Богданова Н.Г.

Украинская инженерно-педагогичная академия

Творчество как способ развития культуры

Культура - это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура - продукт творчества. Развитие культуры есть след­ствие множества творческих актов, совершаемых в истории челове­чества. Творческая деятель-ность  -  источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движу­щая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.

Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем не­дооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельно­сти. Она необходима для поддержания жизни человеческого обще­ства и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утра­тившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым гру­зом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забы­ваются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусст­ва, рукописи, книги - материальные воплощения культуры прошло­го, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.

В романе Татьяны Толстой «Кысь» рисуется фантастическая картина жизни людей после атомной катастрофы. У них сохранились еще кое-ка­кие следы погибшей культуры - предметы домашнего обихода, книги, отдельные обрывки знаний и обычаев. Они сумели даже как-то приспо­собиться к вызванным радиацией изменениям в природе и в своих соб­ственных телах. Но у них угасла способность к творческой активности. И даже чтение и переписка уцелевших «старопечатных» книг превраща­ется в бессмысленную механи-ческую процедуру, которая никак не спо­собствует интеллектуальному развитию и духовному совершенствова­нию. До понимания их содержания дело не доходит: ведь для «открытия смысла» необходимы творческие усилия. Культурная жизнь затухает, и общество попадает в тупик, выхода из которого не видно.

Творчество - это механизм не только созидания нового, но и удер­жания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложен­ные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого.

Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников - «органа генерации» - дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хо­рошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назна­чение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участни­ка - «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблю­дать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обла­дают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь ко­торые способны прорваться лишь значимые идеи.

Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну, а «орган селекции» - за значимость результатов творческого поиска. Голос пер­вого есть голос новизны, а второго - голос значимости. Но новизна и значимость - это определяющие характеристики творчества. Генерация и селекция оказываются процессами, благодаря которым продукты творчества обретают эти качества. Значимость продуктов творчества обеспечивается консерватизмом и осторожностью «органа селекции», его скептическим отношением к новому и учетом накоплен­ного ранее опыта. Новизна же продуктов творчества связана с радикальным отказом от устаревших установок и стремлением отвергнуть опыт прошлого ради лучшего будущего. Поэтому диалог между новиз­ной и значимостью содержит в себе более глубокий смысловой слой, в котором идет диалог между «голосом прошлого» и «голосом будущего». По сути дела, творчество оказывается звеном, соединяющим се­годняшнюю культуру с культурой завтрашней, диалогическим взаи­модействием «материнской» культуры с культурой «дочерней», возникающей в ее лоне. В поисковом диалоге культура сегодняшняя по­рождает культуру завтрашнюю. Таким образом, творческий процесс, протекающий в голове индивида, по своей глубинной природе соци­ален - он есть не просто внутреннее дело субъекта творчества, а фор­ма развития человеческой культуры.

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повыше­ние уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличи­вают потребности общества в творческом труде. И чем больше обще­ство заинтересовано в прогрессе, тем больше творчество почитается и поощряется общественным мнением.

В современном обществе творчество далеко не всегда вознаграждает­ся по достоинству, но почти всегда рассматривается как почетное и уважаемое дело, возвышающее человека в глазах окружающих. Об­щество с интересом относится к творческим инновациям и охотно воспринимает их. Это создает благоприятный для творчества куль­турный фон, на котором оно выступает как высшая жизненная цен­ность и для многих становится смыслом всей жизни.