Публицистика в структуре современного казахского романа

(на материале романов А.Алимжанова «Дорога людей» и Т.Нурмаганбетова «Запах земли»)

 

Тахан С. Ш.

КарГУ им. Е.А.Букетова

Д.ф.н, профессор

 

     В современном казахском романе заметны две линии публицистического самовыражения автора в структуре образного повествования. Первая характеризуется предельным обнажением гражданской позиции через полное слияние голосов автора и персонажа, достигаемое посредством отождествления духовно – нравственных и социальных критериев оценки окружающего мира. Это мы видим, например,  в романе А.Алимжанова «Дорога людей». Другая линия находит воплощение в форме растворения авторского «я» в полифонии голосов персонажей, которые, однако, весьма активизированы в плане публицистических оценок событий и  фактов современности, в меру своей причастности к ним. Внутренние и внешние монологи, драматургия диалогов, сюжетные ряды выстраиваются таким образом, что в конечном счете синтезируется активно ценностная позиция автора - демиурга в отношении всего изображаемого и обсуждаемого в произведении. Сказанное можно отнести к роману Т.Нурмаганбетова «Запах земли».

     Публицистический пафос романа Ануара Алимжанова «Дорога людей»(1983) предопределен идеей единства человека и мира. Но публицистически обнаженная идея романа растворяется в пространных историко_- философских размышлениях, репрезентирующихся в соответствии с законами художественного творчества в думах и речах героев. Сферы автора и героев предельно сближены, что и составляет особенность стилевой манеры повествования.

     Сюжет романа, слагаясь из реальных событий жизни, нелегкой борьбы за смелую идею талантливого ученого-археолога и работы его исторической памяти, в целом, полностью подчиняется логике авторской мысли..

     Автор стремится выявить общий нравственный знаменатель событий жизни народов и жизни отдельных персонажей, как правило, далеких друг от друга, непохожих ни по последствиям, ни по исторической значимости.

     Подобной интенциональной установке способствует ассоциативность, являющаяся оригинальным методом исследования сложной диалектики прошлого и настоящего, личного и общественного.

      Скрепляющим элементом сложных ассоциативных разветвлений повествования является вера А.Алимжанова в неисчерпаемые возможности человека в приращении добра и спасении красоты, при всей тревоге за него, все более отчуждавшегося от природы, запутывавшегося в паутине потребительских инстинктов.

     Многочисленные      исторические реминисценции главного героя  археолога Аскара дают возможность "завязывать" занимательные и поучительные сюжетные узлы, которые по принципу мозаики участвуют в создании живой картины движения человечества с самых древних времен и по сей день по Дороге справедливости, взаимопонимания и любви ко всему живому и земле, хотя она часто пересекалась с дорогами ненависти, жестокости, кровавых войн и разрушений, которые могли увести его в пропасть самоуничтожения.

      Самозабвенно и подвижнически изучая исторические особенности присоединения своего народа к мировой цивилизации, душой постигая истину о том, что все достойное памяти из его прошлого связано с его извечным стремлением к добрососедству и честности в отношениях с другими народами, герой приходит к мысли не только о том, что выход родного народа на Дорогу людей стал возможен благодаря совпадению с желаниями и других народов в этом, но и о том, что выбор этого пути во все времена в конечном счете зависел от отношения к происходящим событиям рядового его участника.

     Философским обоснованием  таких выводов персонажа служит уверенность  автора в существовании глобальных связей поступков и надежд современников с уроками единой истории народов, в широком смысле со всем филогенезом. Взаимообусловленность всего и вся имеет цикличную природу. Равновеликую сопредельность и неразрывную сопричастность кругов - жизни отдельной личности, природы, истории цивилизации - автор утверждает как композиционный стержень развертывания мысли определенно публицистического содержания.

     Деятельно преобразовать жизнь, стремиться к всенародному благу, но всегда соразмерять возрастающие возможности человечества с его готовностью  регулировать уровень своих притязаний на господство над окружающей средой, воспитывать в человеке волю к действиям во имя спасения гибнущей флоры и фауны, которые только и могут помочь спасти духовное здоровье потомков, впитанное с впитанное с молоком матери чувство ответственности за продолжение общечеловеческих традиций добра - таковы лейтмотивные узлы публицистического пафоса романа.

    Актуальная для казахского общества восьмидесятых годов двадцатого века проблема строительства "дома души", важности в процессе полноценного гражданского становления личности семейного воспитания на принципах взаимной любви родителей и детей ставится в центр романа Т.Нурмаганбетова «Запах земли»(1990).

     Трагична судьба главного героя романа Избасара, молодого человека, ищущего места в жизни. В раннем возрасте он был насильно отлучен от родительского дома, и несмотря на освященность обычаями подобного обращения с детьми, этот факт биографии придает оттенок грусти всей дальнейшей жизни героя.

       Неестественная для ребенка разорванность сознания, когда надо подавлять в себе сыновнью тягу к уюту родительского дома и поведением оправдывать целесообразность решения взрослых о его пребывании в семье дяди, накладывает свой отпечаток на мироощущение героя.

      Неблагополучие мира очень рано ощущается Избасаром, потому что он не понимает причины возвращения забытого обычая в жизнь, так как видит его несоответствие общественному настроению. Но вместе с тем он все больше проникается осознанием безотрадности этого настроения. Тупиковая ситуация в общественных отноше­ниях обращает взоры героя к почти забытым нормам морали, воплощенных в национальных обычаях, среди которых, однако есть и не вписывающиеся в кодекс современных общегуманистических ценностей.

