Тесля Елена Владимировна – к.п.н., старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности факультета филологии и медиакоммуникаций, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (г. Омск).

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

В первом десятилетии XXI века продолжается активное развитие электронных форм периодических и продолжающихся изданий. Электронные журналы значительно расширяют поисковые возможности пользователей, имеют неограниченные возрастные границы современных пользователей, снабжены гиперссылками и архивами и это далеко неполный перечень всех преимуществ электронных изданий. Поэтому они становятся привычными в использовании не только у читателей специалистов, но и не специалистов тоже. Согласимся и с тем, что переход к информационному пространству развивается с геометрической прогрессией, тиражи печатных периодических изданий существенно снижаются, а и издание журналов перемещается в плоскость медиаресурсов и информационных технологий. Эта тенденция наблюдается и среди журналов литературно-художественных.

Еще в XIX веке Николай Рубакин отмечал, что формирование хорошего издания должно быть построено с учетом ряда простых принципов: у «качественного» литературного журнала должны быть три раздела, последовательно дополняющие друг друга: проза и поэзия, публицистика и, завершением должна стать, критика и библиография. Это формирует «хороший» вкус у читателя, вырабатывает стереотип «классического» подхода в процессе чтения.

Интернет предоставляет сегодня большие возможности для чтения толстых литературно-художественных журналов. Следует отметить, что возникает все большее разнообразие журналов, ориентированных на широкую читательскую аудиторию, с разными запросами и потребностями. По словам С. Костырко «в литературном Интернете появился и начал пробивать свое многоводное русло поток принципиально другой по установкам литературы – литературы, обслуживающей читателя. …Аудитория рассредоточилась по разным сайтам, исходя из собственных предпочтений»[1]. Для литературно-художественных журналов наличие электронной версии означает и расширение читательской аудитории. Сегодня это еще и средообразующий фактор, способный предоставить возможность читателям узнавать современную литературу. Кроме того, при средних тиражах литературно-художественных журналов в 5-7 тыс., это еще и дополнительная возможность редакций журналов выставлять свои ресурсы для потенциального пользователя.

Возможность обращения к электронным библиотекам напомнит нам эпоху 1980-х гг., когда этот период называли периодом «журнального бума», в то время тиражи журналов были огромны, особенно центральных[2]. Неоспорим и тот факт, что сегодня поменялся и портрет современного пользователя электронных библиотек. С одной стороны, это молодое поколение, которое необходимо учить использованию информационных ресурсов, а с другой стороны это еще и свобода выбора в потоке современных ресурсов подготовленного читателя. Еще в 2000 г. в результате анкетирования центральным журналом «Новый мир» в лице его редактора Андрея Василевского, были получены следующие выводы: читатели до 40 лет предпочитают читать и знакомиться с «новинками литературы» посредством электронных технологий, а после 40 – обращаться к бумажным аналогам журналов[3]. Это свидетельствовало о том, что еще 11  лет назад обращение к электронным журналам имело перспективный характер (например, уже в 2011 г. в среднем ежедневные посещения электронных библиотек виртуальными пользователями составляли в среднем 3,5 тысячи ). Ввиду перечисленных оснований, сайт «Журнальный зал» (ЖЗ)[4] способен выступить дополнительным «ориентиром» в современном литературном процессе посредством современных технологий. Федерация толстых журналов интернет-проекта «Журнальный зал», а именно его навигационные возможности позволяет ориентироваться в потоке литературно-художественных и филологических журналов, использовать их возможности в научной и учебной деятельностях. Тем более, сегодня, в условиях активизации Интернет и домашнего персонального компьютера такие проекты только расширяют возможности обращения к электронным библиотекам, популяризируют их библиографические разделы. ЖЗ представляет деятельность русских более 30 толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов. За 15 лет в процессе работы определилась концепция сайта – представление феномена русской толсто-журнальной литературы в сегодняшнем ее состоянии как явления, прежде всего, эстетического. К 2012 г. представлен обзор содержания новых номеров журналов, а также дайджесты или полные номера 38 журналов, из них 5 выходящих за рубежом (Америке, Германии, Бельгии, Израиле). Читателю доступно не только содержание журналов, полные тексты статей, архивы журналов с 1992 г., но и сведения о более 10 тыс. авторов. Это означает, что в условиях дефицита сведений о современных авторах библиотекам и читателям предоставляется дополнительный источник фактографического характера. Кроме кратких сведений об авторе, представлен портрет и библиографический список его работ (частично представленный полными текстами), а также работ о нем. Среди авторов присутствуют имена, как известных авторитетных авторов, так и достаточно молодых.

Таким образом, в заключении сделаем следующие выводы:

Во-первых: трансформация литературных журналов имеет положительную динамику в формировании подобных объединений, как «Журнальный зал».

Во-вторых, литературно-художественные журналы, существующие в среде Интернет в виде самостоятельных сайтов, Интернет-проектов, сетевых версий, способны представлять библиотекам разных типов и видов дополнительные возможности комплектования периодическими изданиями (социально-экономический аспект).

В-третьих, в условиях недостаточных тиражей бумажных аналогов (у региональных журналов например, средние тиражи до 1 тыс. экз) как известных авторитетных журналов, так и «молодых журналов» (весьма дорогостоящих), электронные журналы помогают расширить круг своих пользователей и восполнить нехватку печатных аналогов. Кроме того, доступ к электронным библиотекам чаще бесплатный.

В-четвертых, архивы журналов открыты с начала 1990-х гг. и представлены чаще полными текстами, чем дайджестами, а авторские персональные страницы, библиографическая информация на страницах журнала, разделы сайта дополняют современные фактографические ресурсы текущей информацией о процессах современного литературного процесса. Наряду с этим, электронные библиотеки открывают перед молодежью дополнительные возможности чтения и разбора текста.

Таким образом, концентрация прошлых достижений в форме особого вида «социальной памяти», овладение на этой теоретической базе законами развития библиографоведения и журналистики позволяют утверждать, что обращение к литературным журналам в электронной среде носит актуальный и перспективный характер, представляя интерес как для литературоведов, библиографов, библиотековедов, книговедов, журналистов, а также для широкого круга читателей.

 

 



[1] Костырко С. П. WWW-обозрение // Новый мир. 2005.№1.

[2] к примеру, тираж журнала «Новый мир» за всю историю существования журнала в 1990 г. составлял 2,7 млн. экземпляров.

[3] Анкета журнала «Новый мир» на сайте Журнального зала в «Русском журнале» [Электронный ресурс]. URL:http://www.magazines.ru (дата обращения: 02.02.2012).

 

[4] "Журнальный зал" является некоммерческим литературным интернет-проектом, представляющим деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом.