Музыка и жизнь/ Культура: музыка и танцы

к.иск. Шанкибаева А. Б.

Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова,

Республика Казахстан

Тема быта в казахских сценических танцах

 

Произведения народного творчества – неиссякаемый источник для создания подлинно национального искусства. Ибо в них заложены те нравственные и психологические особенности, те формы искусства, которые свойственны только данному народу и составляют его национальную определенность, самобытность даже в том случае, когда это лишь подлежащие развитию образцы. Знание этих особенностей и психологической среды, где они возникают, умение выделить наиболее характерные черты и обобщить их – необходимое условие в создании любого национального произведения.

 Подробный анализ танцев, наиболее ярко зарекомендовавших себя на профессиональной сцене, дает возможность сравнить и убедиться в многообразии форм и соответствующих ей художественных средств национального танца. Так к танцам, передающим трудовой процесс, относится танец  «Кииз басу», поставленный на мелодию «Кенес»-кюй Абула. Вместе с тем, рисунок танца, в силу большого количества участниц (от 4-х и более) построен на мотивах орнаментального искусства. Танец «Кииз-басу» в постановке балетмейстера Д. Абирова отразил трудовой процесс ткачества. В постановке этого танца хореограф смог передать красоту движений женского труда.

Танец «Кииз басу» по характеру исполнения имеет большую этнографическую направленность. Этнографический характер танца определяется тем, что само образное содержание его отражает трудовое действие, давно оставшееся в прошлом. Это трудовой процесс прядения и валяния кошмы, которым занимались женщины. В итоге этого творческого общественного труда должна была появиться прочная кошма с красивым неповторимым рисунком-орнаментом.

Перед балетмейстером встала задача, создания танца, отображающего этот трудовой процесс. Д. Абиров прибегнул к традиции постановок первых сценических танцев, но изменил форму подачи тех или иных танцевальных элементов. Естественные бытовые движения, художественно перестроенные, превратились в танцевальные движения.

Наиболее ярким, характерным является движение «сабау», интерпретированное наиболее близко к первоисточнику. Танцевальной форме движения способствуют утрированные наклоны корпуса в сторону ударяющей руки, повороты головы, музыкально акцентирующие каждое движение. Сидячее положение исполнительниц, выстроенных в форме полукруга, также передает наиболее приближенную к этнографии форму. Но процесс накладывания орнамента решен балетмейстером в форме, построения красивого рисунка танца. Здесь балетмейстер использует количественный состав исполнительниц. Девушки, двигаясь по кругу, переходя в диагональные прямые и другие фигуры, визуально создавали рисунок орнамента кошмы и танцевального номера. Хорошо потрудившись, девушки довольные «уносили» свернутый в рулон ковер. Этот заключительный уход особенно живописно построен на бытовом движении. Исполнительницы, стоя в ряд по авансцене, одинаковым движением поднимают руки к правому плечу, имитируюя подъем предмета и удерживания его на плече, и уходят друг за другом в одну сторону.

Другой бытовой танцевальный номер «Танец с кумысом», поставлен балетмейстером Г. А. Орумбаевой и решен в танцевально-пантомимном характере. Но весь пантомимный рисунок танца выстроен очень строго музыкально, на основе балетной хореографии. Жесты, обращения друг к другу участниц композиции поставлены в сценически правильной форме.

Этот танцевальный номер представляет собой миниатюрный спектакль, который имеет свой сюжет и несет определенную информацию зрителю. В композиции отразилась национальная черта характера казахского народа – его гостеприимство. Танец задуман как диалог между старшей женщиной, байбище, и молодой девушкой, младшей сестренкой мужа.  В начале танца на сцену выходит байбище с большим блюдом в руках,  на котором стоит чаша с кумысом.  Аккуратно опустив блюдо на столик,  она ищет девушку,  которая должна была принести пиалы (глубокие чашки). Вот, наконец, она появляется, но, играя, не отдает чашки. Приласкав девушку, байбище усаживается возле столика с кумысом и начинает разливать его по пиалам. После того как кумыс разлит,  исполнительницы разносят его музыкантам, как участникам сцены. 

Свобода интерпретации этой сцены заключалась в том, что иногда танцовщицы выносили кумыс в зрительный зал. Зрители, пробуя  настоящий напиток и приходя в восторг, иногда и сами становились участниками сцены. Затем исполнительницы пили кумыс сами и,  «захмелев» от него, начинали танцевать. Здесь танцевальные движения являлись характеристиками двух исполнительниц. Особая пластика движений передавала не только возраст исполнительниц, но благодаря ее специфике становился понятным добродушный характер старшей женщины и непоседливый, веселый – младшей. Насладившись минутой веселья, байбище и юная девушка, уложив всю посуду на блюдо,  довольные уходили за кулисы. Казалось, что там за кулисами следует продолжение сценического действия, так правдиво были переданы образы и соответствующие им танцевальные движения.

Сценическая постановка «Танец с кумысом», ярко передающая бытовую сцену жизни казахской семьи XIX века, явилась художественно зримой картиной фантазии балетмейстера. Сценическая постановка такого плана стала доступной зрителю благодаря развитию и обогащению художественных средств национальной хореографии, разнообразию форм танцевальной пластики и без сомнения, благодаря танцевальному профессионализму дуэта Тати Айгуль и Пшенбаевой Гульнары, мастерство которых отличалось четкостью исполнения каждого движения, пластичностью корпуса, выразительностью рук и редким сценическим обаянием.

Пантомимная танцевальная сцена «Танец с кумысом» выдержана в игровом характере. Ситуация заигрывания, общения двух женщин передает сцену из обычной прошлой казахской жизни. Но художественно интерпретированная фантазией балетмейстера она получила особую значимость и ценность в плане философского восприятия жизни, необходимости ценить каждую минуту бытия.

Наличие наследственной информации, «генетического кода» своего народа для хореографа народного танца имеет большое значение. Он определяет отличие одного этноса от другого, помогает в раскрытии национальных особенностей, присущих народному танцу. Танцы отражают условия быта людей, их мироощущения. Постигая историю и культуру своего народа, набирая определенный опыт, помогающий определить свои позиции, исполнитель и хореограф народного танца получают возможность реализовать себя в творчестве. Без его освоения народный танцовщик не может многогранно проявить свою творческую индивидуальность.