Османкина Г.Ю.

 кандидат культурологии

доцент кафедры ДТМ ОмГТУ

(г. Омск, Россия)

 

Первобытное искусство как отражение духовного сознания

 

Духовное самовыражение человека началось еще на заре человечества в эпоху первобытного строя. Глубинное познание природы было и есть познание себя в окружающем мире. Природа учила, природа обогащала, природа кормила людей. Она была всем для них, поэтому развитие первобытного общества неразделимо связано с той средой, в которой находились люди.  Природа не только давала средства к существованию, но и источала импульсы для духовного и, как следствие, культурного преобразования.

В духовной культуре первобытного мира большую роль играло искусство. Оно стало универсальным воплощением духовных и душевных самовыражений человека, играя такую же роль в мироощущении, как орудия труда в бытовой деятельности.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Человек через изображение пытался выразить свои эмоции, мысли, применяя в первую очередь линию, а позднее и цвет. Чувствуя потребность отобразить природу и быт, окружающие первобытного человека, он рождает искусство, передающее красоту мира. Устанавливая синтетический и многомерный подход к этому искусству, необходимо учитывать не только богатство и новизну рационального, в какой-то мере, содержания художественного воспроизведения быта, но и эмоциональную мощь художника, погруженного в те переживания, которые он пытался отобразить в своих рисунках.  Его язык изображения скуп, но в тоже время очень выразителен. Так, в резном наскальном изображении фигуры фантастического животного XII-X тыс. до н.э. (Китай, гора Хелань) контур линии очень выразительный и живой. Это не сухая, графичная линия, а, действительно, живая, подвижная линия, передающая как бы движение и эмоционально-визуальное впечатление от происходящего и увиденного. Тройная линия животного создает впечатление объема.

 На другом рисунке, уже из пещеры Фон-де-Гом, изображена голова оленя. Плавность и текучесть линии этого изображения, завораживает, когда смотришь на этот великолепный рисунок оленя на скале. (Пещера Фон-де-Гом, Франция. Палеолит. Эпоха Ориньяк-Солютре). Точность образа поражает. Используя разную толщину и прерывистость линии, первобытный художник дает потрясающий, по своей стилизации объект изображения. Характер оленя передан скупыми средствами, но от этого его визуальный образ не потерял своего своеобразия и реалистической  правдивости. Человек изображал то, что его волновало, при этом, проявляя себя в творчестве,  он одновременно проявлял себя как первооткрыватель душевных переживаний человечества. Осваивая и преобразуя внешний мир, человек осваивал и преобразовывал свой внутренний мир. Для него не существовало принципиальной разницы между своими представлениями, мыслями и объективными явлениями природы. Ему казалось, «что власть, которую он имеет над своими мыслями, распространяется и на вещи»,[1] – утверждали в статье «Психоанализ искусства» Р. Ф. Додельцев и К.М.  Долгов.

Грациозность линии первобытного художника отображала и являлась ментальной формой сокровенного искусства первобытного мира. Эта форма выступала носителем присущего ей качества бытия. Живая линия отражала характер и уклад мироощущения, дух самого существования на земле человека. Его чувства, мысли были направлены на красоту и желание жить «на полную катушку». Как сказал известный английский исследователь истории и философии культуры Буркхардт Титус: «Согласно духовному взгляду на мир, красота предмета – это не что иное, как прозрачность его экзистенциальных оболочек»[2].

Искусство, которое имеет столь живую сущность, не могло не руководствоваться духовным сознанием. Внутреннее видение, ориентированное на неуловимые флюиды радости жизни всегда несет в себе мощную энергетику красоты. То бессознательное, которое проявлялось в рисунках первобытного человека, зачаровывает. Оно, вместе с тем, соответствует, вполне, художественному восприятию мира человеком того периода. Это искусство послужило фундаментом, основой будущих знаний и мировоззрения всего человечества. Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек все же пытался найти путь и способ для выражения своего внутреннего  состояния и ощущения от окружающего мира.

