Психология

 

Усенова С.М., Нысаналиева А.Б.

Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати, Казахстан

Феноменология и особенности проявления этнических предубеждений

 

Актуальные для нашей страны проблемы межгруппового взаимодействия, межэтнических отношений, терроризма показывают, что проблема этнического предубеждения заслуживает большего внимания отечественных психологов. Несмотря на то, что публикации на эту тему появились у нас в 60-е годы прошлого века, серьезных исследований в данной области сегодня явно недостаточно.

Этнические предубеждения как особые психологические феномены формировались и развивались, по всей видимости, одновременно  с выделением этносов в самостоятельную социальную группу людей, имеющих общие биолого-географические и историко-культурные корни. западной социальной психологии существует различное понимание самого термина «предубеждение».

В российской этнопсихологии этническое предубеждение и предрассудок понимаются как межэтнические установки, но не являются тождественными понятиями. Г.У.Солдатова  рассматривает предубеждение как социально-перцептивный индикатор начальных форм межэтнической антипатии, в основе которого находится неприязнь и предпочтение своей группы чужим. Предубеждение, преломляясь через призму этноцентризма, превращается в предрассудок. Национальное превосходство переходит "в неприятие, презрение, нетерпимость к инонациональному". Таким образом, автор разводит понятия "предубеждение" и "предрассудок".

В настоящее время в западной социальной психологии существует большое количество исследований, посвященных предубеждению. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и базируются на различных теоретических подходах.

Исторически сложилось так, что  предубеждение как психологическая проблема возникла как особое направление и наиболее активно развивалась в американской научной психологии. Duckitt выделяет несколько периодов, для которых характерны различные акценты в изучении предубеждения.

Таким образом, психологи выбирали темы для исследования, актуальные в данный исторический период и имеющие локальное или национальное значение. Существующие в настоящее время теории дают представление о различных психологических характеристиках предубеждения, но при этом ни одна из них не является полной в объяснении причин этого феномена [1].

В то же время связь предубеждения и дискриминации не всегда подтверждается эмпирическими исследованиями. Сходную идею высказывает и Г.У. Солдатова (2001), полагающая, что не всегда существует прямая линейная зависимость между межэтническими установочными образованиями и поступками в отношении членов других этнических групп. В своей работе "Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности" она выделяет влияющие на эту зависимость факторы трех уровней: общество, группа и личность. Согласно Г.У. Солдатовой, предрассудок является реальной движущей силой межэтнических отношений, проявляющейся в дискриминации как на бытовом, так и на официальном уровне. В этом случае форма поведения — физическое воздействие и насилие. Внешними поводами для такой связи является экономическая, социальная и политическая ситуация. В то же время личностные факторы как детерминанты связи предубеждения и поведения остаются, по нашему мнению, наименее изученными, что требует интенсификации исследований в этом направлении.

"Предубежденность - это априорное суждение, то есть чувство или реакция на людей или вещи, предшествующее всякому реальному опыту и, таким образом, не опирающееся на него"- определил известный ученый Отто Клайнберг [2, с.139].

Как положительные предубеждения, так и отрицательные, благоприятные или неблагоприятные, представляют собой суждения, вынесенные а priori.  Допустим, какой-то еврей выехал из своего квартала и поселился в пригороде -  вот доказательство того, что "эти люди везде пролезут". Еврей остался в своем квартале (еврейские кварталы существуют в некоторых городах, например в Антверпене) - вот еще одно доказательство того, что  "они всегда держатся вместе, чтобы пакостить другим"[3].

Предубеждение  - это вынесение суждения до всякого выяснения.   Предубеждения неизбежны: ни один из нас не является беспристрастным наблюдателем социальных событий, ведущим счет за и против наших пристрастий.  Когда член  определенной этнической группы ведет себя соответственно нашим ожиданиям, мы должным образом оцениваем  этот факт; тем самым подтверждается имевшееся у нас ранее мнение. Когда поведение члена данной группы не согласуется с нашими  ожиданиями,  мы можем  привести в оправдание особые обстоятельства.  Неравный статус создает почву для этнических предубеждений.

Итак,  во-первых,  разделение  людей  на  категории  увеличивает единообразие  внутри  этнической  группы  и  различия  между  группами.

Во-вторых, непохожий на других, как представитель этнической группы обладает неотразимым качеством. Этот человек заставляет увидеть такие различия, которые в других случаях остались бы незамеченными.

В-третьих, объяснение поведения других людей  их диспозициями может вести к предубеждению в пользу этнической группы (например, объяснению негативного поведения членов  общности их природным характером) и в то же время к восприятию их позитивного поведения с известными обоснованиями.

Стереотипы и предубеждения имеют когнитивные последствия и когнитивные источники. Придавая определенное направление интерпретациям, "они" заставляют нас "обнаруживать" доказательства в их поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому стереотипы и предубеждения устойчивы к изменениям.

Многие ученые, работающие в русле когнитивного подхода, в своих исследованиях подтвердили мысль о том, что подростки разных этнических групп, игравшие и учившиеся вместе, выражали более позитивную этническую установку и снижение предубежденности по отношению друг другу.

В исследовании Р.Т. Алимбаевой была прослежена динамика изменений этнических предубеждений у детей младшего школьного возраста в условиях межэтнического взаимодействия. Оказалось, что осознание детьми этнической самоидентификации происходит уже в младшем школьном возрасте. Было выявлено влияние степени осведомленности о культуре и образе жизни различных этносов на процесс формирования этнических предубеждений. Экспериментально-эмпирическим  путем установлено, что устойчивая эмоциональная  тенденция этнических предубеждений по отношению к этносу вообще влияет на положительное или отрицательное принятие представителей той или иной этнической группы. Показано детерминирующее влияние процесса организации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на изменение их этнических предубеждений в ходе обучения. В младшем школьном возрасте происходит активное формирование этнического самосознания, и дети на неосознаваемом уровне усваивают установки, проецируемые на них значимыми взрослыми, которыми являются учителя начальных классов и родители.

Общий итог этих исследований позволяет прийти к выводу о том, что эффективность совместной деятельности людей, детерминированной этническими предубеждениями,  в полиэтнических группах значительно выше, чем в моноэтнических группах. При этом коэффициент сплоченности в этих группах, измеренный стандартными методиками, оказывался приблизительно одинаков.   В то же время результаты исследований свидетельствуют о том, что эффективность индивидуальной деятельности человека в большей мере определяется степенью сплоченности группы,  чем ее этническими особенностями. Это указывает на меньшую степень детерминированности индивидуальной деятельности этническими предубеждениями в сравнении с совместной деятельностью.

Таким образом, этнические предубеждения – это особый психологический феномен, оказывающий существенное влияние на деятельность людей в различных условиях межэтнического взаимодействия и общения. С содержательной стороны понятия этнического предубеждения были охарактеризованы как негативные, так и как позитивные явления.

 

Литература

1.      Clark R., Anderson N.B., Clark V.R., Williams D.R. Racism as a stressor for African Americans: A biopsychosocial model. American psychologist. 1999. 54. 805—816.

2. Klineberg O., Zavalloni M. Nationalism and Tribalism among African students. P., 1969.

3. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр.-М.: Изд-во Прогресс, 1988. - 256 с.