СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Есенбаева Б.А.

КазНПУ имени Абая

 

Во всем мире судьба любого человека напрямую зависит от его семьи. Это удивительное явление, присущее всему человечеству. Роль семьи в обществе невозможно сравнивать с другими социальными институтами. Потому как в семье человек развивается, осваивает социальные роли, формируется как личность. Семья – это самый первый институт воспитания, который всю жизнь питает человека. Казахский народ всегда высоко ценил роль семьи в воспитании детей, что подтверждают следующие пословицы: «Родина начинается с семьи», «Сына воспитывает отец, дочку воспитывает мать» и т.д. А великий педагог А.С.Макаренко, отмечая значимость воспитания детей в семье, говорил: «Вы рождаете и воспитываете своих сыновей или дочерей не только для своего родительского счастья. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец»  [1, 85с.]. Мы полностью поддерживаем это мнение. Потому что именно в семье формируются человеческие качества, характер людей, раскрывается их внутренний мир, развиваются  личностные качества. Семья является не только виновником формирования человека как личности, но и оказывает влияние на его самосовершенствование, вдохновляет его на социальную творческую активность, способствует раскрытию его личных качеств. В таком случае, что же такое семья? Для того, чтобы найти верное решение данному вопросу, мы считаем необходимым остановиться поподробнее на его определениях.

На сегодняшний день понятие «семья» имеет несколько определений. Во-первых, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны узами брака, родством, бытовыми условиями, моральной либо материальной ответственностью [2, 240с.]. Во-вторых, семья – это социальный институт, в котором рождается человек, удовлетворяются его нужды, в семье человек разносторонне развивается, то есть социализируется, а также семья дает направление по всем видам воспитания [3, 5с.].

О психологических особенностях семейного воспитания казахского народа говорится в трудах таких этнопсихологов, как К.Жарыкбаев, А.Табылдиев, К.Оразбекова, Н.Еликбаев, К.Жукеш и т.д. К.Оразбекова в своем учебном пособии «Убеждения и честь» раскрывает психологию воспитания и бытовых обрядов казахского народа. В данной работе большое внимание уделяется семье, являющейся гнездом развития подрастающего поколения, а также рассматриваются принципы воспитания детей на основе уважения и почета к старшим, благовоспитанности. Вместе с тем автор подчеркивает, что основной целью данной работы является воспитание молодого поколения на основе веры и совести.

Современная семья значительно отличается от семей прошлого времени. И отличие это заключается не только в экономическом плане, но также значительными изменениями в эмоционально-психологической деятельности в семье. За последние десять лет значительно изменились взаимоотношения и взгляды родителей и детей. Эти изменения определяются глубиной чувств друг к другу, усилилось эмоционально-психологическое состояние, то есть дети стали главной ценностью в жизни родителей. Однако не смотря на то, что данное мнение весьма неожиданно, оно никоим образом не улучшает семейную жизнь, а только осложняет ее. На то имееются свои причины. Мы можем перечислить некоторые из них:

Во-первых, многие семьи имеют по одному ребенку (особенно городские жители) и состоят из двух составных частей: родители и дети; бабушки-дедушки и др. родственники. Конечно, все они живут отдельно друг от друга. Поэтому родители не могут донести до молодого поколения и применять в повседневной жизни то воспитание, которое им дало их старшее поколение. Даже если им удастся дать детям это воспитание, то привить его будет намного сложнее, чем кажется. Таким образом, все больше уменьшается эффективность воспитательского влияния  старших на младщих (братьев и сестер).

Во-вторых, подразделявшиеся ранее на «мужские» и «женские» виды работ, на сегодняшний день видоизменились. К примеру, роль женщины в семье как хозяйки дома возросла до служащего общества.

В третьих, чем выше любовь и доверие к своей половинке у современных супругов, тем больше они возлагают на них надежд. А в силу своих личных качеств и особенностей или в соответствии с традиционной культурой многие молодые люди не в состоянии воплотить все мечты.

В четвертых, взаимоотношения родителей и детей день ото дня становятся одной из сложнейших и актуальных проблем. Дети в семье занимают самое высокое положение. Вместе с тем повысился и уровень их образования. Потому что нынешняя молодежь хорошо владеет современными информационными технологиями. И поэтому они могут большую часть свободного времени проводить отдельно от семьи. Это время они проводят со своими сверстниками, а спросили ли они мнение своих родителей по этому поводу - остается вопросом. В настоящее время дети не должны быть под властью «родителей», а наоборот авторитет личности родителей должен быть примером для них.

В пятых, семья формирует у человека стиль жизни, жизненные стремления, планы, ценности, определяющие их качества и достижения, которые проявляются в социальных и международных взаимоотношениях.

В шестых, семья играет огромную роль и в процессе социального развития человека. Потому что семья всегда поддержит в трудностях, в бедах, в различных кризисных ситуациях различных периодов молодости. Вместе с тем атмосфера и ценности семьи дают толчок к самооткровению членов семьи. 

В основе семейного воспитания лежит любовь к детям. Любовь родителей к детям, направленная на педагогические цели, это не удовлетворение случайно возникших родительских чувств по отношению к детям, а ежедневная суета родителей за будущее детей, их внимание к жизни и воспитанию детей.

Опыт ребенка, накопленный в семье, является одной только частицей взаимоотношения к окружающей его обязательной среде, людям.

 

Список использованной литературы:

1. Конырбаева С. Семья: ребенок и родители А., 2006.

2. Педагогика и психология Словарь. А., 2007

3. Образование и наука. Энциклопедический словарь. Астана 2009

4. Социальная педагогика: курс лекций - М., 2001.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика – М., 1989.