Формирование представлений о труде как ценности русского народа на основе изучения произведений Л. Н. Толстого

для детей

к.п.н. Матвеева О. В., Борисова Е. А.

Россия, г. Тула, ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Всё в мире создаётся трудом: строятся города, фабрики и заводы, выращивается хлеб, создаются умные машины, добротные дома, спроектированные инженерами, шахты, построенные строителями, уголь, добытый шахтёрами, цветущие ухоженные сады – во всё это вложен труд людей. Их мысль взлетела высоко, а руки воплотили мысль в дело.

Теме  труда посвящали свои произведения многие русские писатели и поэты. Для того, чтобы жизнь была интересной и полноценной, с самого раннего возраста нужно учиться трудиться, приучать себя к порядку, воспитывать силу воли, выполнять свои обязанности даже тогда, когда этого делать совсем не хочется.

Л. Н. Толстой как истинно народный писатель также не мог обойти эту тему стороной. В его произведениях для детей труд представлен как истинная ценность. Лев Николаевич заботился не только о том, чтобы научить ребят грамоте. Он старался научить их любить труд, относиться к труду с уважением. Лишь только наступила весна, он выделил ребятам по участку земли на своих полях. Он учил их, как надо измерять поля, как правильно обрабатывать землю, как удобрять её, как засевать. Лев Николаевич учил ребят правильно ухаживать за скотом и за птицей, выращивать яблоки и овощи, рассказывал, как устроены разные сельскохозяйственные машины. Он писал: «Лучше ничего не делать, чем делать ничего».

Азбука Л. Н. Толстого – не только книга для чтения, но и подлинный учебник жизни, школа нравственности. При обращении к наследию Л. Н. Толстого – детского писателя, педагога, и у современных школьников будут формироваться представления о смысле жизни, нравственных и социальных ценностях.

Представление – это форма индивидуального чувственного познания. Допуская возможность обобщения, представление выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, представление  связано с языком, что позволяет квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между представлением в качестве суждений, посредством которых может быть реализовано массовое и индивидуальное.

Формирование нравственных представлений начинается в раннем дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни человека. Учитывая то, что в мышлении младших школьников преобладает чувственное, наглядно-образное начало, в основе которого лежат ощущения, формирование у учащихся нравственных представлений – важная задача обучения. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения.

Создавая книги для детей, Л. Н. Толстой обращался к народному литературному творчеству. Нет числа русским пословицам и поговоркам, в которых народ возвеличивает труд. А труд превозносит человека, делает его сильным и стойким, богатым и независимым. «Труд для человека – здоровье и жизнь». Ведь «кто привык трудиться, тому без дела не сидится». О людях, которые всё умеют, говорят: «И швец, и жнец, и на дуде игрец», то есть – умелый, работающий человек. Таких всегда уважают.

Пословицы и поговорки являются плодами нашего прошлого и передаются из уст в уста от поколения к поколению. Они, несомненно, отражают культуру, мировосприятие, а в частности, отношение к труду русского человека, являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности.

Эти свойства пословиц и привели Толстого к мысли использовать их в качестве важнейшего учебного материала. В его «Азбуке» пословицы и поговорки (в том числе и о труде) являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок, представленных в сборниках И. Снегирёва, В. Даля, Л. Н. Толстой отбирал материал для учебников так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. В народных пословицах и поговорках Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений» [3].

Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность. «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо».

Пословицы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай»,

«Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Не тёрши, не мявши – не будет калач», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например: «Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Глаза глядят (страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и выросло немножко», «Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; осуждают плохую работу, праздность и лень, например: «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так никак и не будет».

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Например: к произведению «Стрекоза и муравей» в Азбуке Л. Н. Толстого дана пословица – «Порог поскребла, пирог испекла».

Использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.

Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

Формируя представления о труде как ценности, Л. Н. Толстой не ограничивался жанрами устного народного творчества. Во многих его произведениях для детей ярко и наглядно выражена мысль о труде как ценности и важной составляющей жизни русского человека. В качестве примеров можно назвать басни «Садовник и сыновья» (сыновья садовника после смерти отца искали клад в саду, но его не нашли, «а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше»), «Учёный сын» (сын, приехавший из города в деревню, отказался помочь отцу и забыл, «что такое грабли», но после того, когда они ударили его в лоб, он сразу вспомнил об этом орудии труда), рассказы «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить» (шестилетней девочкой тётушка просила свою мать научить её шить. Сначала ребёнок столкнулся с рядом трудностей, но желание непременно овладеть этим видом труда не покидало ни на минуту. А потом тётушка выросла большая и не помнила, как выучилась шить; и когда она учила шить свою девочку, удивлялась, как она не может держать иголку), «Тонкие нитки» (пряха обманула человека, заказавшего ей тонкие нитки: она показала  на пустое место и сказала, что нитки очень тонки, и поэтому их не видно. Заказчик «обрадовался и заказал себе ещё таких ниток, а за эти заплатил деньги»), «Как в городе Париже починили дом» (в произведении описывается процесс починки дома, у которого разошлись стены).

Великий мастер слова, Л. Н. Толстой избегает назидательности, использует в своих произведениях понятные детям языковые средства, его произведения не лишены юмора. Читая «Азбуку» Л. Н. Толстого, дети начинают понимать, что труд не обедняет жизнь, а, напротив, обогащает ее – новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.  Произведения Толстого готовят ребенка к тому, чтобы он:

-  имел широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры;

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам – и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Вместе с приобщением к творчеству писателя, дети усваивают простую и вместе в тем важную истину, сформулированную Л. Н. Толстым следующим образом: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство».

Литература:

1.     Азбука Л. Н. Толстого. – Тула: Свамия. – 2009. – 184 с.

2.     Л. Н. Толстой. Детям. Рассказы, басни, сказки, былины. – М.: АСТ Астрель, 2007. – 192 с.

3.     Толстой, Л. Н. Полное собр. соч. / Л. Н. Толстой. –  Т.8. Педагогические статьи. 1860-1863. – С. 356.