Строительство и архитектура / 1. Архитектурные решения объектов

строительства и реконструкции.

Варзиев1 С.Х., Чеджемова2 З.М.

1АНО ФОЦ «СВКласс», г. Москва;

2Южный Федеральный университет, Россия

Проект «Дворец-студия Хореографии»

 

Хореографическое искусство – одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств.  Основой хореографической деятельности является танец, специальную особенность которого составляют два компонента: духовно-культурный (эстетический) и телесный (психофизический).  Танцевальное искусство связано со всеми событиями практической и духовной жизни общества, охватывает все стороны его существования и, как всякое искусство, служит способом отражения повседневной жизни человека, обусловливает его отношение к окружающей действительности. Многофункциональные возможности танца позволяют приобщать к хореографической деятельности всех независимо от возрастной, социальной и гендерной принадлежности с целью их всестороннего и гармоничного развития. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию навыков исполнения как отдельных танцевальных движений и элементов, так и композиций различной направленности с учетом вида (детские, народные, бальные, историко-бытовые, современные), жанра (бытовые, сказочные, комедийные, фантастические, лирические), формы (массовые, групповые, парные, индивидуальные) и содержания. Однако в современной системе организации культуры досуга значение хореографии недооценивается. Отсутствует как комплексная технология массового приобщения населения  к танцевальной культуре, так и необходимые материально-технические условия.

Необходимость создания новых условий для развития хореографической культуры продиктована стремлением представителей российского культурного общества иметь качественные широкомасштабные культурно-художественные условия, в которых специалисты хореографического искусства и культуры  смогут полноценно реализовывать свое творчество. Действующая в настоящее время система культурно-досуговых учреждений, организаций, клубов и центров на большей территории нашей страны не может в достаточной степени удовлетворить потребности быстро растущего числа профессиональных и любительских хореографических коллективов и студий. На большей территории России существующие объекты (помещения) не обладают должной технической оснащенностью, концептуальной направленностью, условиями, чтобы удовлетворить современные требования художественно-репетиционной базы широких слоев разножанровых хореографических коллективов.

На основании вышеуказанных обстоятельств компания «СВ-Класс» считает необходимым реализовать в каждом развитом в культурном отношении регионе  проект, предоставляющий «обществу досуга» весомые социально-культурные условия, в значительной мере содействующие массовому духовно-нравственному и физическому развитию.  

Цель проекта под названием «Дворец-студия Хореографии», автором идеи которого является заслуженный деятель искусств Российской Федерации Х.П. Варзиев (1938-2011) [1, 2], заключается в развитии, совершенствовании и популяризации хореографического искусства и танцевальной  культуры, как важной составляющей духовного развития человека. «Дворец-студия Хореографии» – масштабный объект/система  нового типа,  специализированный на комплексной организации репетиционно-постановочного процесса с профильной хореографической деятельностью, с расширенным спектром  сопутствующих услуг, в состав которых войдут интеллектуально-тематические (балетмейстерская мастерская, музей хореографического искусства, тематическая библиотека с читальным залом и мини-лекторской аудиторией, фото-видео студия), материально-технические (мастерские по ремонту и пошиву сценического костюма, услуги химчистки-прачечной и гримерной) и функциональные категории услуг. 

Мы вводим новый термин «Дворец-студия хореографии», чтобы подчеркнуть уникальный характер предлагаемого масштабного специализированного комплексного объекта нового типа с оригинальными, рационально-обустроенными и специально оснащенными помещениями: репетиционными классами и залами, комфортабельными раздевалками с душевыми, гримерными и т.д. Важным моментом в реализации проекта является системный подход к организации деятельности,  в полноценном и гармоничном функционировании основного  художественно-репетиционного процесса и широкого спектра сопутствующих услуг.

Так как основным функциональным назначением  «Дворца-студии Хореографии» является  репетиционно-постановочный процесс, каждый участок,  все зоны и помещения будут обустроены технически  в соответствии с назначением   и  учетом особенностей функционального процесса, включая мощность теплотехнической и вентиляционной  системы, мощности  электричества, водостока и водоснабжения, а также другого важного технического сопровождения. Все репетиционные  помещения будут иметь стационарное видеозаписывающее оборудование, при котором любой постановщик при желании может получать запись   репетиции с нескольких операторских точек. Такого рода условия будут интересны и театральным кружкам и труппам.

В залах «Дворца-студии хореографии» будет фрагмент зрительской зоны, то есть зона для присутствующих и наблюдающих за репетиционно-постановочным процессом режиссеров, балетмейстеров, постановщиков, репетиторов и др. Эта зона будет расположена от воображаемой передней части авансцены или портала псевдосцены на определенном обоснованном расстоянии. Категории залов «E», «D», «C», «B» и «А» будут отличаться по габаритам, а некоторые залы будут иметь псевдосцены (то есть, зону непосредственного действа, приподнятую над уровнем пола) и фальшь-кулисы.

Предполагаемый вид «Дворца-студии Хореографии» изображен на рисунке (архитектор Г.А. Якимович).

