Баримбеков Ж.Ш., доцент

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахстан

Орнаментальное искусство казахов

 

Все мы несем память поколений - полную безотчетного и преданного стремления к идеалу. Творим в противовес деформации сознания современника. Орнаментальный мир весь обращен к нашей интуиции к подсознательному ощущению выразительного ритма, цвета, формы. Он - продолжение вечного стремления казаха-кочевника к высшему идеалу и духовному совершенству. В стабильности ценностных критериев народных мастеров оценивают принципиальные установки традиционной культуры и жизни казахов - осознание имманентности мировой гармонии, понимание единства обыденной жизни и сокровенного сакрального смысла человеческого бытия. Умение ощутить в частице жизни дыхания универсума, тяга передать беспредельность его высот, пространств и границ - бесценные качества народного искусства - это орнаментальная трансформация векового духовного опыта народа.

Поэзия народного орнаментального искусства и состоит в том, чтобы создавать духовную реальность, которая невозможна при простом отражении материального мира. Здесь строится сама духовность, которая преображает в идеальное обычную повседневность в непреходящую духовную реальность, связанную со смыслами бытия, истории, космоса, всего мироздания.

Народное творчество обладает великой способностью сохранять высшие духовные ценности, переводить переживания человека, его бытийное существование в сферу духовного созерцания, открывать перед индивидом высшую реальность духовного. Это восхождение народного мастера в иной мир, созерцание таинств бытия из неповторимых красок и орнаментальных элементов возводят его в особую реальность духовности, которая автономна и независима от материального бытия, имеет свои законы существования.

Субъект творчества в народном искусстве предстает как личность, которая многообразно проявляет себя в душевной жизни - сознательной и подсознательной, эмоциональной и интеллектуальной, рациональной и иррациональной. Народное искусство интегрирует духовную культуру общества, оказываясь глубоко взаимосвязанным с моралью, философией, религией, наукой. Здесь созданы и аккумулированы ценности, выражающие  духовно-творческую сущность людей.

Искусство становится квинтэссенцией духовности, ибо именно оно осуществляет художественное преображение мироздания, его одухотворение.

Сам мир в его красе и полнозвучности оказывается объективной основой прекрасного, в нем уже имеются целостность и симметрия, упорядоченность и мера, гармония и созвучность бытия, что касается и гармонии красок и элементов орнамента и гармонического развития личности. Красота и чувство прекрасного овладевают человеком, когда он наполнен духовностью. Гамма чувств, ощущение пластики, восприятие окружающих объектов, созерцание природы - все это мощным потоком вливается в душу народного мастера и выражается в его творениях. Красота является целью, идеалом, пределом искусства, чувство прекрасного становится базой эстетической культуры, оно отождествляется с эстетическим чувством.

Здесь начинается область свободы, первоисток творчества, соответственно человеческий феномен, который состоит в выходе личности за пределы материального бытия, в переходе к новому духовному миру прекрасного и совершенного, к эстетическому миру. В мире эстетического сознания взаимодействуют принципы эстетического вкуса, восприятия и воспитания, эмоции личности. Начиная с мироощущения идет первичное спонтанное освоение действительности, чувственное сознание, где обнаруживается связь эстетического сознания с высшим миром.

Традиционная преемственность мастерства, накопленный опыт поколений проявляются в народном искусстве самых различных видов, приводя к высокому, подчас виртуозному владению техникой многими исполнителями.

Народное декоративное искусство – многофункциональное  явление по своей сути. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции его находятся в синкретическом единстве. Бытовая сущность произведений народного орнаментального искусства является следствием сознательной деятельности людей, производящих жизненно необходимые предметы. В этом искусстве нет бесполезного, бесцельного, нежизненного. Мудрая целесообразность пронизывает предметную среду народного быта и проявляется в практическом здравом смысле существования каждого предмета, четкости его функционального назначения.

Народному творчеству свойственна высокая степень художественного обобщения, что относится и к форме, и к содержанию его произведений. Последнее во многом определяется общими идеями добра и активного жизнеутверждающего преображения действительности, характерными для народного творчества в целом, что определяет образную специфику произведений, выражающих это значительное содержание, реализующуюся во множественности полноценных вариантов.     Народное искусство не делает открытий в каждом новом произведении, но в его элементарной грамотности раскрываются мощь человеческой фантазии и богатство материального воплощения представлений о прекрасном, способность идеализировать и украшать жизнь.

