К вопросу об исследовании публицистики Турара Рыскулова

Жапек М. С, ст. преподаватель

кафедры журналистики

КарГУ им.академика Е.А.Букетова,

 

Свобода и независимость – победа, которая из века в век, как недосягаемая мечта, вела наш народ караваном, полным горя, путем тяжелых испытаний и самоотверженной борьбы. Свежий ветер перемен сделал достоянием гласности многие закрытые ранее темы. Тоталитарная система дала трещину, открыв миру нелепость многих суждений ошибочных мнений, сняв завесу с завуалированных фактов истории. В результате чего, в последние годы благодаря многочисленным исследованиям все меньше остается белых пятен. Родная история поднялась на новую возвышенность.

Колониальная политика царской власти, ставшая тормозом на пути развития, не давала возможности казахскому народу укрепить свою национальную государственную систему, отстоять свои национальные интересы. Лишь в начале ХХ века появились предпосылки активизации передовой интеллигенции, господствующими идеями в мировоззрении которой были свобода, независимость, благодаря чему они смогли возглавить национально-освободительное движение.

Одним из крупных политических руководителей национального движения за независимость народа был Турар Рыскулов. Его личность -гражданина и борца, его гражданская позиция,  мощная общественная деятельность, любовь к родному народу- могут служить  многим поколениям примером патриотизма и самоотверженности (1) .

Турар Рыскулов – политический деятель, который в 20-30-е годы сыграл особую роль в истории народов Казахстана и Средней Азии. Его имя связано с такими лучшими качествами как человечность, творческое отношение к делу которому он служил. Он ставил  интересы народа в тысячу раз выше своих,  во имя народа, не сгибаясь, преодолевал любые трудности (2) .

Однако в настоящее время говорить о том, что мы достаточно знаем об общественно-политической, исторической личности Турара Рыскулова - заблуждение. Существуют разные точки зрения  о нём, как о политической личности. В начале 20-х годов прошлого столетия СМИ, общественное мнение распространяли  как положительные, так и отрицательные  суждения. Вследствие этого, гражданина, который мечтал о единстве тюркских народов, оклеветали, называя «пантюркистом», «панисламистом».

В 30-е годы прошлого столетия, когда большинство представителей  казахской интеллигенции  были незаслуженно оклеветаны, подвергнуты, обвинениям, было сложно исследовать общественно-политическую деятельность  многих общественных деятелей,  в том числе Турара Рыскулова,  поскольку их  творческая биография превратилась в закрытую тему.

В первой половине 60-х годов, в связи с неимением состава преступлений, военная коллегия Верховного Суда СССР объявила о закрытии дела и реабилитации политических лидеров, таких как, Турар, Сакен, Беймбет, Ильяс. Они были оправданы официально. Теперь в их  биографиях появились эпитеты: «красный», «пламенный революционер», «коммунист». Но правда раскрылась лишь частично, во многом мешали  ещё не изжитые неверные суждения.

Научных работ, посвященных анализу общественно-политического движения в истории Казахстана, советского строя начального периода ХХ века, касающихся личности Турара, достаточно. К сожалению, здесь общественно-политическая деятельность Турара Рыскулова, его взгляды не оценены должным образом. Многие исследователи не могли противостоять партийной идеологии того времени. Поэтому страдала обьективность.

В некоторых трудах о политической деятельности Турара Рыскулова  наблюдаем заведомо предвзятые заключения по ряду вопросов. Некоторые авторы  сознательную заботу о казахском народе, общественную деятельность Турара  во благо народа выдавали за «национальные отклонения».

Одним из первых, кто опубликовал огромную статью о Тураре – защитнике простого народа - в главной республиканской газете «Социалистик Казахстан»,  был журналист Рахмалы Байжарасов. Высоко оценивая биографию, государственную деятельность, общественные воззрения Турара, автор, заключает: «Написан целый ряд трудов о работах Турара Ырыскулова про историю казахского народа, исследованы темы о расцвете казахского народа во время советской эпохи. На казахскую тематику учеными написано более 50-ти книг и статей. Нет сомнения, что оставленное Ырыскуловым наследие  будет исследовано и использовано учеными» (3) .

