Аспирант Зварыкина И.С.

Астраханский государственный университет, Россия

Художественный концепт «Волга» в региональной картине мира (на материале произведений писателей и поэтов Астраханского края)

 

Изучение национального языка в региональном аспекте является актуальным для современной лингвистики. В области взаимоотношения языка и культуры важным представляется исследование региональной специфики культурно-языковых связей. На примере изучения языка отдельно взятого региона как компонента общенационального языка можно продемонстрировать отражение в языке реалий, фрагментов культуры, свойственных не только для данного региона, но и для нации в целом.

В свете вышесказанного мы будем рассматривать такое понятие, как региональная картина мира, под которой понимаем часть национальной картины мира, представляющую собой исторически сложившееся представление жителей того или иного региона об окружающей действительности.

Региональная картина мира Астраханского края является значимой частью русской картины мира. Лексика, номинирующая реалии Астраханского региона, связана с многовековой национальной культурой и имеет региональный языковой колорит. Этот колорит ярче всего проявляется в художественной литературе Астраханского края.

Одним из ключевых образов в картине мира Астраханского региона выступает образ реки Волги. Отметим, что, рассматривая в рамках данной статьи художественные тексты, мы ведём речь о художественном концепте «Волга». Под художественным концептом мы понимаем важнейший, культурно значимый элемент национальной художественной картины мира (т.е. картины мира, созданной в художественных произведениях).

Образ реки Волги является значимым для всего русского народа (в данном аспекте региональная картина мира сплетается с общенациональной) и ассоциируется с образом матери, кормилицы, спасительницы («Волга-матушка»).

Концепт «Волга» выступает одним из культурных феноменов, составляющих русскую картину мира. При изучении особенностей воплощения в языке образа Волги исследователи отмечают, что «русским человеком оказалось отмечено и величие Волги, её раздолье, ширь, что так созвучно русской душе <…> и образ Волги-кормилицы. <…> В наследство от предков русский человек получил и положительно коннотированное отношение к Волге, и персонифицированное восприятие её как реки-матушки» [1: 102].

В художественных произведениях астраханских поэтов и писателей нередко средством репрезентации концепта «Волга» выступают олицетворения: Я выйду к Волге Так она светла и вешним половодьем Величава Как будто вся навек первоначальна Как будто воды морю не несла (К. Холодова. И вздрогну я); А прислушаюсь – с рассвета до заката Вслух все тайны наши Волга говорит (К. Холодова. Это значит). В данных примерах Волга не просто приобретает черты человека, но и становится своего рода посредником между лирической героиней и её возлюбленным.

В произведениях разных писателей и поэтов Астраханского края художественный концепт «Волга» репрезентируется по-разному. В женской лирике, как мы уже видели в стихотворениях К. Холодовой, образ Волги воплощает некую чистоту, нежность.

В лирике Н. Мордовиной Волга также приобретает мягкие, женственные черты: Звенела иволга над лугом Манила таволга шмеля И Волгу мягко и упруго Вела вдоль берегов земля (Н. Мордовина. Звенела иволга над лугом); Величавей лебединой стати Воды Волги – берег, отступи! Перед тем, как синим морем стать ей Раскатилась Волга по степи (Н. Мордовина. На раскатах).

В романах А. Шадрина Волга становится символом Астраханского края и даже смыслом жизни астраханца: Песня-то про его реку, а значит, и про его жизнь. Попробуй выкинь из жизни волжанина родную до боли чудо-реку – и не будет человека, останется название одно, имя, фамилия (А. Шадрин. Запах смолы).

В произведениях астраханских авторов наш край нередко называется волжским краем: Врачуй меня Певучий волжский край Где целый день Хохочет звонко солнце Блестят домов Умытые оконца Бесхитростный Провинциальный рай (К. Холодова. И вздрогну я); Волжский край мой прощается с летом… (К. Холодова. Волжский край мой). Весь регион ассоциируется с Волгой как ключевым концептом, архетипическим образом.

Расположение Астраханского края в низовье Волги, определённые природные особенности и особенности жизни населения, связанные с этим, нередко находят отражения в художественной литературе региона. Так, довольно часто противопоставляются верховье и низовье Волги.

Приведём примеры: Начнутся в верховье дожди, набухнет Волга, погонит в низовье воды (А. Шадрин. Чайка-беляна); а потерять место в два счёта можно, потому что немало пришлых с верхов слоняется по низовым сёлам (А. Шадрин. Чайка-беляна). Сопоставление и противопоставление верховья и низовья Волги обусловлено, с одной стороны, тем, что они связаны одной рекой, а с другой, что, несмотря на единство, они очень различаются по географическим условиям, особенностям жизни и деятельности населения и т.п. (если в верхах издавна основным занятием было земледелие, то в низовьях – рыболовство).

Также в произведениях астраханских писателей нередко встречается слово «понизовье» (т.е. акцентируется внимание на географическом положении региона по отношению к Волге): Люблю родное Понизовье - Мой лебединый, светлый край (В. Ерофеев Люблю родное Понизовье); Подивилась Глафира, как это она прежде не замечала запустения и серости рыбацкого сельбища, затерянного в понизовье средь камышовых крепей (А. Шадрин. Чайка-беляна).

Исходя из приведённых примеров, видим, что не только отдельные селенья, но и весь Астраханский край называются понизовьем.

Таким образом, можно вести речь о том, что концепт «Волга» является символом, олицетворяющим не только Астраханский край, но и всю Россию. В художественных произведениях астраханских писателей и поэтов, а также в текстах регионального фольклора мы видим любовь к родному краю, воплощённую в образе Волги; Волга не просто приобретает черты важной географической особенности Астраханского края, но и становится воплощением региональной картины мира и даже смыслом жизни астраханцев.

 

Литература:

1.     Киселёва, Г.В., Полубоярин, С.В. Культурный концепт «Волга» по экспериментальным данным // Ономастика Поволжья [Текст] : Материалы XI Международной научной конференции (Йошкар-Ола, 16-18 сентября 2008 г.) / Мар. гос. ун-т; отв. ред. А.Н. Куклин. – Йошкар-Ола, 2008. – 308 с. – С. 101-105.