Демьяненко М.С.

ПОВЕСТЬ А.И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

В ту памятную эпоху, когда расцвет русского искусства, известный ныне как «серебряный век», подарил миру много славных имён и художественных открытий, во многом ставших отправной точкой для эстетических исканий всего ХХ века именно Александр Иванович Куприн стал властителем дум и законодателем литературной моды. Даже сейчас, на пороге нового века его произведения продолжают покорять жизненной достоверностью, вкусом к жизни и поразительным знанием действительности в самых её мельчайших подробностях, представляя образец честного и добротного реалистического письма.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоёв общества, А.Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт. По его произведениям детальнейшим образом можно представить стиль жизни того времени. Не случайно Л.Толстой, следивший за «новой» русской литературой, выделял именно автора «Поединка». «А.Куприн – настоящий художник, громадный талант, – говорил он. – Поднимает вопросы жизни, более глубокие, чем у его собратьев…»

Самым значительным произведением в творчестве А.И. Куприна, его «главным девятым валом» стала, несомненно, повесть «Поединок».

         «Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвинили писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне, революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.
         Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми, однако проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Никогда ни до, ни после «Поединка» Куприн не давал в своих произведениях столь широкой картины жизни определенной среды (в данном случае офицерства), никогда не поднимал таких острых, требующих своего разрешения социальных проблем, никогда мастерство писателя в изображении внутреннего мира человека, его сложной, часто противоречивой психологии не достигало такой выразительности, как в «Поединке».
         Но самое главное заключалось в общей, объединяющей концепции, которой не хватало более ранним произведениям Куприна о царской армии и которая в период мощного революционного подъема была подсказана писателю жизнью и легла в основу его «Поединка». Эта концепция,
позволившая в частных явлениях открыть их общий смысл, заключается в том, что в «Поединке» «пороки военного быта» даны писателем  как выражение «общего неизлечимого недуга» всего монархического строя.

В «Поединке» раскрывается процесс становления характе­ра в важный пе­риод жизни героя. Мировоззрение главного героя только еще складывается, он по сути дела «стоит на пороге жизни». Молодостью Ромашова многое объ­яснено: непоследовательность пове­дения, романтическая влюбленность, подчинение обстоятельствам и отсутствие твер­дой воли. Но сила этого характера в том, что он постепенно просыпается для значительной, наполненной жизни, которая мыслится им как служение обществу.

Унаследовав от Толстого и Чехова глубину раскрытия человеческого харак­тера и жизненных отношений, обстоятельность изображения быта, среды, гума­нистический подход к человеку, Куприн остался верен лучшим заветам русской реалистической литературы.

Обобщая явления современности, писатель выбрал демократического героя, человека среднего достатка, средних способностей, подчеркивая, что процесс пробуждения личности широко захватил общество. Ромашов помещен в ха­рактерные обстоятельства – в атмосферу пошлости, тупости, жестокости и равно­душия царской армии. И при всей своей внешней заурядности и незаметности Ромашов возвышается над средой.

«Поединок» – наиболее зрелое и сложное произведение, к которому Куприн пришел после долгого раздумья, обогащен­ный житейским и писательским опы­том. Сюжет был подсказан Куприну фактами собственной биографии. Но организация ху­дожественного сюжета   требовала   долгих поисков.   Очень важно было найти начало, которое и заинтересовало бы чита­теля, и ввело бы его непосредственно в самую гущу событий, в самые глав­ные мысли произведения.

Именно   будничные   занятия   солдат и офицеров, повсе­дневная жизнь ар­мии выдвигалась на первый план, а не ро­мантическая интрига повести. Не слу­чайно говорил Куприн, что этой повестью он вызывает на поединок общество, цар­скую армию, т. е. подчеркивал социальную значимость произведения.

«Поединок» – это социально-психологическая повесть. Сюжет ее охватывает события, происходящие в течение нескольких месяцев, но внутренняя насыщенность и напря­женность сюжета создают впечатление о более длительном периоде вре­мени.

Создавая свое произведение, Куприн не утопает в мелочах, он выделяет главное: отно­шения между офи­церами и солдатами, сущность «воспита­ния» в армии, нравственный облик воен­ной касты и ее соци­альная опасность.

До тонкости изучив военную касту, ее идеалы, быт, речь, Куприн показы­вает ее членов как жрецов царского самодер­жавия, что звучало особенно акту­ально в условиях позорной войны с Японией. Судьба героя на фоне общей деградации и деморализации трагична. Но не менее трагичны судьбы и других людей, обезличенных армейской машиной. Множество офицеров, действующих в повести, составляют коллективный образ, мастерски нарисованный Куприным при помощи групповых характеристик.

Благодаря мастерским порт­ретным характеристикам писателю удалось показать свое­образную общность всех действующих лиц и в то же время наделить их живыми, индивидуальными, разнообразными чертами. Куприн отдельными штрихами сумел показать живых уз­наваемых людей и наметить глубокие социальные обобщения, так как все простые, достоверные детали-характеристики выстроились у него в продуманную систему, оказались единственно возмож­ными и совершенно необходимыми.

Огромная работа была проделана Куприным в области словесного пейзажа. Здесь он многому научился у И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого. В «Поединке» природа непосредственно свя­зана с переживаниями людей, главным образом, Ромашова: чуткая, по-матерински заботливая, она сопровождает героя в самые важные моменты его жизни (разговоры с Назанским, свидание с Шурочкой в роще, мучительные мысли после провала на полковом смотре и т.д.). Внутренний мир человека сливается с «тайной творческой жизнью природы».

От природы – друга, участника событий и творца пережива­ний человека Куприн приводит читателя к природе – фону, а от него – к миру холодных и бесчувственных вещей. Вот тогда-то и говорит мысленно Ромашов: «Я приговорен. Я один». Да, сначала Ромашов стал чужим «живой и чуткой природе», а затем природа и сама как бы умирает – ее заменяют бесчувственные вещи, потому и герой обречен – он неминуемо должен погибнуть. Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, вот почему так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски ото­браны для их воплощения лексические средства.

Языковая ткань произведения свидетельствует о возрос­шем мастерстве Ку­прина. Удивительная гибкость, с которой Куприн использовал бо­гатство русского литературного и разговорного языка, приго­дилась писателю для углубленного воспроизведения отдельных характеров и коллективных характеристик в «По­единке».

К своей работе над повестью Куприн подходил ответст­венно, как большой писатель-реалист. Реалистическая фор­ма произведения соответствовала тому со­циальному накалу, который таил в себе «Поединок», написанный уверенной ру­кой мастера. В этом сочетании большой общественной идеи и ее художественного решения и заключается непреходящая ценность выдающегося произведения рус­ской литературы XX века.