Рисунки в пещерах первобытный человек мог рисовать, как утверждают ученые, по двум причинам: первая – это потребность в красоте; вторая – верования, магия, ритуал.

Действительно, возможно, что потребность человека к красоте является одной из причин возникновения искусства. Ведь первобытный человек – это человек природы. Он был слит с ней. Он растворялся в окружающей среде. Он жил с ней и в ней. Как утверждает  Е. Орлова в свой статье «Искусство первобытного человека»: «В поисках лучшей жизни человечество не раз вспомнит о свободном человеке древности: он был близок природе, жил с ней душа в душу, знал красоты ее. Он знал то, чего мы не ведаем уже давно».[3]

Естественно, что красота дикой природы не могла не волновать сознание и душу человека, как написал в своем труде «История искусства всех времен и народов» Карл Вёрман, современный немецкий ученый: «Не будем отрицать, что природа – величайший художник».[4] Человек хотел видеть эту красоту везде, в частности, и там где он жил. Украшая стены, утварь человек сохранял образ прекрасной природы, животного мира. Многочисленные рисунки внутри пещер с изображением быков, лошадей, антилоп и т.п. поражает точностью образов. Например, рисунок лошадей из пещеры Шове (Франция) (ил. 3). С какой любовью первобытный художник изображает бегущее стадо животных. С точностью подметив, даже движение голов при беге и развивающееся гривы.

Изобразительная линия, с помощью которой передаются образы, имеет «раскрепощенный», свободный характер. Смелые, уверенные линии контура иногда растворяется в тонировке, иногда четко обозначает контур животного, кое-где прерываясь, но так, что мысленно можно «дорисовать» образ.  Свободное владение рисунком удивляет. Ведь первобытный художник не проходил никакого обучения, не учился рисовать специально. Значит, это умение шло из нутра, из души человека. Значит, была потребность выразить свои эмоции, наблюдения как-то и через что-то. Для воссоздания образов первобытный художник стал использовать  плоскость стен в своих жилищах, чтобы запечатлеть запавшие в душу моменты из самого мироздания природы.

Возьмем еще один рисунок с той же пещеры изображающего бизона (ил. 4). Он нарисован смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Удивительно монолитная, мощная фигура зверя с точным изображением его анатомии и пропорций «красуется» на стене пещеры. Рисунок не только имеет контурное очертание, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников. Животное нарисовано очень правдоподобно, словно его изображал современный художник, прошедший «штудию».

Потребность в изображении именно животных вероятнее всего была связана с мировосприятием макрокосмоса, в котором находился человек. Эта была не самостоятельная деятельность, а одно из составляющих  в образе жизни.

Обращение первобытных людей к искусству одно из величайших событий в истории человечества. Можно сказать однозначно, что первобытное искусство, зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество.

Литература:

1.     Додельцев Р. Ф., Долгов К. М.  Психоанализ искусства. / Вступительная статья к книге З. Фрейда Художник и фантазирование. – М.: Республика, 1995. – 400 с.

2.     Буркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и запада. Принципы и методы. – М.: Алетейа, 1999. – 216 с.

3.     Орлова Е. Искусство первобытного человека. http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses605461.html 

4.     Вёрман К. История искусства всех времен и народов. В 3-х т., Т.1  – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000; – 944 с.

 

 

Османкина Галина Юрьевна, кандидат культурологи, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.

Дом. адрес: 626450, г. Омск-50, ул. Химиков, д.6, кор. 3, кв. 144

 

Элект. адрес: Galaomsk2004@mail.ru



[1] Додельцев Р. Ф., Долгов К. М.  Психоанализ искусства. /Вступительная статья к книге З. Фрейда Художник и фантазирование. – М.: Республика, 1995. – С. 14.

[2] Буркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и запада. Принципы и методы. – М.: Алетейа, 1999. – С. 7.

[3] Орлова Е. Искусство первобытного человека. http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses605461.html 

[4] Карл Верман. Истории искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2000; Т.1. – С. 17.