Касабекова Айнур Ильясовна – к.и.н., доцент

Таразский инновационно – гуманитарный  университет,  Казахстан

 

Привлечение женщин Казахстана к общественной и производственной  жизни республики в 20-30 годы ХХ века

 

Последнее десятилетие ХХ и начала ХХІ века богато явлением глобального характера. Среди них – осознание человечеством места и роли женщины в обществе, поворот к окружающим его проблемам, с одной стороны, возросшая самооценка женщин, активизация их деятельности, нашедшая выражение в создании национальных, религиозных организаций, объединений многодетных, солдатских матерей, творческих, предпринимательских, феминистических союзов женщин, с другой. Как закономерное последствие этого феномена – возрастание исследовательского интереса к многоуровневым и разноплановым проблемам, связанным со всем спектром взаимоотношений женщины и общества.

Актуальность такого рода, исследований по периоду 20 - 30 годы обусловлена назревшей необходимостью критического осмысления и переоценки именно советского периода в развитии проблемы, в котором  лежат корни и предпосылки современного положения женщин Казахстана. 

В первые годы Советской власти были приняты специальные законы, направленные на раскрепощение женщин. В исследуемый  нами период без участия женщин невозможны были глубокие социально - экономические и общественно - политическое преобразования стране.

В 20-е годы в Казахстане в силу исторических обстоятельств делались лишь первые шаги в привлечении женщин к государственному строительству и управлению в республике [1]. Была поставлено задача вовлечения женщин в производство и обеспечение таким путем их экономической эмансипации.

Отдел по работе среди женщин при Казобкоме РКП(б) был образован 15 июня 1921 года по решению Первой областной конференции, которая в специальной резолюции «О работе среди женщин» подчеркнула важность и трудность организации женских масс, особенно казашек  [2]. 

К началу 1922 г. женотделы функционировали только трёх губерниях: Оренбургской, Семипалатинской и Уральской. Образование женотделов было вызвано прежде всего политическим бесправием и особенностями культурной жизни казахсих женщин. «Женотдел – это тот аппарат который будит женщину от многовекового сна. Поднимает её культурный уровень, имея в конечном счете цель: вовлечь женщину в общую с мужчиной политическую,  культурную, общественную работу»,- писала  газета «Джетысуйская правда» [3].  Женотделы начали свою деятельность в исключительно трудных условиях: негативно сказывались малочисленность кадров женорганизаторов, преобладание кочевого образа жизни. Подготовка женорганизаторов велась непрерывно, в 1927 году курсы окончили 123 женщины, в том числе 93 казашки. В 1929 году в 12 округах и 1 автономной области работали 116 штатных женорганизаторов, из них 5 – в отделе Казкрайкома партии, 26 – в окружных отделах работниц и крестьянок и Каракалпакском Обкоме; 35 - в районах  [4].

В когорте женорганизаторов Казахстана ведущее место занимала Алма Дильмухамедовна Уразбаева. Она часто выступала в печати, призывала общественность быть внимательной к женским вопросам. Женорганизаторы вели пропагандисткую работу, разъясняли экономические и политические задачи Советской власти, способствовали развитию женского движения в Казахстане. Многим женорганизаторам не доставало знаний, специальной подготовки.

Характерно, что в конце 20-х годов обозначилась тенденция превозносить успехи на всех участках социалистического строительства. К примеру широко пропагандировался лозунг «В день 10-летия женотделов освобожденные труженицы Советской страны шлют горячий привет угнетенным сестрам империалистических, колониальных и полуколониальных стран»   [5].

1930 году женские отделы в связи с реорганизацией структуры партаппарата были сокращены. Вместо женотделов были созданы женские сектора в отделах агитации и массовых компаний ЦК ВКП (б), краевых, областных, городских и районных комитетов партии, а так же парткомах крупных предприятий. Женсектор ЦК ВКП (б) определил, что в работе среди женщин приоритетными являются задачи индустриализации и коллективизации, участие в общественно - политических компаниях по перевыборам Советов и кооперативно - профсоюзных организаций, а также обратил внимание на подготовку женских кадров и развитие женской печати на местах.

1934 году были упразднены и женсектора, что объяснялась устранением социальной отсталости женщин и вовлечением их в общественное производство СССР. Впоследствии  ЦК ВКП (б) признал преждевременным ликвидацию отдельного аппарата по работе среди женщин восточных регионах. В Обкомах и крайкомах национальных республик в 1935 году женсектора были восстановлены.

В январе 1926 г. Кзыл - Орде вышел первый номер журнала  «Айель тендиги»  («Равноправие женщин»). Первым редактором стала Сара Сатпаевна Есова. Она с 1922 года вела активную журналисткую работу: являлась редактором Семиречинской областной газеты, затем журнала «Айель тендиги».

Этот журнал всемерно способствовал активизации женских масс в Казахстане.

