Мухтарова Ш.М.

КарГУ им. Е.А.Букетова

 

Гуманистическая парадигма этнического компонента в содержании высшего педагогического образования

 

Духовный кризис и неопределенность ценностных ориентаций многих народов, наблюдавшиеся в мировом развитии со II половины XX века, привели к осознанию значимости гуманного опыта воспитания предшествующих поколений, идей народной педагогики, роли этнических начал в формировании личности.

Анализ теоретико-методологических предпосылок развития гуманизации образования позволил сформулировать идею гуманизации и гуманитаризации современного образования, как приоритетную в процессе реформирования  общего среднего, высшего и специального образования во многих странах мира.

В современный период акцент на гуманизацию и гуманитаризацию образования является ведущим направлением всей системы образования в Республике Казахстан.

Для выяснения гуманистической парадигмы этнического компонента (ЭК) в содержании высшего педагогического образования (ВПО) необходимо дать характеристику приведенным понятиям.

Термины «гуманизация» и «гуманитаризация» близки по звучанию и происхождению, но различны по содержанию. Под «гуманитаризацией образования» принято понимать целенаправленный процесс совершенствования (в организационном и содержательном плане) преподавания и освоения в учебных заведениях гуманитарных наук – философии, истории, политологии, социологии, психологии, экономики, права, филологии, педагогики и других наук, способствующих формированию мировоззрения обучаемых и насыщения их идеями гуманизма.

Гуманитаризация является, по утверждению В.В.Краевского, главной частью и средством гуманизации [1, с.12].

В обосновании гуманистической парадигмы ЭК в содержании ВПО, основанном на принципе гуманизации и гуманитаризации более важен аспект, названный В.В.Краевским – выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов.

При изучении вопроса гуманистической парадигмы ЭК в содержании ВПО следует заметить, что в современной науке нет единого, общепринятого определения гуманитарного образования, но в многообразии дефиниций имеются общие основы, связанные с духовностью личности, с ценностями и смыслом человеческого бытия и культуры.

Рассматривая данную проблему в условиях высшей школы Л.Г.Викторова и Л.В.Петрова, считают, что «в основу программы гуманитаризации должно быть положено гуманитарное целеполагание, как  процесс формирования гуманитарного мышления и гуманистического саморазвития личности, обучаемого на основе гуманитарных целей, положенных в фундамент ее образовательной деятельности. Переориентация тезауруса личности на гуманистическое видение мира» [2] .

Роль и место ЭК в содержании ВПО в контексте определения гуманитарного образования наиболее удачно, на наш взгляд, выражены в дефиниции Л.Вербицкой: «Гуманитарное образование – это духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во всем многообразии связей и взаимодействия как носителя и создателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [3, с.84]. Аналогичного мнения придерживается по этому вопросу Л.Буева считая, что «необходимо изменение содержания гуманитарного образования с помощью организации соответствующих гуманистических культурных экспертиз, имеющих своей целью интеграцию разрозненных знаний предметного изучения основ гуманитарных наук и «вписывание» их в конкретно-исторический контекст с учетом традиций общечеловеческой и национальной культуры» [4, с.17].

Следовательно, более важно понимание гуманитаризации образования как насыщение образовательного процесса предметами культурологического содержания.

Будучи междисциплинарной парадигмой, структура которого состоит из знаний национально-культурной сферы – истории, религии, традиций и обычаев, этнического воспитания, психологии, национального искусства и др., этнический компонент в содержании ВПО выполняет менталеобразующую функцию, направленную на формирование национального самосознания личности будущего учителя. К тому же этнический компонент в содержании ВПО в условиях глобализации мирового общества должен содержать и инокультурные достояния народов, отражать актуальную для современности римскую формулу «pluribus unum» - «единство в многообразии».

А.Ю.Белогуров и Л.Л.Супрунова считают, что «гуманизм должен выступать важнейшим стержнем любой образовательной системы, ориентированной на реализацию поликультурного подхода …» [5, с.1].

Специфика профессии учителя в условиях полиэтнического общества должна быть направлена на использование гуманного опыта воспитания предшествующих поколений, реализацию идей народной педагогики, этнического начала в формировании личности, которые служат основой гуманистической парадигмы этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.

В «Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан» «гуманитарность определяется представленностью в нем человека не просто как объекта изучения, а, прежде всего, как субъекта творчества и познания, субъекта, создавшего величайшие образцы культуры и увлекающего учащихся своим стремлением к творчеству» [6].

В силу своей гуманистической ориентации ЭК в содержании образования не может не отражать общечеловеческие ценности, не опираться на мировой опыт культурного наследия. Но основу его составляют, конечно же, гуманизм национальных ценностей. В обоснование данного положения приведем высказывание А.И.Суббето: «Проблема гуманитаризации образования должна решаться с национально-ориентированных позиций, обеспечивая в первую очередь формирование внутреннего достоинства личности, что невозможно без патриотического воспитания, воспитания национальной гордости и достоинства. Вне данной постановки проблема «повисает в воздухе», становится лозунговой, неукорененной в национальных традициях, в особенностях истории общества, науки народа, в особенностях этногенеза, сформировавшейся культуры и системы ценностей»[7, с.70.].

В цели и задачи ЭК в содержании ВПО входит не только формирование этнической и гражданской идентичности, но и воспитание толерантного сознания, культуры межнационального общения, актуальность которых в современных условиях глобализации общества очевидна.

Тенденцию к гуманитаризации системы образования усиливает культурологический подход, ориентирующий образовательно-воспитательный процесс на диалог культур, их самобытную оригинальность и многообразие и в то же время единство и равноценность в контексте развития мировой цивилизации.

Таким образом, этнический компонент в содержании ВПО является одним из составляющих содержания гуманитарного педагогического образования и обладает высокими потенциальными возможностями в формировании личности будущего учителя на традициях гуманизма. Гуманистическая парадигма этнического компонента в содержании ВПО воплощает в себе национально-культурные ценности, установку на общечеловеческие идеалы и приоритеты, достояния мировой цивилизации и является частью гуманистически ориентированной педагогики. Перспективами развития гуманистической парадигмы ЭК в содержании ВПО мы рассматриваем взаимодействие традиций и инноваций.

Литература:

1                       Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

2                       Викторова Л.Г., Петрова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего  образования – условие формирование гуманитарного потенциала личности интеллигента: монография. – Красноярск: СибГТУ. 1999. – 45 с.

3                       Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996. - №1. - С.79-84.

4                       Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. - 1997. - № 4. – С.11-17.

5                       Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М.Прохорова. – М.: БРЭ НИ, 1998. – 1456 с.

6                       Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования// http://abelogurov.narod.ru/works/text 2.html

7                       Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда - 1994. -  26 августа.

8                       Суббето А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития (Философия качества образования). – СПб. – М. -  Красноярск, 1999. – 87 с.