В художественно ценной вещи все должно быть согласовано, подчиненно единому замыслу: назначение, конструкция, форма, материал, цвет, узор. Сочетание красоты с удобством и полезностью является непременным условием для всех предметов, которыми пользуется человек. Чтобы иметь художественное качество, предмет должен быть соразмерен по своей структуре и по отношению к другим предметам. Связь формы с назначением предмета должно заключаться в органическом, живом их единстве. В художественном изделии такие качества материала, как мягкость, твердость, шероховатость, гладкость, узорчатость, должны найти свое наибольшее выражение, гармонию.

Соответствие формы назначению предмета является важным признаком его художественного достоинства. Чтобы приобрести художественную значимость, предмет должен иметь ряд признаков: соразмерность всех частей, выразительность формы в соответствии с назначением, материалом и орнаментальным оформлением.

Таким образом, воспроизводя свою родовую сущность, и именно потому, народное орнаментальное искусство остается современным для каждой новой эпохи. И здесь коренится его ценностный критерий - критерий целостности. Такая связь воспроизводится на всех уровнях исторического развития и позволяет народному орнаментальному искусству вырабатывать свои нравственные критерии. Именно в этом кроется его всечеловечность, то общее, что объединяет народное искусство всего мира. Как и в древности, главным предметом народного орнаментального искусства остается природа. И хотя сами отношения человека с природой, естественно, меняются, отражая общественные отношения, тем не менее, вырабатывается коллективный опыт познания природы. В нем отливается все духовно-ценностное, составляющее общую нравственную основу народного искусства.

Свою природность народное орнаментальное искусство воспроизводит в наивной детскости, сохраняющейся на всех уровнях культуры в не утраченной способности удивляться, благодаря чему поддерживается в народном творчестве поэтическое начало и чем в первую очередь отличается орнаментальное искусство. Народные мастера вкладывали в орнаментальную импровизацию пожелания счастья, удачи, свое представление о красоте природы. Орнамент рождался жизнью. В нем можно разглядеть то, что окружало казаха. Об этом говорят даже сами названия узоров орнамента, сходные с формами природы: кошкар муйиз - бараньи рога, табан - след, оркеш - горб, жапырак - листья, гуль - цветок, шимай - спираль, шугула - луч солнца и т.д. Об этом говорят и цвета, ассоциирующиеся со степной природой - то оранжевые, то кирпично-красные, то охристо-желтые, то светло-синие.

Поэтизация природного, сохраняющая следы мифологического, очевидны, природа рождает ту поэтическую, художественную радость, свободной вариативности раскрываются мощь человеческой фантазии и богатство материального воплощения представлений о прекрасном, способность идеализировать и украшать жизнь.

В народном орнаментальном искусстве реализуется художественный гений народа, его поэтичность, фантазия, образность мышления, восторженное понимание красоты.

Еще на заре человеческой культуры, создавая своими руками предметы первой необходимости, человек придавал им ясную форму, наносил на их поверхность геометрические линии, цветовые пятна, элементы орнамента. Он делал это в силу творческой потребности сделать вещь не только удобной, но и красивой, и, кроме того, рассказать в ней об окружающем мире.

На протяжении веков казахский орнамент выработал ряд четких принципов. В нем редки растительные мотивы, а доминируют стадиально очень древние, восходящие ещё к астральному пантеону спиралевидные мотивы. Они, как и тератология, определяют особую специфическую пластику орнамента, оказавшуюся необычайно удобной для выражения динамических представлений о жизни.

Одежда, жилище, утварь, орудие труда, музыкальные инструменты в течение тысячелетий создавались человеком вручную. Назначение предмета, его утилитарная функция и материал определяли направление творческой мысли мастера. Благодаря творческой эстетической потребности человека, многие предметы выходили из рук народных мастеров произведениями искусства.

Народное искусство всегда развивалось индивидуальным творчеством мастеров. И любая творческая находка отдельного народного умельца, любое новаторство проявлялось опытом других мастеров.

Литература:

1.Ергалиева Р.А., Труспекова Х.Х., Каргабекова Р.И. Мастера изобразительного искусства Казахстана. Алматы, 2004.

2.Галиева В.З. Казахстан в творчестве художников ХIХ века. Алматы, 2005.