Психология и социология/5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях.

 

Сараева Т.П.

 

аспирант ЕГУ им. И.А. Бунина, Россия, учитель начальных классов МБОУ лицей с. Долгоруково, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года - 2005»

 

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

 

  В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, способного творчески подходить к любым изменениям, эффективно и нестандартно мыслить,  нетрадиционно и качественно решать поставленные задачи, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для человека изменения четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [11, с.3]. Между тем исследования в области педагогики и психологии убеждают нас, что развитие личности  невозможно без глубокого поворота к раскрытию её способностей, таланта и творческого потенциала.  Проявление творчества  является важнейшей  составляющей  характеристики  личности (Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г., Н.А. Бердяев, В.А. Сластенин, В.Ф. Кривошеев, С.А. Смирнов, И.Б. Котова и др.).  

   Несомненно, что совершенствоваться, развивать творческие способности в творческой деятельности возможно, когда владеешь основными умениями и  навыками культуры умственного труда: информационными - умение искать, анализировать и преобразовывать информацию из различных источников: книг, устного слова, наблюдения и Интернет; познавательными - умение фиксировать главное, оформлять план, интерпретировать знания, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативными - умение

эффективно сотрудничать, слушать и слышать собеседника;

организационными - умение ставить цель, планировать, контролировать  и оценивать свою работу. Данные компетентности можно продолжать, но ясно, что все они связаны с самоактуализацией личности, которая невозможна без учета интересов, склонностей и развития  способностей каждого ребенка.

   Таким образом,  проблема развития творческих способностей  детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в связи с введением ФГОС второго поколения. 

   Актуальность темы подтверждается и рядом других факторов. Во-первых, творческая деятельность  позволяет нам сегодня  видеть мир таким, каков он есть. Предметы, вещи, окружающие нас, являются в большинстве своем творением рук и ума человека.  В Малой энциклопедии персоналий представлено 2000 великих людей, несущих в своем сознании творческий потенциал, благодаря которому  достигнуты небывалые успехи в науке, культуре и производстве [4].  Именно от таких людей зависит прогресс общества.  Во – вторых,  21 век вновь ознаменовался возросшим интересом педагогики к гуманизации образования и утверждению личностно  ориентированного подхода в обучении. Такой подход  дает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека и направлен на развитие природных особенностей  ребенка (способностей мыслить, чувствовать, действовать)  как субъекта культуры (свободы выбора, гуманности, духовности, творчества).

   В-третьих, отсутствие творческого начала  – непреодолимое препятствие в старших классах школы, когда необходимо найти несколько решений предложенной задачи, выполнить задание  нестандартным способом.  Да и в дальнейшем ученик, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает стрессы и противоречия, не может  творчески подходить к любым изменениям. Таким образом, творчество – это то, что составляет ценность любого человека. И какую бы деятельность ни избрал ребенок, ему не обойтись без развитого воображения, дивергентного мышления,  обеспечивающих возможность нахождения нестандартных решений.

   Может, поэтому вопросы развития творческих способностей детей никогда не перестают волновать  многих педагогов и психологов.   Следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, мы признаем своеобразие творчества ребенка. Его педагогическая интерпретация предполагает создание не только объективно нового, но и  субъективно нового, то есть неизвестного для конкретного ребенка.  В педагогике Германии даже используют особый термин «годегетика» - «открытие нового только для обучаемого» [9, с. 61]  Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта [1, с. 286].

   В.В. Богословский пишет, что творчество - психологически сложный процесс. Он осуществляется как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.), обеспечено работой всех психических процессов, в особенности творческого воображения и мышления, подкреплено творческими способностями, знаниями, умениями, навыками, общественно и личностно значимыми мотивами, сопровождается эмоциональным тоном, приводит к открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах деятельности.

   Изучением детского творчества занимались Б.М. Теплов, А. Бакушинский, Е. И. Флерина, А. Усова, К. Головская, Л. Пеньевская, Н. А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Кравцов, И.П. Волков, З.И. Калмыкова, Е.Л. Яковлева, Г.Г. Григорьева, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, М.Р. Львов, С.В. Степанова и др. Однако,  до настоящего времени эта область исследования остается большой загадкой для ученых и практиков. Трудность заключается в том, что нет четких критериев, определяющих эту важную для ребенка в силу возрастных особенностей деятельность.

