Философия/2. Социальная философия

К. филос. н. Хубулава Г.Г.

Санкт-Петербургский  государственный университет, Россия

Понятие «Прав и свобод человека» в философско-антропологическом аспекте

 

1.     Понятие «Прав и свобод человека» существует в двух основных тесно связанных между собой  аспектах: социально-правовом и философско-антропологическом.

2.     При этом не стоит забывать и о том, что как общий термин, права – это осуществленная свобода. А мера и регулятор ее осуществления – осознанная в праве необходимость самоограничения во взаимодействии с другими. У нас  всегда есть возможность посмотреть на вопрос прав и свобод как бы «сверху», из другого измерения. В какой-то мере ее реализует поэт.  (Пушкин: «Не дорого ценю я  громкие права»).

3.     В социально-правовом аспекте основные права и свободы человека, такие как право на жизнь, труд, независимый суд, неприкосновенность жилища, свобода совести, слова, передвижения, печати, собраний впервые возникли (в теории) в «Декларации прав человека и гражданина» времен французской революции, и были развиты в одноименной декларации времен основания США. Впоследствии подкрепленные Женевской конвенцией и хельсинским соглашением, права и свободы человека по сей день являются основой правовой базы (Конституций) большинства стран мира.

4.     Исторически представления об основных правах и свободах человека оправдали свою правоту, как главная опора гражданского общества. Общества, построенного на диалоге и взаимодействии легитимной власти с гражданами знающими, имеющими возможность и умеющими защищать свои права.

5.     Однако на вопрос о правах и свободах до сих пор даются разные ответы: представление о правах и свободах как всеобщих необходимых и неотчуждаемых отстаивает в частности Ф. Фукуяма  («Конец истории и последний человек»). Но поборники «левых» идеалов по-прежнему полагают, что права и свободы отчуждаемы в интересах «класса» и социальной справедливости, а этатисты выше прав и свобод ставят государственные интересы.

6.     Одной из особенностей развития многих современных обществ является отсутствие у представителей этих обществ «гражданского сознания» - естественного стремления использовать, защищать и отстаивать права и свободы.  Отсутствие гражданского сознания может быть объяснено не только невежеством и нищетой, но и напротив, подчеркнутой «элитарной» асоциальностью многих слоев населения, возникающей в условиях пресыщенности общества массового потребления. Но нельзя не принимать в расчет и манипуляционный аспект идеологий. (Министерство правды  Оруэлла).

7.     В философско-антропологическом аспекте понятие прав и свобод человека представляет собой ещё более универсальные категории. Большинство западных культур, в силу своей изначальной ориентированности на христианские ценности, представляют человека наделенным свободой воли.

8.     Свободная воля человека,  подобна сотворенному Богом камню, который Тот не в силах поднять. Эта онтологическая свобода, как прообраз его гражданских и социальных прав и свобод, ограничена только Любовью человека к Богу и ближнему.

9.     Являясь мощнейшим социально-религиозным институтом, церковь монополизирует право истолкования большинства богословских понятий, в том числе касающихся прав и свобод. Авторитет Римского Папы, как и его мнение относительно всех сторон жизни паствы  является непогрешимым в глазах католика. При этом правовое сознание уже давно затмевает религиозный авторитет, так что приходится констатировать факт: Европа и США живут в мире постхристианских ценностей. Отсюда спор о хиджабах и строительстве мечетей в Бельгии и Германии, как и извинения папы Римского за то, что к Рождеству выпускаются открытки, (а вдруг это оскорбит представителей других конфессий?)

10. По иной схеме развивались представления о правах и свободах подданных в обществах Востока. Права и свободы человека, целиком находящиеся в ведении очередного «сына солнца»,  компенсировались в этих обществах либо идеалом покорности человека Воле Всевышнего (Ислам) либо отрешенностью человека от жизни внешней и его сосредоточенностью на идее созерцания (Буддизм, Даосизм).

11.  Мыслители эпохи просвещения, а вслед за ними и Маркс практически единодушно признают человека «социальным животным», права и свободы которого должны быть реализованы или отчуждены от него либо «в пользу всеобщего блага, как блага большинства» (Руссо), либо «во имя интересов господствующего класса» (Маркс). Значительное влияние на такое восприятие идеи прав и свобод, безусловно, оказали естественнонаучные теории Ламарка и Дарвина. 

12.  Ницше, провозгласивший «Царствие земное» как альтернативу христианского царствия небесного, понимает божественные Образ и Подобие человека, как его право и свободу реализовать свою Волю, наравне с Божественной. А также мужество человека нести ответственность за право реализовать свою Волю.

13.  Наконец, философско-антропологический аспект понятий права и свободы представлен в экзистенциализме: свобода личности ограничена в нем знанием человека конечности своего бытия, обусловленного терминами здесь-бытия (Dasein) и экзистенциального страха (Angst). Право же реализуется как необходимость совершения человеком поступка (поступать, чтобы быть и стать) с неизбежно преследующей человека ответственностью за последствия совершенного им поступка.

14.  Несмотря на то, что  в  социально-правовом аспекте понятие прав и свобод человека носит всеобщий и неотчуждаемый характер, а в аспекте философско-антропологическом оно находится в зависимости от конкретной смысловой парадигмы, невозможно отрицать влияние определенных философских воззрений на формирование представлений о правах и свободах человека в современном обществе.