение каждодневного употребления слов обыденного языка, в которых находятся ответы на философские вопросы.

         Философский интерес к языку поддерживается фундаментальными и концептуальными вопросами лингвистики, существенно важными философскими проблемами о связи разума, языка и слова, и вопросами философской методологии. Эти идеи составляют богатую и чрезвычайно увлекательную область философии, связанную с выражением мысли, ее передачей, значением слова и истиной.

 

1. Философия лингвистики.

         Язык является важнейшим выразительным средством человеческого общения, а естественные языки представляют собой поразительно мощные комплексные системы. Лингвистика собственно и является наукой, которая изучает эту способность человека и эти системы. Как и другие науки, лингвистика сталкивается со сложными фундаментальными, методологическими и концептуальными проблемами.

         При изучении естественного языка лингвисты находятся в поиске систематического объяснения его синтаксиса (занимающегося организацией языковых правильно построенных выражений, таких как словосочетания и выражения), его семантики (изучающей значения слов и их изменения), и его прагматики (изучающей соотношение знаковых систем и их пользователей в конкретной речевой ситуации).

         Изучение синтаксиса с 1960-х годов во многом определялось работами Ноама Хомского, который в ответ на ранние бихевиористские и структуралистские движения в лингвистике, применил когнитивный подход. Естественные лингвистические способности, отмечает он, исходят из целенаправленной когнитивной способности, чья структура является соответствующим предметом обсуждения лингвистики. Действительно, Хомский объясняет учение о синтаксисе и в большей степени учение о семантике в качестве попытки раскрыть когнитивные структуры. Наблюдая за яркими представителями среднего сословия, говорящих на разных естественных языках, и детьми изучающих язык, Хомский высказывает предложение о том, что многие особенности естественных языков объясняются врожденными свойствами языковых способностей.  

         Если сравнивать работу, проделанную современными философами, в области синтаксиса или семантики, предпочтение отдается последней. Значительный вклад в эту область науки внесли такие философы, как Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап, Ричард Монтегю, Сол Крипке. Одно из главных  направлений в семантике в прошлом столетии специализировалось на развитии и точном применении формальных, математических моделей для характеристики лингвистических форм и значений.

         В области прагматики, также как и в области семантики, была проделана большая работа. Философский интерес к прагматике был вызван предшествующим интересом к семантике – в желании понять, в какой позиции находятся значение и истина в отношении друг друга  в отдельно взятом случае языковой коммуникации. Поздний Витгенштейн, например, напоминает нам о многообразии случаев использования лингвистических выражений, и предостерегает нас от того, чтобы мы, с легкостью раскрывали их значения посредством философии. Дж. Остин ищет в тонкостях использования ключи к пониманию значений интересных для философии терминов, таких как «интенциональный», «истина». Остин внимательно следит за несколькими различными действиями, совершаемыми личностью неосознанно во время «речевого акта» (например: издавая звук; проговаривая предложение «Я голоден» в разных ситуациях: в момент голода, или в качестве намека на приглашение гостя присоединиться к трапезе). Герберт Грайс, критикуя некоторые методы Дж. Остина, в то же самое время согласен с тем, чтобы из переносного смысла использования слов и выражений выводить первое значение. Грайс иллюстрирует речевое общение как рациональную совместную деятельность и по его мнению некоторые концепции о значении фигурируют в качестве центральных стратегий и инструментов для достижения коммуникативных целей. Главным интересом Грайса являлась философская методология, но его взгляды разделили многие лингвисты, интересующиеся прагматикой. В последнее время лингвисты и философы все больше убеждаются в том, что задачи и цели прагматики, далеко не являющейся всего лишь дополнением к семантике, являются ключевыми, значимыми в поисках ответов на вопросы, откуда берется значение, из чего оно состоит, и каким образом несовершенность значения преодолевается и применяется адресантом в различных случаях речевой коммуникации.

         Изучение языка требует пристального внимания к семиотике, занимающейся изучением  знаков и их значением независимо от того, лингвистические они или нет. С точки зрения филологов эта область, помимо изучения лингвистического значения слова должно охватывать более широкие программы, как жестикулярная коммуникация, художественная выразительность, передача сигналов у животных и другие виды передачи информации.

 

2. Значение: язык, сознание и Вселенная.

         Философия нацелена на достоверные представления об основных аспектах реальности. Одним из таких аспектов является достоверное представление о том, какое место мы занимаем в реальности, как мы постигаем и формулируем описание и объяснение различных объектов действительности.

         Нашу роль, описывающих и объясняющих, философы часто изображают в виде треугольника, стороны которого представлены словами «Язык», «Сознание», «Вселенная». Эти стороны определяют отношения, которые являются ключом к пониманию нашего места в реальности. Эти отношения тем или иным способом устанавливают значимость языка.

         Сознание → Вселенная. Сознание и Вселенную связывают крайне важные отношения, находящиеся в центре внимания философии сознания. К ним относятся понимание, акт, структура сознания, интенциональность (способность разума быть направленным на некоторый объект).

         Сознание → Язык. Использование и понимание языка представляет собой сложную умственную активность. Далее, эта активность, по-видимому, является тем,  из чего состоит реальность содержательного языка. Другими словами, сознание создает значение  в языке.

Теоретики языка сосредотачивают свое внимание на отношениях Сознание/Язык, рассматривая понимание в качестве краеугольной концепции, содержащей представление о значении в определенном языке как представлении того, что именно формирует способность понимания. Философия выявила большое количество представлений, из чего складывается в дальнейшем понимание. Многих привлекла точка зрения, согласно которой понимание является предметом ассоциирования правильных идей или концепций со словами. Другие приравняли понимание к знаниям требований для точного и соответствующего использования слов и предложений. В то же время другие находят ключи к пониманию способности распознавания коммуникативных целей адресантов. Разумеется, все эти подходы не исключают друг друга.