   Младший школьный возраст, приходящийся на временной отрезок онтогенетического развития от 6-7 до 10-11 лет, (Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В. Квинн) характеризуется определенной социальной ситуацией развития - формированием учебной деятельности. Интенсивное развитие на её основе когнитивной, мотивационно-личностной, эмоциональной сфер младшего школьника, таких новообразований как произвольность психических процессов, внутренний план действий, социальная и психологическая компетентность,  овладение обобщенными способами действий и  перестройка отношений с окружающим миром, наиболее благоприятный период для развития творческих способностей.    

   Согласно положениям психологической теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, С.А. Смирнов), детей младшего школьного возраста отличает особая чувствительность к миру, любознательность, образное мышление, интуиция, способность к экспериментированию в уме, живость и цельность воображения и представления, богатый чувственный опыт.  Дети  не только успешно пользуются системой эталонов, но и проявляют  умения комбинировать и синтезировать. Всё перечисленное создает необходимость изучения и формирования творческих способностей в учебном процессе.

   В педагогике Вульфова Б.З. говорится, что творчество на уроке это процесс создания  оригинального продукта, изделия, способа решения, в результате работы над которым применены самостоятельно усвоенные знания, умения, навыки с осуществлением их переноса на другой предмет или процесс.

   Творчество на уроке, по мнению А.Н. Леонтьева, есть всегда самостоятельный поиск и создание нового продукта (в индивидуальном опыте ученика), не известного для него научного знания, метода и т. п., но известного в общественном опыте.

    Л.С. Выготский пишет: «…мы называем творчеством такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли  это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2] .

   Жизнь ребенка в учебном процессе, по Л.С. Выготскому, «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому», а это и есть творчество.

   Что же является основной движущей силой творчества? Как и многие авторы, мы считаем главной движущей силой творческого развития -  стремление ребенка к самоактуализации, к раскрытию своего потенциала,  «…побуждение расширяться, расти, развиваться, созревать – стремление выражать и активизировать способности своего организма и Я в целом» (С.Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс)  [12, c. 351]

   Это стремление к развитию, по Выготскому,  связано с природным и культурным, естественным и историческим, биологическим и социальным. Признав влияние общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей ребенка на его развитие, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Л.С. Выготский утверждал, что ни одно из специфических человеческих  психических качеств, таких как мышление, творческое воображение не могут возникнуть лишь в результате вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств необходимы определенные социальные условия жизни и воспитания. По нашему мнению, главным условием развития творческих способностей является собственная творческая деятельность ребенка. Как следует из работ С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, постепенно у него должна сложиться психика, соответствующая этой деятельности. Деятельность предшествующих поколений играет здесь важную роль, так как не исчезает бесследно, а сохраняется, запечатлевается в продуктах труда.  В  таком виде человеческая деятельность выступает, как возможность действовать…, чтобы эта возможность стала действительностью, данная деятельность должна быть выявлена, раскрыта и специально организована как процесс собственной творческой деятельности индивида [5]. Творческий характер учебной деятельности закономерно ведет к изменению сознания ребенка, когда главным постулатом его жизни становится девиз: «Каждое дело – творчески! А иначе зачем? Значит, чтобы развивать творческие способности, необходимо опираться на универсальные учебные действия, создавать специальные психолого-педагогические условия и  предлагать специальные педагогические ситуации, требующие творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству осуществляется на проблемах, уже решённых обществом, и способы решения их уже известны. Учащиеся же на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя учатся создавать «новые»  ценности.

   Но прежде чем приступать к развитию творческих способностей, воспитателю в детском садике и педагогу в школе следует принять как аксиому, как закон, вывод ученых о том, что абсолютно каждый рожденный без патологических отклонений психического порядка ребенок одарен от природы задатками и дарованиями. Как отмечает А.В. Хуторской,  около 30 % младших школьников обладают высоким уровнем творчества, к 11 классу креативный потенциал уменьшается до 3%. Почему с годами творческое начало исчезает в ребенке? Какие еще психолого-педагогические условия необходимы для развития творческих способностей и становления творческой личности?