     Избасару выпадает дорога через ужасы войны в Афганистане, чтобы еще больше убеждает его в самоценности и уникальности каждой человеческой жизни, сохранению и осмыслению которой должны быть направлены все формы сообщества людей.

     Заданные для формирующейся личности ориентиры идеологического содержания не выдерживают испытания в экстремальных ситуациях войны на чужбине, усиливая лишь конфронтацию в сознании героя. И только трудное постижение истины, что человеческое в человеке неразрывно связано с родным народом и его местом на земле, открывает перспективу обретения героем цельности мировоззрения.

     Эта цельность складывается весьма драматично. На маршах в горах Гиндукуша Избасар начинает понимать, что значит для человека родная земля, беззаветный пример защиты которой подают местные племена.

     Пронзительные чувства неправедности своих ратных усилий ощущает герой, обнаружив совпадение местных ландшафтов, пейзажей и запахов земли с детскими впечатлениями о Родине. Ощущение себя субъектом истории, без нравственного обоснования своего участия в ней оказывается тягостным. Человек должен соотносить свои настроения и поступки с чем-то вечным. Извечным первоисточником жизни человеческой всеми и всегда признавалась земля. И терзая чужую землю снарядами, нещадно испытывая любовь к ней ее хозяев по праву рождения, неизбежно отчуждаешься от своей земли. И только признание правоты веры в святость борьбы твоих врагов способно восстановить духовные нити, связующие тебя с родным краем.

     Прозрение обратило взоры Избасара к самочувствию друзей по оружию, русских, грузина Гранта, для которых теперь сохранить свою жизнь стало означать больше, чем просто уцелеть. Вернуться на родину, чтобы своим отношением к жизни образумить близких по крови, в праздном забвении о неминуемой расплате хищнически терзающим твердь под собой, прокоптившем небо над собой и разрушившим храмы и мечети не только на земле, но и упразднившим их в своих душах.

     По возвращении на родину Избасар по самому большому счету принимает на свои плечи груз ошибок и незавершенных дел отца, которого прощает за невольное отчуждение от себя в угоду обветшалым традициям.

     Авторское внимание переключается на судьбу отца Избасара Коныра, предстающую открытым обличением зол социалистической формации.    

     Беззаветный труженик Коныр долго не помышляет о том, чтобы поставить под сомнение необходимость возделывания огромных пространств   родного   края   под   рис.   Весь   смысл   его   жизни

сосредоточен только на подготовке и проведении изнуряющей летней страды, которая определяет его видение вещей в мире.

Однако все частое несовпадение трудовых усилий и связанных с ним надежд с конечными результатами обескураживает героя. Обращая мысли на связь явлений, происходящих за пределами конкретного его бытования, персонаж обнаруживает ущербность своей трудовой этики, которая позволяла не замечать отравления всего живого гербицидами для поддержания падающих урожаев, губительного для самого человека вы­теснения живности из их ареалов обитания, бессмысленного обводнения все новых и новых пространств, потом превращающихся в засоленные пустыни.

В душе Коныра вызревает протест. Он направлен против тех, кто обманывал дехканина, оправдывая его трудом корыстные манипуляции по сокрытию истинного положения дел в сельском хозяйстве, пришедшим в полный упадок из-за насилия над естественным круговоротом природы.

     Коныр осознает и свою вину за ту долгую нравственную слепоту, которая позволяла вести его и ему подобных на поводке мифической исторической целесообразности.

     Прозрение героя особенно горько потому, что общение с Кулмаганбетовым и Тойлыбаевым, присвоившими себе право устроения судеб многих, обнажает их моральное ничтожество и неспособность к трезвому осмыслению катастрофической общественной ситуации.

      Виноватым себя Коныр теперь почувствовал и перед сыном Избасаром. И не только потому, что отдал его на воспитание в семью брата, чем нанес душевную травму сыну. Но и потому, что осознал глобальную связь безропотного подчинения таких, как он, тружеников земли, обезличенной и обездушенной системе управления, с трагическими перипетиями мировых событий.

     Он понял, что не в меньшей мере несет ответственность перед Избасаром и за позорную войну в Афганистане, участие в которой травмировало душу сына неизмеримо больше, чем отлучение от родителей в детстве. Тягостно Конуру и оттого, что слова, связанные с войной, стали произноситься в одном ряду с многими обиходными понятиями, тогда как они должны потрясать людей.

     Обесценение понятий, скрепляющих людей в родственных чувствах, поддерживающих надежду на непрерывное продолжение добрых традиций на земле, переживается персонажем как личная драма.

     Предельно обнаженная гражданская и этическая позиция автора просвечивает сквозь образную ткань романа «Запах земли», максимально расширяя художественный конфликт до масштабов общенациональной проблематики. 

     В проанализированных романах, как и во всей современной казахской литературе, ориентированной на активное воздействие на эмоционально -чувственную и рассудочную сферы восприятия рецепиента в их единстве, мы наблюдаем тенденцию выделения авторского «я» как экстралингвистической категории, что и позволило нам выделить теоретически значимую   проблему усиления публицистического пафоса в них.

Литература

1.Алимжанов А. Дорога людей.- Москва: Советский писатель,1984.

2.Нурмаганбетов Т. Жер ииси .- Алматы :Жазушы,1990.

3.Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. - СПб: Изд-тво Михайлова В.А.,2004.

4.Щудря Н.Н. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф.канд.дис.-Киев,1985.