         Некоторые философы более сосредоточены на создании, нежели на использовании лингвистического значения, анализируя цели адресантов и их отношения в различных социальных группах.

         Многие философы, которые видят в понимании ключ к лингвистическому значению, полагают, что значимость языка в некоторой степени исходит из ментального содержания, возможно включая содержание убеждения, мыслей, идей. Это повышает интерес к когнитивной семантике, стремительно развивающейся областью науки.

         Язык → Сознание. Если сознание определяет значение для языка, тогда, в свою очередь, язык способен направлять сознание. Получение информации и направленность в языке порождает концепцию, мысль, склад мышления со всякого рода последствиями. Действительно, понимание и использование языка является настолько важной для нас способностью в обрамлении сложных мыслей, которые со временем доказывают свою значимость в использовании и понимании, что невольно возникают сомнения по поводу первичности и вторичности сознания и языка.

         Язык → Вселенная. Поскольку язык является средством выражения наших описаний и объяснений реальности, философы озадачены вопросом об истинной реальности. Философов занимает этот вопрос по причине философской методологии, а также по причине правдивости и вероятности некоторых образов значения.  

         Согласно этому образу ключом к значению является понятие условия истинности. Значение высказывания определяет условие, которое может быть принятым только в том случае, если оно является истинным. Например, высказывание «Гренландия больше, чем о. Находка», учитывая то, что оно означает, является истинным, если только этот факт имеет место быть (а именно, существует конкретный, определенный остров, который по территории превосходит другой конкретный, определенный остров). Согласно представлению о значении условия истинности, ядром того, что означает высказывание, является его условие истинности, и ядром того, что означает слово, является дополнением к нему.

         Представление о значении условия истинности стал доминирующим в семантике. Однако многие философы, включая Майкла Даммита, утверждают, что ключом к пониманию является понятие  о корректном использовании.  Согласно этому альтернативному представлению, ядром значения предложения является правило для его соответствующего применения. В самом деле, два представления совпадают в том случае, если предложения корректно использованы и являются истиной. Интерес к различию этих предложений возникает только тогда, когда в отношении самой истины присутствует доля скептицизма, или потому что истина видится слишком отдаленной от социальных реалий и критерий ее значимости касательно корректного использования относителен. Эта сложность  наводит нас на мысль о том, что связи Сознание/Язык, и Язык/Вселенная по-видимому влияют на понятие о значении (т.е. о том, что мы когнитивно ухватываем, но значение языка является фундаментальным).

 

         3. Философия языка.

         Наряду с интересом к языку как объекту науки и его центральной позиции в нашей концепции «Я» (понимания себя) как информаторов  реальности, язык играет ключевую методологическую роль в философии. Это та самая роль, быть может, более чем какая либо другая, которая объяснила продолжающееся пристальное внимание к языку в прошлом столетии философами, работающих в таких различных областях как эпистемология, эстетика, этика, метафизика, философия науки и философия сознания.

         Методологическая роль языка в философии лучше всего объясняется примером. Философ интересуется природой ценностей; он хочет знать, что значит качество.  Язык вводится в тот момент, когда философ замечает, что качество – это то, что определяется тогда, когда мы говорим о вещи, которая «является качественной». Таким образом, философ сосредотачивает свое внимание на определенных высказываниях и ищет понимания того, что эти высказывания  означают и как они работают. Философ выясняет, являются ли такие высказывания во всех случаях объективно истинными или ложными, варьируется ли их истинность или достоверность при передаче от адресанта к адресанту, говорит ли это о том, что удовлетворительное объяснение слова «качественный» дает подлинную характеристику (действий, положения дел, личностей и т.д.).

 

         Этот образец, демонстрируемый на примере ценностей, является наглядным как в философии, так и в лингвистике. Мы интересуемся знанием, вымыслом, необходимостью, причинностью, чувственным опытом, - таким образом, мы находим себя изучающими высказывания о том, что нас интересует: высказывания, определяющие знание, описывающие вымысел, отстаивающие необходимость, определяющие причины, сообщающие о чувственных опытах. Инструменты философии языка делают доступным понимание различных взглядов о том, что эти высказывания означают и, в общем, о том, как они проделывают свою экспрессивную и коммуникативную работу; и эти взгляды информируют и поддерживают философские позиции касательно реальных объектов философского интереса. Существуют, без всякого сомнения, преувеличенные утверждения, например о том, что философия должна состоять из такого рода изучения языка. Но, в любом случае лингвистические познания внесли огромный вклад в понимание философии и способствовали развитию практически всех областей философии.

 

Литература:

1. Канке В.А. /История Философии/ В.А. Канке. – М.: Логос, 2005;

2. Рассел Б. / История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Сиб.   унив. изд-во, 2007;

3. Рассел Б. / Философия логического атомизма/ Б. Рассел. – Томск: Водолей, 1999;

4. Попова З.Д., Стернин И.А. /Когнитивная лингвистика/ З.Д. Попова, И.А. Стернин/ - М.: Восток-Запад, 2007.

5. Сёрл .Д / Философия языка/ Д. Сёрл. - Едиториал УРСС, 2010.

6. Хомский Н. / Язык и мышление / Н. Хомский - Изд. Московского университета, 1972.

7. Хомский Н. / Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли. / Н. Хомский. - История философской мысли, 2005.

8. Crimmins M. / Language, philosophy of. / In. E. Craig (Ed.), Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge, Copyright © 1998-2012