   Доказано, что использование в обучении развивающей модели – это одно из  условий развития творческих способностей младших школьников. Так, развивающая модель З.И. Калмыковой направлена на формирование творческого мышления. Его основными показателями являются: оригинальность мысли, возможность получения ответов, отклоняющихся от привычных, быстрота возникновения ассоциаций, непривычное решение проблемы, беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени, способность найти новые функции объекта.

   Явление переноса как качества ума, как показатель творческого мышления представлен  Е.Н. Кабановой-Меллер [8].

   На развитие творчества нацелена и концепция личностно - развивающего  обучения В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина.  Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить» [7]. По мнению авторов,  ориентация содержания и методов обучения на формирование эмпирического мышления является важным, но не самым эффективным путем развития детей. Именно теоретическое мышление развивает  такие психические новообразования, как абстрактно-теоретическое мышление, способность к осознанному и целенаправленному управлению своим поведением, активность и субъектность ребенка в учебной деятельности.  При решении задач школьник ищет общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются с ходу и сразу правильно. Освоив способ проверки безударной гласной, опираясь на понятие «сильная позиция», ученик «откроет» правило для проверки парной согласной в корне слова.

  Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка, положенная в основу концепции общего психологического развития Л. В. Занкова, выводит на первый план ценность человека, которая воплощена в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что неразрывно связано с развитием творчества.

  Формирование мыслящей и творческой личности, по Л.В. Занкову, возможно лишь в диалоге, споре, столкновении различных мнений. Цель диалогов - анализировать предложенную ситуацию, высказывать  и обосновывать свою точку зрения.      

   Наукой доказано, что ребенок может развиваться в комфортных условиях. Страх, неуверенность, боязнь ошибки тормозят протекание психических процессов. Добрые доверительные отношения наоборот ускоряют процессы развития и являются стимулом к творчеству. В своей книге «Творческая связь»  К. Роджерс пишет о необходимости создать безопасное для ребенка окружение, помогающее ощутить прилив творческих сил. Среда, обеспечивающая  принятие ребенка таким, каков он есть, в его безусловной ценности, эмпатия (способность понимать чувства другого, настроение произведения) и неосуждающая помощь ведут к формированию личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.  Ребенок должен знать, что быть самим собой безопасно. При этом оценивание и элементы соревнования необходимо свести до минимума, а способность развивать собственные внутренние критерии оценки довести до максимума, что даст толчок к саморазвитию и самораскрытию творческого потенциала. Таким образом, создание психологически благоприятной среды – это второе условие детского творчества.

   Как отмечает А.А. Мелик-Пашаев, подчас у истоков выдающихся достижений и открытий лежат целостные эмоционально-образные переживания в детском возрасте. Вызвать через эмоциональные, этические и эстетические переживания  интерес к познанию и созиданию и разжечь его в неугасимый огонь творческого горения – задача творчески работающего учителя. Интеллектуальные эмоции удивления, догадки, ожидания и неожиданности, уверенности и неуверенности, успеха и неудачи являются средствами выражения и  регуляторами творческого процесса. При этом необходимо уяснить, что секрет творческого успеха вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в преодолении трудного, в напряженном, романтическом полете в незнаемое. Вчера не умел – сегодня освоил. Вот радость! Вчера не понимал – сегодня постиг. Вот счастье! Интерес к творческой деятельности зависит не от внешних наград, которые раздаются в виде отметок и других средств, их заменяющих, а от внутренних наград, которыми ученик награждает себя сам, открывая новое и стремясь повторить успех. Постепенно интерес переходит в увлеченность, а увлеченность в наслаждение. «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить», - писал Н.В. Гоголь, который испытывал от творчества невообразимый заряд энергии, помогающий ему создавать настоящие литературные шедевры. Значит, развивая творческие способности ребенка, необходимо постоянно  обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям и учить  проявлению этих реакций в своем творчестве. Интересно, о чем думают, что чувствуют  дети, читая стихотворение А.С. Пушкина «Тиха украинская ночь», слушая «Сладкую грезу» П.И. Чайковского, рассматривая репродукцию А. Куинджи. Похожи ли их чувства и переживания на авторские? Об этом дети расскажут, напишут, нарисуют, посетив мастерскую детской души: «Мастерскую слова», «Умелых рук», «Мастерскую мысли».  Опора на эмоциональную сферу ребенка, наличие у него духовного, эмоционального, интеллектуального настроя и возникающей при этом важной и насущной потребности творить – третье условие творчества.