В том же году в одном из номеров «Социалистик Казахстан» эта статья была подвергнута сильной критике. Передовая статья опубликована без фамилии автора. Анонимный автор в передовой статье пишет: «Историческую действительность искажать нельзя! Активисты партийной организации Казахстана того времени смело в один голос заявляли про начатые Рыскуловым отрицательные действия националистов. Один из старых казахов - большевиков А. Жанкельдин и многие другие казахские коммунисты, заявили, что ведущаяся раскольническая борьба бывших ответственных сотрудников вредна для  работы партии и народа. На объединенном заседании, прошедшем 18 декабря 1926 года члены казахстанского краевого партийного комитета и актива республиканской партийной контрольной комиссии выступили в один голос против антипартийных действий националистов и единогласно заявили о полной поддержке своего Центрального Комитета по вопросам национальной политики. Можно ли считать такие ошибки Рыскулова случайными? Нет, это не случайные ошибки» (4). Далее автор продолжает: «Поэтому напоминаю, что печать, издательские органы и сотрудники всех творческих организации и впредь, в соответствии с марксистко-ленинской теорией, неустанно пропагандируя пролетарский интернационализм и дружбу народов, должны вести непримиримую борьбу против искажений славной истории Коммунистической партии Советского Союза и, даже ничтожным проявлениям произвести ревизию». Эта статья, опубликованная в главном издании Центрального Комитета, ввела широкий круг читателей в некоторое заблуждение. Итак, о Тураре опять нельзя было открыто заявлять. У народа, испытавшего трудности, не знающего верить ли в уничтожение культа личности, не было единой психологии. Большая часть интеллигенции молчала.

Через восемь лет вышли в свет две первые исследовательские работы С.Бейсембаева и С.Кульбаева о Тураре Рыскулове. Но авторы не смогли преодолеть требований твердой идеологии того времени и ограничились короткой хронологической характеристикой его жизни и творчества основанных только на доступных документах.

В научной среде впоследствии популярными  стали работы В.М.Устинова, адресованные  русскоязычной читательской аудитории.

Собрание сочинений Турара Рыскулова, изданное  в 1984-1997 годах, вновь предназначалось только для русскоязычной аудитории. Полный перевод с русского на казахский язык  его сочинений, напечатанных в издательстве «Казахстан» в 1997 году, содержал искаженные субъективные мнения, что заметно, если сравнить перевод с оригиналом.

Необходимо назвать имена ученых Е. Кузембаева, М. Серикбаева, историка Т. Омарбекова, М. Койгельдиева, О. Коныратбаева, произведения которых о Тураре  опубликованы на национальном языке.

Великий писатель М.О.Ауезов писал о его юных годах: «Веря в неизвестное светлое будущее, считая дни, взрослел толковый в учебе, особо одаренный, скромный, простой мальчик (6). В сценарии, написанном для  одной из частей Турксиб- кинофильма «Самая большая жизнь», мы нашли такую характеристику Турара: «Его повседневное руководство чувствуют все, обаятельный, мягкий человек, когда нужно – суровый. Нетвердокаменный, ходульный образ» (7) .

Заслуживает внимания книга О. Коныратбаева «Общественно-политическая деятельность Турара Рыскулова в Туркестанский период» (5), которая вышла в свет вместе с приходом независимости. Здесь автор, приводя многочисленные факты, достоверные сведения из архивов, дает высокую оценку  его  общественной деятельности и развенчивает ненаучные концепции, направленные на очернение его личности.

В литературном произведении «Клятва Турара»,  хранящегося в личном фонде архива Президента Республики Казахстан написанного ученым, публицистом Т.Нуртазиным, которое он не  закончил из-за внезапной гибели, встречаются блестящие факты, характеризующие Рыскулова как славного сына своего народа.

Достойны внимания  суждения о Тураре  и других  писателей.  Роман-трилогия писателя, публициста Шерхана Муртазы, посвятившего всю свою сознательную жизнь Турароведению- крупное произведение,  изображающее сложные события,  содержащее исторические документы. Это драматическое произведение, показывающее страдания народа и  народных героев, борющееся за его независимость. В то время «основная часть интеллигенции, беспокоящаяся за будущее народа, объединилась под куполом печати. Пробуждающие сознание простого народа их основательные мысли нашли отражение первоначально на страницах газет и журналов».(8)

 Исторические факты свидетельствуют о том, что Турар Рыскулов – не только выдающийся государственный и политический деятель, но и творческая  личность, публицист, и прекрасный журналист, толковый редактор. Его работы, опубликованные на страницах печати, пользовались популярностью. Турар считал «печать не только средством идеологии, но и признавал ее большую роль в просвещении».

В последние годы появилось много научных работ на страницах современной печати, посвященных жизни и общественно-политической деятельности Турара Рыскулова. Необходимо исследовать на научно-теоретическом уровне статьи, очерки, воспоминания Т.Кожакеева, М.Серикбаева, Б.Минисулы, К.Аллабергена, Ж.Аширбекова, Т.Ешенулы, Е.Кузембаева, М.Абильдаева, Н.Абильдаева, Р.Саргожина и многих других деятелей истории, литературы, искусства и культуры.

