УДК 821.512.122. «18»

Саттар Умирзаков. Доцент кафедры «казахской литературы» ШИ МКТУ им. А.Ясави. г. Шымкент, Республика Казахстан

 

НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХІХ ВЕКА

 

Проблемы исследования и преподавания казахской литературы тесно взаимосвязаны с вопросами развития ее истории. Развитие истории литературы  начала ХХ века было углубленно исследовано в трудах Р.Марсекова, А.Байтурсунулы, Х.Досмухамедулы, С.Сейфоллаулы, М.Ауэзова, Б.Кенжебаева, М.Магауина, Р.Нургали, Р.Турысбека еше до установления советской власти, а сегодня концептируется принципиальными исследованиями М.Мырзахметулы. Многие ученые высказывающие свое мнение по поводу этой темы, в основном придерживаются взглядов Б.Кенжебаева и недалеко ушли от них. К концу 1960 годов ХХ века под началом Б.Кенжебаева такие ученые как М.Магауин, М.Жолдасбеков и другие продолжили исследование путей  развития казахской литературы (литература древней эпохи, литература ханского времени, литература ХІХ века, литература начала ХХ века, литература советского периода и современная казахская литература), обогатив перспективные работы молодых исследователей, в числе которых явно выделяется И.Нурахметулы.  

В высших школах литература ХІХ века преподается обобщенно, путем знакомства с творчеством акынов-импровизаторов, потоками прошедших времен (зар-заман),  с работами критиков просветителей-демократов нового письменного направления, с певцами-акынами и казахскими сал-сери. В связи с реформированием системы образования средних школ и программ высшей школы, эта проблема не потеряла своей значимости. Последующая систематизация обучения по кредитной технологии тоже охватывает указанные  направления. Известно, что при советской власти было уделено больше внимания обучению произведениям крити-реалистического направления. Также известно о существовании мерила казахской духовной литературы в виде независимой литературы времени  ханского правления. Начиная с ХІХ века, с каждым днем все отчетливее раскрывается необходимость в приоритете направленности против колонизаторства и обшеформальности в казахской литературе. Только так можно по достойнству оценить последующие познавательные исследования в области обучения и развития, удаляясь от понятия «оголенной художественности», сковывающей узурпаторской идеологической системы. Наши исследования все больше убеждают в справедливости положении, систематизированных ученым-литературоведом М.Мырзахметулы, который подводит изыскательскуюбазу к определенным выводам, руководствуясь характеристикой исторических событий и геополитических проблем в литературе. «Если обратить внимание на историю, то можно увидеть три разные ситуации, непохожие друг на друга и основанные на трех разных системах власти в политическо-социальной жизни одного народа в казахской степи между 1822-1869 годами. В связи с этим образованы три формы истории литературы, не повторяющие друг друга. При исследовании истории литературы и путей ознакомлении её с кругам читателей, нам приходится часто сталкиваться с этими трёмя особенностями. Без этого остаётся закрытым занавес правды в литературе и открыть его трудно»-говорит ученый [1.26]. Здесь просматривается глубокая мысль, рождённая детальным анализом многослойных тайн истории колонизации края Кокандским ханством, которое эффективно использовало внешнюю геополитическую ситуацию в первой половине ХІХ века и колонизаторскую идеологию, проводимую устрёмленной на восток Российской империей, конкурирующей с правительством Англии, а также с надвигающейся китайской экспансией.

Под трёмя разными формами колонизации выражена научная мысль, рождённая глубоким пониманием форм власти, силой внедренных в систему правления страной. Учёный через научный анализ сущности колонизаторской идеологии даёт конкретные направления для будущих исследований. Например, анализируя три угла зрения на историю развития взаимоотношений с гуннами, персами, славянами, он вызделяет нижеследующие этапы истории литературы: 1. Литература эпохи древнетюркских письменных памятников Ү-ҮІІІ веков.

2. Литература эпохи Караханидов между ІХ-ХІІ веками.

3. Литература эпохи Золотой Орды ХІІІ-ХҮ веков.

4. Литература при Казахском ханстве ХҮ-ХҮІІІ веков.