   А релаксация, приемы самовнушения, музыкотерапия, природотерапия, высказывания мудрых людей и  факты, описывающие достижения человека в разных областях жизнедеятельности создадут дополнительные условия для трансформации всего накопленного в  творчество.  Ведь маленькому ребенку очень важно учиться с  огоньком, в красках разноцветных эмоций, когда каждая крупица мысли заряжается страстью познания и радостью открытия: «Ах, это волшебство, и это я открыл его!»

   Вызвать такие реакции (удивление, недоумение, интерес, затруднение, недовольство) может как раз та самая ситуация интеллектуального или нравственного затруднения [6] - проблема, ведущая к активизации мыслительной деятельности обучаемых. В основе творчества, по Л. Выготскому, всегда лежит момент плохой приспособляемости к окружающей среде, из чего возникают потребности, стремления и желания. Стремление изменить ситуацию, решить возникшую проблему заставляет человека напрягать умственные усилия на улучшение положения. Отсюда возникает творческий акт. Таким образом, проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами и которая инициирует исследовательскую активность ребенка – это четвертое  условие  развития творческих способностей в учебном процессе  (Д.В. Вилькеев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Дж.Дьюи, Э.де Боно, В. Оконь).           

   При этом оригинальный продукт деятельности получается в результате непривычного взгляда на вещи и явления, формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов, конструирования, комбинирования и моделирования и т.п.     

   Предпосылками творчества являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.

  Но желание думать, чувствовать и открывать самое сокровенное,  возможно лишь при соблюдении пятого условия – психологической и деятельной свободы в творчестве.

   Свобода в творчестве невозможна без свободы выбора, без предложения  стимулирующего и несущего в себе вызов опыта. Например, выбрать задание в зависимости от степени сложности, условий, целей деятельности и личного интереса, попробовать свои силы в различных исследованиях, экспериментах с разнообразными, нетрадиционными материалами на уроках технологии: линиями, точками, пятнами, брызгами в рисовании;  лепка на основе синтеза несовместимых деталей, сочинительство для выражения самых сокровенных чувств -  всё это приносит огромное удовольствие, открывает новые перспективы творчества [10, с.68]. 

   Задания «Оживи предмет», «На что похоже», «Найди пару», «Новое качество», «Какими бывают», «Что было бы, если…», «Скульптор», «Музыка навеяла», «Литературное лего», «Я – артист», «Наш театр», «Изобретатель», Я – исследователь», «Шифровальщик» и многие другие помогают ребенку проявить себя и создать новое, оригинальное и неповторимое. Таким образом, внедрение в учебный процесс системы творческих заданий и задач с постепенным усложнением и большей долей активности и самостоятельности со стороны ребенка - шестое условие, которое в большей степени, чем какое-либо другое,  зависит от способностей самого учителя.

   Психологи: П.П. Блонский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, В.И. Зазвязинский, А.М. Матюшкин и др. -  считают: чтобы ученик развивался как творческая личность, педагог сам должен быть творцом и уметь активизировать творческую поисковую, познавательную деятельность учащихся на основе глубокого знания инновационных технологий по развитию творческих способностей [3].   Реализовать творческую сущность деятельности учителя и развить творческий потенциал ребенка помогут:

- активные методы обучения: игры «Да-нетки» (А.Нестеренко) и  «Вопрошайки» (Н.Б. Шумакова), разновидности «Мозгового штурма» (А. Осборн), «Неизвестный объект» (Г. Айзенк), фантастические гипотезы, «Грамматика фантазии»  (Дж. Родари), синектика (мыслительные аналогии) (Дж. Гордон), моделирование методом маленьких человечков, алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС или АРИЗ);

- активные приемы обучения: поиск ассоциаций и противоположностей, преувеличение и преуменьшение, многозначное толкование понятий и  явлений,  совмещение несовместимого, задание на исследование с разной целью, задачи дивергентного характера, решаемые несколькими способами, но предполагающие один ответ, решаемых одним способом, но предполагающие разные верные ответы, решаемые несколькими способами и предполагающие несколько верных ответов;

-  разнообразные формы учебной работы: математика на природе (походы в парк, к памятникам старины, в музеи, измерения на местности, геометрические построения на асфальте и т. д.); математика на сцене (инсценированные миниатюры, геометрические этюды); прикладная математика (чаепитие и дроби, мозаика, морской бой, оригами, игра в магазин); математика и ИКТ (мультимедийные презентации, ситуации из мультфильмов); математика и литература (стихи, рассказы на математические темы);

- дифференциация и индивидуализация обучения с опорой на сильные стороны ребенка;

- ведение творческих страничек портфолио, творческого дневника, творческих тетрадей как способов фиксации, оценки и ориентации на  дальнейшее творческое развитие.