В этой области состоялись защиты научных диссертации (Е.Кузембаев, О.Коныратбаев и др.). Тем не менее, недостаточно изучен немаловажный аспект - публицистика, журналистика грани редакторского таланта Турара.

Как бы то ни было, в публицистике Т.Рыскулова и в наше время остается немало «белых пятен» и противоречий. Вопрос не рассматривался в развитии, в динамике. Исторические очерки и корреспонденции, критические статьи до 90-х годов прошлого столетия не получили заслуженной оценки. Развивающееся «Турароведение», публицистическое наследие общественного деятеля, требует необходимости внимательного рассмотрения и поиска свежих фактов.

На сегодняшний день перед исследователями публицистики Т.Рыскулова, на наш взгляд, стоят следующие задачи:

- Раскрыть, неизвестные до нынешних дней страницы биографии Т.Рыскулова. В результате чего нужно упорядочить хронологический ряд публицистики Турара.

-На научном уровне рассмотреть его редакторскую деятельность, публицистическое мастерство. Изучить материалы, изданные при жизни Турара в первой четверти ХХ века  в городах Кызылорда, Ташкент, Баку, Москва, Уланбатор , в целом ряде республиканских, областных, краевых, районных и региональных изданиях.

-Проанализировать публицистику Т.Рыскулова и найти ей должное место в казахской журналистике.

-Установить исторические факты жизни и творчества, истоки формирования общественного мировоззрения публициста;  

-Разделить на периоды публицистическое наследие Т.Рыскулова, показать его своеобразный стиль;

-Изучить его тематические, жанровые, стилевые особенности и вместе с ними композиционно-структурные свойства;

-Проанализировать свойственные ему грани мастерства в исторических произведениях, в публицистике;

-Определить историческую ценность поставленных Т.Рыскуловым социальных, общественно-политических задач;

-Проанализировать его национальные политические взгляды в исторических очерках;

-Показать актуальность поднятых им вопросов;

-Изучить философские размышления, гражданскую позицию, гражданский голос Турара Рыскулова, как публициста;

-Создать полный список произведений публициста. 

Представляется, что за основу нужно взять материалы подлинников, касающихся непосредственно исследовательской работы, имеющих значение , которые хранятся в Центральной Научной библиотеке академии Наук Республики Казахстан; редкие рукописи, сохраненные в фонде национальной библиотеки Республики Казахстан,  в архиве Президента Республики Казахстан, в архиве Президента Республики Кыргызстан, в Центральном Государственном национальном архиве Республики Узбекистан, в Центральном Государственном архиве исторических документов современности Республики Узбекистан, в Государственных архивах Российской Федерации, в Архивах Монгольской народной Республики, в Государственном архиве Республики Азербайджан, в Жамбылском областном государственном архиве, в Алмаатинском областном государственном архиве, Кзылординском областном архиве. Важно тщательно изучить собрания сочинений историка, ученого, публициста, напечатанные в разное время.

Чтобы всесторонне показать, какое сильное влияние оказывала публицистика на Т.Рыскулова и сам Турар на развитие национальных идей независимости народа,  нужно использовать исторические очерки, отчеты, обозрения, передовые статьи, корреспонденции, рецензии, письма, напечатанные еще в 1919 году в изданиях «Коммунист Туркестана», «Джетысуйская правда», «Жизнь национальностей», «Советский Туркестан»,

«Туркестанская правда», «Ушкын», «Социалды Казахстан», «Енбекши Казах», «Ак жол», «Тилши» и других изданиях.

 

Список использованной литературы:

1.Ешенов Т. Турар жане тарих. //Егемен Казахстан, 1-мамыр, 1996.

2.Муртаза Ш. Шыгармалар жинагы.4 том. Алматы.азушы, 2000, 440-б.

3.Байжарасов Р. Турар Ырыскулов //Социалистик Казахстан. 19 октябрь, 1960, 3-б.

4. Тарихи шындык бурмаланбасын. // Социалистик Казахстан. 29 декабрь, 1960, 2-б.

5.Коныратбаев О. Турар Рыскулов. Алматы, Казахстан. 1994, 9-б.

6. Ауезов М. Караш- караш окигасы. Шыгармалар жинагы, 1-том, Алматы, Жазушы. 1967, 310-б.

7.Рукописное наследие М.О.Ауезова. Алматы, Гылым. 1977, 459-с.         

8. Жакып Б.  М.Ауезов – публицист. Алматы. 1997, 9-б.