5. Литература эпохи колонизации между ХҮІІІ-ХХ веками, которая в свою очередь подразделяется на: а) литература вассальной эпохи в начале ХҮІІІ века. б) литература первой половины ХІХ века. При в этом в литературе первой половины Х1Х века периодизация выглядит так: 1. Литература при правлении султанов-правителей младшего жуза (группа акынов во главе с Махамбетом). 2. Литература при правлении старших султанов среднего жуза (группа акынов, ведомых Дулатом). 3. Литература эпохи правления датхи в старшем жузе, находящемся под властью Кокандского ханства (группа акынов под началом Жанкиси жырау).

в) литературу эпохи правления болысов во второй половине ХІХ века (акыны времён зар-заман).

6. Литература эпохи возрождения в начале ХХ века.

7. Литература эпохи советской власти.

8. Литература эпохи независимого Казахстана.

Высказывание учёного «В связи с приобретением независимости Казахстана и пробуждением национального сознания произошли коренные изменения в мышлении – сознании и познании. Все литературно-культурные ценности советской эпохи и других прошлых времён нужно оценивать с позиций сегодняшнего, современного требования, и это направление набирает силу» [1.125-126] - находит подверждение и в мыслях исследователя русской литературы Б.Г.Рейзова, который говорит: «Смена эпох и периодов -   историческая закономерность. Эпохи и периоды тоже определяют не только жизнь народов, но и мышления и творчества их. Каждая историческая эпоха решает задачи требуемых временем. Решение этих задач возлагается вместе с эпохой и на литературу» [2.269].

В ХІХ веке запад и восток, север и центральная часть казахских земель были в «рабском», «бесправном» положении в результате оккупации Российской империей» (Жанак). А южный край был под игом Кокандского ханства, испытывая в духовное рабство. В ХІХ веке север казахских земель, превращаясь в колонию Российской империи, основывается на систему территориальных принципов правления старших султанов, а на западе, в связи с дистанционным управлением, господствуют султаны-правители. Южные земли остаются колонией Кокандского ханства, где властвуют датхи.

Основная масса изданных до сегодняшнего дня исторических, литературных исследований придерживается к той версии, по которой утверждается быстрая колонизации восточных земель Российской империей после времён правления Аблая. На самом деле политическая жизнь ХІХ века  очень сложна, казахские земли были притеснены с трёх сторон огромными империями Россией и Китаем, а также Кокандским ханством, которое умело использовало временные трудности того периода.

При изучении литературы эпохи правления датхи в ХІХ веке необходима смело внедрять сведения об истории политических событий и истории национально-освободительного движения.

Истину исторической летописи Кокандской колонизации можно найти в литературных наследиях того времени, в летописях и письменных источниках, созданных в жанре ораторского слова и посвящённых борьбе южных казахов за независимость, в трудах миссионеров и до сих пор не вошедших в научный оборот народных сказаниях и легендах. Если учесть, что в наше время сформирована научно-методологическая основа геторогенных, автогенных, жанровых, систематизированных (хронологических) принципов развития истории литературы, то можно принять как закономерность возвращение к этому вопросу, поскольку источник разделения истории литературы начинается с древней литературы и методология освоения этой проблемы не ограничивается Орхонскими письменностями Ү-ҮІ веков,  где утверждена классовая система. Мы считаем необходимым использование исследований, проведённых в сфере истории литературы.

Заслуживает внимания труд учёного-литературоведа М.Мырзахметулы, который исследовал сказание «Алып Ер Тоңаны жоктау жыры» написанное в древнетюркском мериле, «КОГ», где описываются события ҮІІ века, т.е. 626 год до нашей эры, и где иранский царь Кейксрау обманом пригласив Афрасиаба, отравляет его ядом. Ценность исследования И.Нурахметулы на тему «Разделение на эпохи истории и источников казахской литературы» заключается в том, что он ищет образцы древней литературы не в Орхонских письменностях, а в китайских источниках, где «образцы, относящиеся к литературе эпохи сакских, гуннских, уйсунских, канглийских и тюркских царств, и литературные образцы написанные на языках других народов должны считаться одним из источников общей литературы тюркских народов», и тем самым ученый обогащает мнение о том, что образец древней литературы находится в Х веке до нашей эры [3.20]. Он предлагает считать началом казахской литературы не литературу ханской эпохи ХҮ века, а литературу при Туркешском каганате ҮІІІ века. Его мнение об «эпохе улусов» и «литературе национальной эпохи» тоже заслуживает внимания как смелый прогноз и самостаятельные оригинальное исследование.