   Необходимо отметить, что «Учитель в обновленной, культуросообразной школе, где основное внимание уделяется развитию личности, не может ограничиться только преподаванием своего предмета, он должен принимать активное участие во внеурочной жизни детей» [5]. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – это седьмое условие развития детского творчества.

 

Учебный предмет

Вид внеурочной деятель-

ности в МБОУ лицей

с. Долгоруково

Направление внеурочной деятельности в МБОУ лицей с. Долгоруково

Математика

 

 

Русский язык

 

 

 

Литературное чтение

 

 

 

 

Окружающий мир

 

 

 

Технология

 

 

 

Музыка

 

 

Физическое воспитание

 

 

 

Основы религиозных

культур и светской этики

 

 

Изобразительное искусство

-Клуб «Знатоки математики»

-Курс «РПС»

 

- Курс Культура речи.

- Мастерская слова

- Этика: азбука добра.

- Курс РПС

- Литературный кружок

  «В гостях у сказки»

- «Речь»

- Театральная студия  «Маска»

 

- Курс «Я – исследователь»

- Проектная деятельность

 

 

- Мастерская умелых рук «Чудеса аппликации»

- Кружок «Волшебный     клубок»

- Музыкальная студия «Серебряные нотки»

 

- Курс «Её величество – игра»

- Курс «Уроки Неболейки»

 

 

 

Кружок «Здравствуй, человек!»

 

 

 

Художественная студия «Веселая палитра»

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

 

Общекультурное

 

Духовно-нравственное

 

Социальное

общекультурное

 

 

 

Общеинтеллектуальное

Общеинтеллектуальное

Социальное

 

Общекультурное

 

 

 

Социальное, общекультурное

 

Спортивно-оздоровительное

 

 

 

Общекультурное

Социальное

Духовно-нравственное

 

 

Общекультурное, социальное, духовно-нравственное

 

 Говоря о психолого-педагогических условиях развития творчества, важно подчеркнуть, что отсутствие поддержки или игнорирование творческих проявлений ребенка со стороны родителей, неприятие ими творческой модели обучения и творческих форм мыслительной деятельности могут  «перевесить» положительное влияние специально организованного обучения в школе. Поэтому просвещение родителей, приобщение их к работе по созданию креативной среды в семье и творческой модели воспитания – это еще одно важное условие развития детского творчества. М.Р. Львов в своей книге «Школа творческого мышления» писал: «Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется открыть. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего взрослого. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю».

 

Литература:

1.     Выготский Л.С. Психология Текст Л.С. Выготский.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

2.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 г.

3.     Крыжановская Е.И., Лутошина О.А., Молчанова Т.К. Языковая школа как центр развития творческого мышления учащихся (из опыта работы школы №1272 г. Москвы). М.: Ритм, 2005. – 80 с.

4.     Кузовлев В.П. Воспитание активной позиции учащихся в овладении культурой умственного труда. В сб. «Формирование творческой активности ученика и студента». Омск, 1978.

5.     Кузовлев В.П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов [Текст] / ж. Начальная школа. – 2006. №7. С.4 - 10

6.     Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /МАН педагогического образования. – М:. Академия, 2001.-272 с.

7.     «Научите человека фантазии…» // Вопросы психологии. 1998 №5

с. 82.

8.     Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений /С.А. Смирнов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -512 с.

9.     Сараева Т.П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении [Текст]/ Психология образования в политкультурном пространстве. Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2012.-№ 20. –С.60-68

10. Фасилитация творчества. Вопросы психологии. 2007 № 6, с. 68.

11.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Текст. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373.

12. Rogers C. On becoming a person. Boston:  Houghton Mifflin, 1996. C.351.