        Делегатские собрания в центре начали функционировать с 1919 года. Женщины избирались делегатками на годичный срок, в составе делегатских собраний они проходили теоретическую подготовку и приобретали навыки практической работы. В 1921 году на совещании губернских женотделов созванном ЦК РКП (б), были определены задачи делегатских собраний:

«Объединить вокруг партии, Советов и профсоюзов отсталые слои работниц и крестьянок. Втянуть их круг общественных, производственных, профессиональных и партийных интересов, научить вести определенную практическую работу по советскому, партийному и профессиональному строительству, сделать и работницу, и крестьянку активными членами партии и работниками во всех общественных и государственных органах и учреждениях» [6, с.90].

       На территории Казахстана делегатские собрания оформилась к концу 1922 года, они начали создаваться при городских, районных и уездных женотделах, волостных комитетах партии.  Делегатки, главным образом вкючались  в борьбу с детской безпризорностью, проводили субботники в домах матери и ребенка.

       В конце 20-х  начале 30-х годов делегатские собрания включились в систему социалистического соревнования. Однако делегатские собрания постепенно теряли прежний творческий характер и в середине 30-х годов перестали созываться.

      Специфической формой работы  среди женщин в казахских аулах в соответствии с циркуляром Казкрайкома РКП(б) от 30 июля 1925 года стали Кзыл-Отау (Красные передвижные юрты). Краевая Красная Юрта под руководством К. Ярлыкамышевой стала показательной: был оформлен уголок матери и ребенка, появилисьсь сепаратор и швейная машина, действовала кооперативная лавка. Работники юрты: детский врач,  ликвидатор неграмотности, судья проводили лекции, беседы, обследовали женщин и детей. Красные юрты проводили широкую просветительскую  работу и пропагандировали политику партии, вели разнообразную по формам идеологическую работу с целью формирования у женщин - труженец классового самосознания. Так, Кзыл-Отау Акмолинской губерний были оформлены уголки здоровья, селького хозяйства, проводились лекции на политические темы, беседы о чистоте, домоводстве, воспитании детей, женских болезнях [7].

В деятельности женотделов, делегатских собраний и Кзыл-Отау усилились централистские начала, стала все более преобладать показная сторона,  рельефнее обозначилось увилечение женработников количеством проведенных мероприятий. Женотделы, делегатские собрания и Кзыл-Отау в конце 30-х годов перестали фунционировать, в связи с квазинаучным выводом о решении женского вопроса в Казахстане в условиях победившего социализма.

Экономическая независимость женщин определяется степенью их участия общественном производстве. Женщины республики наряду с материальными заботами приняли на свое плечи трудности первых пятилеток, все негативные социально- экономические последствия « форсированной» индустриализации и  «сплошной коллективизации».

Важным условием участия женщин в общественном производстве стали специальные меры правительства Казахстана по улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и младенчества. В ноябре 1926 года Президиум ЦИК Казахской АССР принял положение о работе комиссии  по улучшению труда и быта всех трудящихся женщин. В состав комисси вошли представители наркоматов, партийных, профсоюзных и общественных организаций республики. Члены комисии  были призваны изучить условия труда и быта женщин, вести борьбу с нищетой и безработницей, открывать женские артели, развивать сеть учреждений по охране материнства и младенчества.

Женщины республики вовлекались в кооперативное движение. Первоначальными формами его развития стали общие собрания товариществ, молочных и кустарно-промысловых артелей. Кооперативное движение женщин, занятых кустарным промыслом, во всех национальных регионах проходило крайне медленно. Занятость женщин в народном хозяйстве республики, хотя и  имела тенденцию к росту, все же была ниже, чем в республиках Средней Азии, где удельный вес женского труда в основных отраслях промышленности составлял в 1928 году – 100 %, в Казахстане лишь 8,4 % [8]. В этой связи Народный комиссариат труда республики принял постановление, чтобы  во всех отраслях производства женщин было не менее 25 %. Весной 1929 года на предприятиях и в учреждениях Казахской АССР было занято 26443 женщины, что составило 13,3 %. На предпрятиях Казахстана женщин-казашек было занято: в 1926г.- 860, 1929г.- 1234, 1933г. - 26606, 1934г.- 36000, на 1 января 1936г. – 40000 чел. [9].

30 -е годы стали пиком сталинского волюнтаризма и произвола. По всей стране велась «охота за вредителями» проводилась массовые репрессии.

В приобщении женского населения к производственной деятельности в кочевых и полукочевых районах Казахстана определенную роль сыграл Союз «Кошчи». Он был образован как добровольная организация для обьединения и защиты бедноты. В приветствии  краевого бюро Союза «Кошчи» женщинам республики 8 марта 1927 года подчеркивалось, что главная задача: « повышать сознание угнетенных женщин - казашек, влачивших до сего времени жалкое существование, уничтожать старые гнилые традиции, которые являются препятствием в деле осуществления человеческих идеалов женщин. Это тем самым будет способствовать женщинам стать полным хозяевами наряду мужчинами в политической и хозяйственной жизни » [10, с. 111].