Эти мнения подводят к выводу о необходимости начинать обучение казахской литературе в школах со сказания «Алып Ер Тона жыры». При обучении литературе ХІХ века надо помнить о колониальных последствиях российско – кокандской экспанции. При рассмотрении любого произведения следует уделять внимание борьбе против колонизаторской идеологии и выходу на передний план литературы, воспевавшей независимость. Заставляет задуматься и тот факт, что в школах (и даже в вузах) при изучении казахской литературы глубоко не рассматривается захватническо-колониальная политика Кокандского ханства. Не только школьники, но даже люди зрелого возраста зная кое-что о «султанах», «старших султанах», не знают ничего о «датха». Известно что датха стояли выше султанов и что при них тоже немало создавалось литературных произведении. Неотложным обязательством является и изучение гетерогенным способом региональной акынской школы Казгурта, отрогов Каратау и берегов Сырдарьи, возглавляемой Жанкиси. Систематизируя сказанное, следует указать на тесную связь между проблемами обучения и разделения на эпохи литературного наследия после ХІХ века и древней литературы, при систематизации и разделении на эпохи литературы ХІХ века. Таким образом, всё более выявляется значимость правильной систематизации и классификации литературных источников в их дидактическом аспекте.

Нужно представитьмолодому поколению богатое литературное наследие, воспевающее казахские земли, превращённые в объект внешней колонизации с учетом современных исследовании и внедрить в обучение образец систематизации литературы ХІХ века, созданный М.Мырзахметулы. До этого дня были изучены колониальные идеологические явления в политике Китайской и Российской империй, но ни экспанция, ни захватнический характер политики Кокандского ханства полностью не раскрыты, хотя они описаны в литературных истояниках. Мы это видим и при изучении произведений, рождённых во времена правления датхи и при исследовании исторических тех врёмен.

            Руководствуясь трудами таких учёных, как М.Мырзахметулы, А.Оспанулы, Т.Какишулы, Ж.Дадебаева и других, мы должны объективно охарактеризовать Кокандскую колониальную политику описанную в литературе, поскольку геополитическая ситуация ХІХ века крайне неблагоприятная для казахов, нашла отражение в литературе эпохи правления датхи при господстве Кокандского ханства. Тесно переплетаясь с вопросами  истории, художественные произведения раскрывают специфику южной литературной школы со всеми жанровыми и тематическими особенностями, ми присущих только ей самой, рассказывают правду о национальной борьбе за независимость. Сопоставляя с канты истории с литературными произведениями, следует специально остановиться на особенностях создания образов исторических героев, обратить внимание на природу исторических, художественных источников, вошедших в литературный оборот и ранее не привлекавшихся, не оценив правду этого периода, не поняв характер социальных, политических и исторических потрясений, не определив источник освободительной идеи, мы не можем раскрыть природу, суть песен и сказаний, рождённых в борьбе против Среднеазиатских ханств.

Неотложным делом является специальное изучение формирования и коренной истории региональных литературных школ, не превращённых ещё в предмет анализа истории литературы в широком плане. Это во-первых. Во-вторых, до сегодняшнего дня не систематизирован поток разных подходов и мнений о разделении истории литературы. Обширные степи, караванные торговые пути в Индию и в другие страны всегда привлекали соседей. Английские власти стремились овладеть Индией, Российская империя ещё с врёмен Петра І тоже мечтала покорить эти земли, оказывая влияние на такие родственные народы, как татары, башкиры и саха. В ХҮІІІ веке Среднеазиатские ханства были в раздоре между собой, и это повлияло на благосостояние этих ханств. К концу ХҮІІІ века наблюдался определённый прогресс в жизни населения этих ханств. Бухарский эмират был известен всему востоку, а Хивинское ханство уставало от междоусобиц казахов, каракалпаков и туркмен. Кокандское бекство основывалось на власти горных таджиков (гундукушцев) и ещё не возросла до ханской структуры.

Стабилизация на политической арене способствовала подъёму Бухарского эмирата, где давно была сформирована государственная структура, а также Кокандскому и Хивинскому ханствам, которые усиленно занимались захватническими войнами против казахов и тем самым регулировали внутренние разногласия.