 

 

Ядром объекта будет являться территория концертного зала.  Сцена будет иметь  масштабы, приближенные к сцене зала им. П.И.Чайковского.  Зрительные  места будут оригинально решены в основном за счет уменьшенной партерной зоны и увеличенной многоярусной балконной зоны, размещенной на боковых стенах и задней стене зрительного зала. Блок «Концертный зал» состоит из артистической зоны с гримерными, раздевалками, душевыми, адекватно вентилируемыми, костюмерными и т.д., и  зрительской зоны с гардеробными, туалетами, буфетами и др.

Мы считаем, что обязательной и важнейшей составной частью научно-методического обеспечения деятельности такого современного центра культурной жизни, как «Дворец-студия хореографии», должна являться «Балетмейстерская мастерская», автором идеи и концептуально-теоретической разработки которой является заслуженный деятель искусств Российской Федерации Х.П. Варзиев (1938-2011). По замыслу Х.П. Варзиева, «Балетмейстерская мастерская» должна стать местом, где будут творить высококлассные специалисты, представляющие все отрасли, в той или иной степени связанные с  хореографией. В задачи «Балетмейстерской мастерской» предполагается включить: координацию работы сценографов, отдельных исполнителей музыкальных произведений и специально создаваемых  оркестров, художников и конструкторов сценического костюма, реквизита и других специалистов, чей совокупный продукт  обязан одновременно отразить социальный статус персонажей и их возраст, время года и место действия,  эпоху и т.д. Очень важным направлением деятельности «Балетмейстерской мастерской» должна стать консолидация специалистов и непосредственная подготовка кадров (в том числе и путем организации той или иной формы повышения квалификации). Здесь – свои подразделения: подготовка балетмейстеров или хореографов-постановщиков; подготовка педагогов-репетиторов, причем для разных половозрастных групп, а также для профессиональной, самодеятельной и образовательной сфер; подготовка мастеров-технологов, художников и конструкторов национального  костюма. Для повышения квалификации необходимо предусмотреть издание литературы, лекций, пособий и других  специализированных материалов, освещающих такие редкие разделы, как, например «послерепетиционное восстановление» или «использование видов разминочно-силовой нагрузки», которые помогут любому балетмейстеру рассчитывать и планировать программу   репетиционных занятий, учитывая вопросы утомления и переутомления танцовщиков. По существу, лекции и выпускаемые профессиональные специализированные материалы будут представлять собой отдельные пособия, по-новому раскрывающие и дополняющие навыки современных балетмейстеров с детализацией и дополнением   общепринятого  понимания репетиционно-постановочного процесса. 

В состав творческого коллектива «Балетмейстерской мастерской» должны входить специалисты по истории национального костюма; истории национальной архитектуры; старинным музыкальным инструментам; истории национального изобразительного искусства, по старинным и современным орнаментам и т.д. По всем этим направлениям в мастерской должна быть литература и мини-музеи с образцами, например, старинных (с описанием технологии изготовления и механических свойств) и современных тканей; с описанием старинных инструментов и чертежами для обеспечения возможности их восстановления и нового изготовления, а также и другие иллюстративные материалы и технологические карты по всем аспектам, связанным с реконструкцией и постановкой национальных народных танцев. Следует отметить, что в настоящее время основными задачами специалистов, занимающихся народной хореографией, является не только ее популяризация, но и наиболее полная и тщательная фиксация оригиналов, реконструкция утраченных образцов, разработка и усовершенствование методик преподавания, глубинное философское осмысление роли и сути народного танца как важной неотъемлемой части традиционной культуры. Успешное решение этих задач возможно при условии объединения и консолидации всех заинтересованных специалистов в данной области.

Важнейшей задачей  творческой группы «Балетмейстерской мастерской» будет являться организация сбора, систематизации и структурирования как имеющегося в наличии, но разбросанного по различным местам материала по народному танцевальному искусству, так и еще не нашедшего отражения в материальных носителях (письменных источниках, музыкальных записях и т.д.). Кроме того, мы считаем целесообразным предусмотреть и группу, которая будет заниматься сбором, анализом и систематизацией современного фольклора, тех изменений, которые вносит время в исполнение народных танцев в общественной среде.

Рассмотренные направления деятельности «Балетмейстерской мастерской» должны сопровождаться созданием централизованной фундаментальной библиотеки, вмещающей богатейший материал по танцевальной культуре и искусству. Предусматривается обязательное наличие  подробных терминологических справочников по различным направлениям танцевальной культуры. Причем организация работы библиотеки с учетом последних достижений науки и техники (электронные носители, поисковая система и т.д.) требует наличия в составе «Балетмейстерской мастерской» отдела информационных технологий.

Предлагаемый проект «Дворец-студия хореографии» имеет культурологическую, социальную, оздоровительную значимость и является национальной значимой с  точки зрения культурологи акцией, поднимающей статус национальной культуры и искусства России  в глазах мировой общественности, стимулируя интерес и стремление граждан различных государств и национальностей развивать личность не только через сферы экономической деятельности, но и через творческое самовыражение.

 

Литература

1.     Варзиев Хаджисмел. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/832979 (дата обращения: 27.01.2012).

2.     Осетины - Варзиев Хаджисмел. [Электронный ресурс]. URL:  http://ossetians.com/rus/news. php?newsid=695/ (дата обращения: 27.01.2012).