27 августа 1928 года ЦИК СНК Казахской АССР приняли декрет «О конфискации байских хозяйств» В целях реализации этого постановления правительством республики было образовано 300 комиссий.  В Советское время в научной исторической литературе подчеркивалось, что участие трудящихся в компаниях по конфискации байских хозяйств и выселении байских семей было массовым. В действительности этот политический процесс не встретил однозначно одобрительного отношения. К примеру на собрании в Каркаралинском округе после доклада о необходимости конфескации имущества байских хозяйств одна из присутствующих женщин заявила: «Если мы равны в правах с мужчинами, то мы не согласны дать ни одного бая для конфискации, а так же для выселения [11]. 60 женщин демонстративно покинули собрание.

Руководство Казахстана, игнорируя наличие всех необходимых условий в конце 20-х годов для создания мощного сектора коллективного земледелия на основе дальнейшего кооперирования крестьянских хозяйств, поддержало позицию И.В.Сталина по сплошной коллективизации. 1929 году на 1У краевом совещании работников среди женщин обсуждался  вопрос об участии женского населения в колхозном строительстве. Женорганизаторы в своих выступлениях указали на факты завышения цифр о вовлечении женщин в колхозы, предложили отказаться от создания чисто женских колхозов.

Форсирование коллективизации привело к тяжелым последствиям. В целях  выполнения завышенных заданий индустриального развития хлеб стали изымать в принудительном порядке из колхозов, и в единоличных хозяйствах. Для выполнения плана хлебозаготовок были сформированы женские бригады из делегаток. Кампания хлебозаготовок проходила в условиях обострения политической обстоновки.

У многих колхозов был изъят весь хлеб, включая семенной фонд. Обязательным планом хлебозаготовок облагали даже кочевников, которые не имея посебов, продавали скот и закупали зерно для поставок. Зимой 1932-1933 годов в Казахстане разразился массовый голод, в период которого нередко  вымирали целые селения от голода.

В истории коллективизации женщины овладевали новыми профессиями. 1937 году среди обучавшихся комбайнёров женщины составляли 17,4 %, трактористов – 11,3%, шоферов – 11% [12]. По Казахстану организовано 30 женских тракторных бригад. В конце 30-х годов за выдающиеся достижения в развитии селского хозяйства 24 женщины республики награждены Орденами Советского Союза. За  высокие трудовые показатели в 1940 году на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку  были делегированы от Восточно- Казахстанской области Ахметова Турсун – трактористка, Коноплина Е.Г. – бригадир и др. [13, с.1].

В республике, несмотря на серьезные трудности удавалось неуклонно снижать женскую безработицу. Позитивным стал опыт развития в республике женских кустарно – промысловых объединений. Весомым представляется участия женского населения в краткосрочным кооперативном движении. Участие всех трудоспособных женщин в общественном производстве сочеталось с фактическим неравенством в оплате труда, вызванным более низкой квалификацией женщины - работницы. Женщины выполняли тяжелую ручную работу. Темпы высвобождения женщин от тяжелого физического труда были исключительно медленными.

В истории Казахстана 20-30 годы ХХ века представляются сложными и противоречивым и но  исключительно  интересным.  Их  наполняя  неустанный  поиск  универсальных  путей   эмансипации  женщин,  вместе  с  тем,   отяготили  и  трагические  события.    В  эти  годы,  несмотря  на  трудности  и  негативные  факторы,  необратимый  характер  принял  процесс   поступательного  развития   социальной  активности    женских  масс.

  Научное  осмысление  истории  эмансипации  женщин  в  Казахстане  в 20-30 годы  позволяет  комплексно   проследить  роль  женских  масс  в  процессе  социалистического  строительства,  объективно  показать  негативное  воздействие  административно - командного  режима    на  положение  женщин  в  обществе,  а  также  способствует  глубокому  пониманию  общей    направленности  и    особенностей  гендерной  политики  на  современном  этапе.   

Исползованные литературы:

1.     ГАРФ. Ф. 3316. оп. 12. д. 243. л 53.

2.     //Казахстанская правда. -1958. -28 февраля.

3.     //Джетысуйская правда. 1923. 21 ноября. № 93. – С.1

4.     АПРК. Ф.141. Оп. 1. д. 412. Л. 87.

5.     ЦГАРК  Ф. 248. Оп. 1. д. 9.  л. 31.

6.     Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. 1917-1939гг. М., 1978.

7.     ЦГАРК ф. 248. оп. 1. д. 18. л. 19.

8.     ЦГООР. Ф. 6983. оп. 1. д. 125. л.71; д.128. л.1.

9.     ЦГООР. Ф. 6983. оп.1. д.127. л.19;

10.  Женщины Казахстана – активные строители социализма. 1918-1945гг. Сб. док. и мат.- Алма-Ата, 1981.

11.  ПАРК Ф.141. оп.1. д. 2818. л. 86.

12.  АПРК Ф.143. оп. 1. д. 3050. л. 2.

13.  // Прииртишкая правда. -1940. 12 июля. № 134. – с.1.