Начали проводиться изыскания в области литературного наследия и творчески биографий героев, павших за национальную идею, батыров, сражавшихся не щадя своих жизней в борьбе за независимость и против иноземных захватчиков. Вождь нацонально-освободительного движения Кенесары, а также Наурызбай, Акпан, Рысбек, Жанкожа, Бухарбай, Саурык, Сураншы, Спатай, Мадели, Булек, Биназар, Сарман и многие другие, до сих пор остающиеся неизвестными, батыры, продолжившие их дело, сохранившиеся в памяти народа датхи Батырбек, Байзак, Сапак, Шокай, Канай, Турсунбай, Турганбай, Балаби, Торгай, Наурызбай, Досбол и др. остаются ярким примером патриотизма. Болтирик, Жетес, Намаз, Богенбай, Тортбай, Андас, Дауыл, наряду с батырством, были известны и как властители. Литературное наследие и биографии этих выдающихся людей ждут своих исследователей. Творчество крупных представителет освободительной литературы, основоположников литературы Кокандской эпохи Жанкиси, Суйинбая, Маделикожа, Майлыкожа, Италмаса, Бактыбая, Кылышбая, Базар жырау, Суюндука, Онгарбай шешена, Будабая и Жамбыла необходимо, комплексно анализируя, оценить по достоинству. Требую основательного изучения явления, описанные в литературных источниках, порождённых идеей независимости и воспевших  освободительное движение, наследие батыров и биев, возглавлявших национально-освободительные восстания, руководствуясь идеями свободы, прославивших в своих произведениях подвиги борцов за вольную жизнь и независимость. Настало время дать справедливую оценку «литературе эпохи правления датхи» случившихся во власти датхи исторических событий, породивших творчество и художественные произведения исторических личностей, всю жизнь боровшихся за независимость. Несмотря на проводимые юбилеи, конференции на уровне областей, районов, школ, улиц и аулов, издание книг и собирание наследия, всё ёще не уделяется должного внимания проведению специальных научных исследований. Индийский государственный деятель Джавахарлал Неру писал: «Историю во многом пишут победители и захватчики, история будто зеркало их взглядов, к тому же придаётся больше внимания прогнозируемым мыслям хозяев побед, в конце превосходят взгляд и слова сильного… они, оправдывая свои хоть и плохие действия, всю вину взваливают на соперника. Правда остаётся на дне пропасти, а на лице будет лежать горькая ложь, смешанная с бесстыдством» [4.6-7]. Эти слова относятся и к исследованию истории казахской литературы ХІХ века. Рассматривая  литературу первой половины ХІХ века (литература зар-заман), второй половины ХІХ века (демократическо-просветительская литература),  обобщая и изучая творчество певцов-акынов в высших школах, необходимо пересмотреть эту систему.

Специальные изучения и проверки требуются при исследовании эпохи колонизации казахов южного края Среднеазиатскими ханствами, вследствие чего против рождённая освободительная идея и относительное изучение её явлений в литературе должна изучаться в контексте потоков общей казахской литературы, а также систематизироваться с позиций единой подытоженности. При изучении сказаний и песен, рождённых в борьбе за независимость мы должны учитывать моменты непреодоления классового сознания сложившееся за годы советской власти, и рассматривать произведения авторов в общем потоке литературы ХІХ века и использовать формулировки с позиций жанрового характера художественных особенностей некоторых произведений. Подводя итоги вышеописанным мыслям, мы хотели определить и систематизировать причины неизученности колонизации казахского южного края Кокандским ханством.

Многослойные тайны тезисных мыслей профессора М.Мырзахметулы ценны и тем, что дают направления для анализа литературы ХІХ века. Главной особенностью захватнической идеологии политики Кокандского ханства является торговля, налоги и колонизация в духовно-религиозном направлении, а также захватническая идея, утверждённая принципом «налоги – источник доходов». Всё это требует широких исследований.  

Литературы:

1.Мырзахметулы М. Мысли и раздумья. –Туркестан: Туран, 2005, сс.26, 125-126;

2. Б.Г.Рейзов Б.Г. История и теория литературы. –Ленинград: Наука, 1986, с. 269;

3. Нурахметулы И.Автореферат на соискание диссертации к.ф.н.-Астана: 2005. с. 20;

            4.Джавахарал Неру. Открытие Индии. Книга вторая. 1989.с.6-7.