РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ  В КАЗАХСКОЙ СЕМЬЕ

Б.С.Сайдахметов

КазНПУ имени Абая
к.п.н., старший преподаватель

кафедры «Национального воспитания»

 

       Достижение желаемых целей – высота национального образа, процветание народа.

        Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее гнетом.  Современные родители воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания. Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия, традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.   

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи, наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

         У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а несмышленный джигит словно скотина» также связана с понятием национального воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям.  Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

         Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди, которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи.  Как говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день», как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет. На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких, пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его дейсвтия раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью нашей нации.  

Список использованной литературы:

 

1.     Жарыкбаев Қ. Этнопсихология – ядро национального воспитания. А, Знание, 2005

2.     Кенжеахметулы С. Обычаи и традиции казахского народа. А, Ана тілі 1994.

3.      С.Калиев, Ж.Молдабеков, Б.Иманбекова. Этнопедагогика Астана 2010.

4.     Кенжеахметулы С. Значение родственных наименований. А., Ана тілі, 2003.